fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Categories:

День космонавтики

Polar film

20 июля 1969 года Апполон-11 стартует для выполнения пилотируемого полета на Луну. Миллионы телезрителей во всем мире следят за происходящим по телевизору. С историческими словами: "Это маленький шажок для человека, но огромный шаг для человечества" первый человек на Луне Нейл Армстронг ступает на поверхность Луны. Один из наиболее честолюбивых проектов человечества удался. США выиграли соревнование в космосе. Во времена Холодной войны это было гораздо большим, чем просто научный успех. Программа Апполон должна была продемонстрировать Восточному идеологическому противнику, в том числе и успех межконтинентальных ракет, как стратегического оружия.

Полет и высадка на Луну - величайшее достижение человечества на то время, берет свое начало в маленькой рыбацкой деревне на северном побережье острова Узедом - Пенемюнде. Здесь скрытно от всех была создана тайная оружейная мастерская Гитлера, которая считается колыбелью космонавтики. Но легенда Пенемюнде тесно переплетена со смертью и уничтожением.

Peenemunde
Hitler geheime
Waffenschmiede

Ein Film
von
Johannes Haneke


3 октября 1942 года первый успешный старт в Пенемюнде ракеты под кодовым названием Агрегат-4, которую национал-социалистическая пропаганда позже назовет Фау-2. Дальность полета ракеты составляет 147 километров. В своем поле ракета, как первый, созданный руками человека летательный аппарат, коснется границы с космосом.

Не смотря на то, что разработки в Пенемюнде носили военный характер, ученые и инженеры, окружавшие Вернера фон Брауна, на самом деле уже тогда мечтали о посадке на Луну.

Гюстель Фриде, секретарь Вернера фон Брауна 1940-1942: "Уже тогда вокруг Вернера фон Брауна собралась группа ученых, работавших над этой идеей - над посадкой на Луну. Да и вообще над этой идеей."

Доктор Клаус Шефелен, начальник отдела двигателей Пенемюнде: "Мы часто ходили вместе под парусами. И вот примерно за месяц до большого налета на Пенемюнде, наверное в конце июля 1943 года, была превосходная погода для ходьбы на яхте, дул знаменитый норд-ост, который часто бывает на Балтийском море. И мы хотели пойти на Ойе - это небольшой остров перед Узедомом. Но ветер потихоньку улегся. А это был такой день, длинный день. Потом над головой сияла полная луна. И тут Вернер фон Браун говорит: "Мы должны добраться туда." "А я отвечаю ему: "При таком ветре нам ни за что не удастся добраться до Ойе." А он мне: "Нет. Не до Ойе. До Луны." Я говорю: "Это вопрос времени и денег." А он: "Ну, и как Вы считаете - сколько это стоит? И сколько времени и все остальное?"

А потом мы рассчитали на основе упрощенной модели сколько это будет стоить и сколько это займет времени. И я спросил: "Вы как хотите, пилотируемую ракету отправлять на Луну или беспилотную?" Он отвечает: "Пилотируемую." "А сколько членов экипажа?" Он отвечает: "Двух". Я говорю: "Но ведь им и опустится надо будет. Сколько же стоит кабина?" А он: "Какую-то часть." А я его спросил: "Как Вы думаете, если взять отдельную А-4, какова может быть полезная нагрузка? Сейчас она составляет около 7%." "А если ее увеличить до 10-12%?" И мы стали считать дальше и я показал ему, что я думаю про первую ступень. И он тогда решил, что надо делать двигатель, потому что... Хотя тогда уменьшается удельная тяга, зато увеличивается удельный вес, что дает на первой ступени большую мощность. То есть кислородный двигатель, а потом на вторую и третью ступени кислородные двигатели. И у нас получились цифры, которые не очень заметно отличались от тех, что были потом на самом деле."

Идея космических полетов захватила Вернера фон Брауна когда он был еще ребенком.

Основы германского ракетостроения заложил физик Герман Оберт. В 1923 году он опубликовал свою книгу "Ракета к межпланетному пространству.", вызвавшую волну всеобщего интереса к ракетам и ракетной технике. Отношение массы полностью заправленной ракеты к сухой массе ракеты Оберт назвал относительной начальной массой. Отталкиваясь от этой величины, а так же от скорости истечения, он разработал свою знаменитую ракетную формулу.

Многочисленные частные изобретатели начали заниматься ракетостроением. Но уже очень скоро новая техника попала в поле зрения военных, которым Версальский договор запрещал создание новых ВВС. Но в договоре ничего не говорилось о ракетной технике. Пробел, оказавшийся роковым. А потом управление вооружений сухопутных войск уже в 1929 году отдает приказ о начале исследований по военной применимости ракет на жидком топливе.

В 1930 году инженер Вальтер фон Дорнбергер начинает присматриваться к частным изобретателям с целью выявить начинания полезные в военном отношении.

Макс Майер, инженер-испытатель и летчик-испытатель в Пенемюнде: "После окончания Первой мировой войны немецкой армии было запрещено разрабатывать артиллерийские системы вооружения с дальностью поражения более 35 километров. И эти пресловутые 35 километров представляли собой конечно значительное ограничение, а потому в армии много размышляли над тем, каким образом можно увеличить дальность поражения, а потому у Дорнбергера появилась идея использовать всех энтузиастов в ракетной технике, запускавших свои маленькие почтовые ракеты в берлинских районах Лихтерфельде, Дорнвальде, Иоханесстелле, и других местах. Но из-за нехватки средств постоянно ходивших с протянутой рукой. Он решил взять их под свое крыло и привнести немного систематики во всю эту деятельность."

27 сентября 1930 года Рудольф Небель и Клаус Ридель открыли с тайной поддержкой управления вооружений сухопутных войск частный ракетный полигон в районе Берлина Ранигефельде. Вскоре после этого к ним присоединился 18-летний студент физики Вернер фон Браун. После того как Рудольф Небель провалил представление старта ракеты перед управлением вооружений, армия сосредоточилась на разработках под началом Вальтера фон Дорнбергера.

На свой страх и риск Вернер фон Браун представляется в управлении вооружениями полковнику Бекеру в результате чего тот предлагает сотрудничество фон Брауну, которому только что исполнилось 20 лет.

Фон Браун, направляемый своей мечтой, отдается в руки военных. Позже он скажет: "Только финансирование со стороны армии и военные заводы были единственной практической возможностью на пути к космическим полетам."

В Германии к власти приходят национал-социалисты. В тайне начинается форсирование перевооружения. При этом ракетная техника занимает особое положение. Немцы надеются с ее помощью разработать новое оружие дальнего поражения. А пока необходимо соблюдение строжайшей тайны. Ракетная тема, пользовавшаяся в Германии такой популярностью внезапно исчезает из поля зрения общественности.

В 1933 году в Кумерсдорфе проходят первые испытания ракетных двигателей, которые должны были стоять на модели Агрегат-1. Испытания последующей разработки Аграгат-2, с тягой 300 килограммов производится в декабре 1934 года в Боркуме. Дальность действия ракет увеличивается. В плотно заселенной области вокруг Берлина летных испытаний больше проводить нельзя. Тяга Агрегата-3 составляет уже как никак полторы тонны.

16 марта 1935 года Гитлер в одностороннем порядке заявляет о выходе из Версальского договора и его ограничений по вооружениям. Снова вводится всеобщая воинская повинность. В этом же году управление по вооружениям сухопутных войск и ВВС принимают решение о совместной разработке истребителей с ракетными двигателями.

После инспектирования полигона в Кумерсдорфе главнокомандующий сухопутных войск обещает обеспечить финансирование нового полигона. В поисках подходящего места Вернер фон Браун вспоминает о Пенемюнде. Строительство начинается в августе 1936 года. Уже в мае 1937 к началу эксплуатации в Пенемюнде готовы первые мастерские. Основной состав переезжает в Пенемюнде из Кумерсдофа. Вернер фон Браун становится техническим директором армейского опытного завода, так называемого ракетного центра Пенемюнде-Восток.

В июне 1937 года в квартиры поселка Карлсхаген въезжают первые жильцы. С 4 по 12 декабря 1937 года четыре опытных образца ракеты модели А-3 стартуют с Грейсфальде Ойе, острова расположенного северо-востночнее Пенемюнде. Но опыты не удаются из-за слишком слабого управления, недоуправления.

1 апреля 1938 года происходит организационное разделение армейского опытного учреждения и испытательного центра Люфтваффе. Летняя серия испытаний с образцом А-5 (?) приводит к увеличению дальности полета ракеты до 18 километров и высоты до 12 километров.

В это же время в Пенемюнде-Запад производится запуск первого в мире самолета с ракетным двигателем Хейнкеля ХЕ-176. Позже здесь испытывается истребитель с ракетным двигателем МЕ-163 называемый Крафтай (?). Он, единственный в своем роде, запускается в серийное производство.

Ракета А-4 находится еще в стадии испытаний (?), но уже 21 ноября 1937 года был отдан приказ о строительстве завода для выпуска серийной продукции. В январе 1938 года начинается планирование завода Пенемюнде-Зюйд. Закрытая зона на острове Узедом теперь включает в себя и Цельпин и Вольгаст.

Лео Шусселе, инженер по летным испытаниям Пенемюнде: "Контролировать начали еще в Ценновице. После первой проверки надо было проехать по заводской железной дороге 12 километров до завода. Там был главный пропускной пункт. Столько заборов. Наример, каждому надо было носить на службе значок. Были самые разные значки по отдельным службам. Они были разных цветов, разных форм и вариатов исполнения. И для каждого значка был свой ареал.

Курт Борнтрегер, адьютант испытательного центра в Пенемюнде: "Весь завод был закрытой зоной. Контролировали даже на подступе к острову со стороны Вольгеста по мосту."

Боте Штюве, старший инженер центра Пенемюнде-Запад: "Гитлер никогда не был в Пенемюнде. Сначала это входило в программу сохранения завода в тайне. То есть в первое время существования Пенемюнде высоких посетителей совершенно намеренно держали подальше от завода. До первого большого налета в Пенемюнде не были ни Гитлер, ни Геринг, ни Гиммлер. Если они хотели получить информацию о ракетной технике, то приезжали в управление вооружений в Кумерсдорф и получали там нужную им информацию. Было известно, что о Кумерсдорфе, как о военном центре знают многие, а потому для иностранных разведок не было ничего чрезвычайного в том, что там появлялись высокопоставленные лица. Но Пенемюнде было свободно от этих визитов вплоть до первого большого налета."

Гюстель Фриде: "Когда мы ехали на работу нам выдавали карточки. Опознавательные карточки. Их надо было постоянно носить с собой. Они были разных цветов. В остальном мы были свободны. Нам только не надо было разговаривать между собой о работе, потому что это было секретно. Тогда существовали три разных степени секретности - обычная, только руководству или секретно. А так мы могли поехать домой, в отпуск, куда угодно. Мы были свободны. И за нами никто не следил, что мы говорим по телефону и всякое такое. Мы были свободны. Но и мы знали как следует себя вести. Это было в данном случае решающим."

А-4 должна была использоваться баллистически, как дальнобойный снаряд. В головке ракеты расположено 975 килограмм взрывчатки и взрыватель. В примыкающем к этой камере аппаратном помещении находились гироприборы и приборы управления, а также радиоприемники наведения по лучу, измерения скорости, прекращения работы двигателя и радиопередатчик измерения скорости. Оба бака для смеси спирта с водой, так называемое Б-вещество и жидкого кислорода, так называемое А-вещество составляли большую, центральную часть ракеты. По трубопроводу оба вещества попадали на гиронасосы. Хвост ракеты представлял собой крестообразно расположенные наружные рулевые поверхности. Внутри находится двигательная установка - так называемая печь. В сопле расположены газовые рули из графита.

18 форсунок вспрыскивают спирт в камеру сгорания, параллельно происходит подача кислорода. Насосы высокого давления приводятся в действие паром, возникающим путем катализа супероксида водорода - Т-вещество, и пермаганата калия - Z-вещество. Кислород и спирт смешиваются в стальной камере сгорания и сгорают при температуре 2 тысячи 700 градусов Цельсия. При этом они создают тягу в 25 с половиной тонн. Стабильный курс обеспечивают аэродинамические рули на четырех рулевых поверхностях и газовые рули в сопле.

Приказы управления поступают на рули от гироскопических управляющих задающих элементов движения через продольную, поперечную и высотную ось посредством исполнительных двигателей. Точная дальность полета, в частности соблюдается путем выдерживания скорости в момент прекращения работы двигателя. Интегрирующий гироскоп или основанные на Допплер-эффекте радиоизмерительная система отключает двигательную установку после достижения нужной скорости в конце активного участка траектории. С этого момента ракета летит баллистически и со скоростью примерно пять с половиной тысяч километров в час.

1 сентября 1939 года. Германский Вермахт вступает в Польшу. С началом войны значение Пенемюнде еще более усиливается. Главнокомандующий сухопутными войсками Браухич требует чтобы к 1941 году А-4 была готова к серийному производству.

21 марта 1940 года проходят первые стендовые испытания двигательной установки А-4. Сила тяги теперь составляет 25 тонн.

1 мая 1940 года руководство стройкой в Пенемюнде берет на себя Альберт Шпеер, позднее ставший гитлеровским министром вооружений. Театр военных действий расширяется.

10 мая 1940 года начинается наступление на Запад. Немцы занимают Северную Францию и Атлантическое побережье, с которого позже в направлении Лондона будут стартовать крылатые и баллистические ракеты.

29 июля 1940 года в Пенемюнде впервые разработана двухступенчатая межконтинентальная ракета, которая должна достичь Нью-Йорка.

Так называемый Агрегат-9/10 задумывается как двухступенчатая ракета. Стартовая ракета А-10 должна набрать высоту в 190 километров, на которой происходит ее отделение. Потом Агрегат-9 должен пролететь около пяти с половиной тысяч километров примерно за 35 минут. В качестве одного из вариантов привода задумывается объединение шести двигательных установок или печей, как их называют в Пенемюнде, каждый силой тяги 30 тонн.

Кстати, эту идею подхватили позже при создании ракеты Сатурн, работавшей с пятью двигательными установками.

Один из чертежей для А-9 даже изображает герметическую кабину пилотов вместо боеголовки, что однозначно указывает на гражданское использование проекта.

Следующей ступенью развития была А-11, которая при чрезвычайно высокой силе тяги в 1 700 тонн должна была нести комбинацию из ракет А-9/10. Благодаря этим разработкам был возможен пилотируемый полет в космическое пространство. Прототипы этой ракеты послужили отправной точкой для американского Сатурна и русского Востока.

Но прежде чем можно будет говорить о межконтинентальных ракетах следует предъявить имеющиеся успехи. Агрегат А-4 пока еще не находится даже в стадии испытаний.

Нападение на Советский Союз 22 июня 1941 года выдает настоящую цель Гитлера - уничтожение идеологического противника на Востоке. Война становится все более суровой, все более бесчеловечной по сравнению со всеми войнами прошлого. Гитлеровский оголтелый расизм принесет смерть миллионам людей. Но пока еще немцы уверены в победе, не смотря на то, что стратегия блицкрига в России не удается, а наступление на Москву выдыхается в снегах.

20 августа 1941 года Вальтер Дорнбергер докладывает Гитлеру о состоянии дел в Пенемюнде. Фюрер присваивает работам фон Дорнбергера и фон Брауна высшую степень срочности. Запланированный сборочный завод Ю (?) перепрофилируется в завод по производству пробных серий. Гитлер требует крупных серий. Сборка должны производится на внешних промышленных предприятиях.

С 22 октября 1941 года Пенемюнде создает документацию по производству новой зенитной ракеты.

22 сентября 1942 года командование сухопутных войск и Люфтваффе принимают решение о совместной разработке зенитной ракеты, которая с 1943 года проходит под кодовым названием С-2 Водопад Вассерфаль. Но первый старт ракеты Водопад проходит в Пенемюнде только 21 февраля 1944 года. Это меньшая ракета, чем А-4, ракета сестра поскольку инфракрасная головка самонаведения Карусель недостаточно быстро доводится до серийной зрелости, из-за чего Водопад получается очень дорогой ракетой для класса земля-воздух, то в 1944 году разрабатывается дешевая ракета Тайфун, которую надо было отстреливать залпами.

Радиоуправляемая зенитная ракета ХС-117 Бабочка Шметерлинк даже в состоянии выполнять виражи почти на 360 градусов.

Зенитная ракета Энциан, так же являющаяся радиоуправляемой, разрабатывается в двух версиях - дозвуковой и сверхзвуковой. Энциан Э-5 - это предтеча ракеты НАТО Хоук.

Боте Штуве: "Ну вот и потом, когда они хотели поближе заняться этим делом, тоже были споры - следует ли использовать такое оружие или нет. Достаточно ли будет одних истребителей. В головах долго держался тезис, что наши истребители побеждают вражеские самолеты. это было долго представлением соответствующих людей и зенитным ракетам потребовалось немало времени прежде чем они смогли доказать свою боеспособность. И потом было уже слишком поздно."

В ноябре 1941 года командование сухопутными войсками организовывает испытательное отделение Север в целях удовлетворения возросших потребностей в персонале. Из полевых частей в Пенемюнде набирают техников, которых используют согласно их гражданским профессиям.

Курт Борнтрегер: "Из частей вытаскивали специалистов различных направлений - дипломированных инженеров и других специалистов. Дело доходило до курьезов. Там был некий доктор наук, он находился в звании ефрейтора, а вот чертежник - он был фельдфебелем или гауптфельдфебелем. И вот они всместе составляли чертежи и работали в лаборатории. Правда надо было по военному приветствовать, отдавать честь, но в общем все было нормально. Мне ничего не известно о трудностях, о больших трудностях."

25 февраля 1942 года первый опытный экземпляр А-4 доставили на испытательный стенд номер 7. При стендовом испытании произошло разрушение ракеты.

Хотя Вернер фон Браун разочарован этой и другими неудачами, ему все же постоянно удается мотивировать своих сотрудников.

Гюстель Фриде: "Никогда не забуду как он возвращался после всех этих неудач с испытательного стенда номер 7, на котором проводились испытания. Он был так разбит и даже употреблял определенные выражения, которые помогали ему снять напряжение. Он не понимал почему. И вот, задним числом выяснилось, что был явный изъян. Тогда пытались объяснить это саботажем и тому подобным. Он был молодым ученым, я же пришла в Пенемюнде из промышленности. А там практически не было людей с высшим образованием. Здесь же я столкнулась с таким количество людей, сам костяк которых, структура которых были иными. они могли воодушевить людей на работу, а в промышленности наоборот все прилежно делали свою работу, но там не было воодушевления в таком смысле. Я хорошо помню его сияющие голубые глаза, светлые волосы, всегда улыбающийся, он без сомнения хорошо выглядел."

Курт Борнтрегер: "Фон Браун был очень привлекательным внешне и очень мылым молодым человеком. У него не было спеси и тому подобного. И даже годы спустя, когда я попросил у него характеристику, он очень любезно ответил и все сделал. И это 10 лет спустя после конца всего. Нет, в человеческом отношении он был превосходным."

Лео Шусселе: "В мои задачи в том числе входило ведение полетной книги Вернера фон Брауна. И если что-то было я сразу шел к нему. В общем, я очень часто бывал в его приемной. Мы с ним хорошо понимали друг друга. Буквально могли пойти друг с другом на любое дело. А позже у нас появился его брат Магнус. Он появился в Пенемюнде как фельдфебель. С ним я тоже много летал."

Гироскопическая система управления оптимизируется чтобы достичь лучшего управления на траектории. Боковые рули в струе вытекающего газа должны уравновешивать снос, вызванный ветром. Техники лихорадочно работают на устранением недостатков.

Лео Шусселе: "Если Вы возьмете эту систему, как я ее все время называл, пивную бутылку, ракета стоит, эта пивная бутылка стоит, и вот она стартует. Появляется тяга и она взлетает, а гироскопы отдают команды, если Вы хотите двигаться так или так. Еще на малой высоте они управляют газовыми рулями, а потом давят да так как будто в Вы хотите жонглировать метлой на пальце. Если Вы можете себе это представить. Но вот, вся система действует хорошо. Но, если сейчас ветер отнесет ее в сторону, там внутри ничего не завертится, что однако можно исправить направляющей струей. Для чего и созданы направляющие плоскости."

(продолжение следует)

Содержание

Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments