fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

День космонавтики

(продолжение)

3 октября 1942 года наконец-то осуществлен первый успешный старт. Полковник Вальтер Дорнбергер говорит тем же вечером во время небольшого праздничного ужина: "Мы впервые коснулись космического пространства и впервые использовали его как мостик между двумя точками на земле. Тем самым доказано, что ракетный привод может быть использован при покорении космоса. Этот день 3 октября 1942 года открывает эпоху нового вида транспорта - это первый день полета в космическое пространство."

К многочисленным разработкам Пенемюнде, которые далеко опередили свое время, относится и планирующая бомба с дистанционным управлением ХС-293. Самолет-носитель сбрасывал ее на расстоянии 18 километров и она была в состоянии точно поразить объект в квадрате 4х4 метра.

Вернер Зайпенбург, командир испытательного отделения в Пенемюнде: "Ее вес составлял 980 килограмм плюс минус 15 килограмм. Размах крыльев три метра двенадцать сантиметров. Общая длина колебалась в зависимости от оснащения и времени выпуска. Сначала они были более длинными, потому что спереди у нее был внутренний противовес. Потом его перестали устанавливать. Потом его стали устанавливать сзади. Так же были произведены некоторые другие изменения. Бомбу разрабатывали и дальше, в том числе и как телебомбу. В этом случае впереди на носу бомбы устанавливалась еще и телевизионная камера. Поэтому пилот, который ее сбрасывал, мог точно видеть куда она летит. Но это уже было более поздней разработкой.

Разработка бомбы ХС-293 была предопределена как таковая еще во время так называемой испанской войной. Потому что еще тогда обнаружили, что точечные цели плохо поражаются обычными бомбами. То есть в большинстве случаев обнаружилось немалое рассеивание, а потому следовало построить, следовало сконструировать нечто такое, что могло поражать точечно, с точностью до метра. Вот такие бомбы ХС-293 сбрасывали с расстояния примерно 18 километров. Это было с одной стороны выгодно, потому что самолетам не надо было залетать под обстрел вражеских зениток, точное управление производилось с командного устройства, расположенного в самолете. Бомба сопровождалась визуально, что означает, что в корме этой бомбы были расположены сигнальные ракеты - пять магниевых факелов, они срабатывали днем и этот свет магния стрелок направлял туда, где находилась цель, которую следовало поразить.

А эта система радиосвязи между самолетом и бомбой, здесь антенное согласующее устройство, а точка, которую Вы видите здесь, сюда попадала ячейка. Во время полета происходил предварительный подогрев. Теплый воздух от двигателя ДЕ-217 или самолета-носителя поступал сюда. А вот это осветительный набор. А сверху Вы видите еще одну штуку красного цвета. Это было предусмотрено для ночной атаки. Там находилась лампа мощностью 250 ватт. Ведь если бомбу сбрасывали ночью то свет факелов затмевался. То есть ночью факелы не были видны. Ночью был виден красный свет. Здесь наверху было рубиновое стекло.

А здесь мы встроили так называемый разрушающий детонатор. Он был подвешен к самолету-носителю карабинными крючками, которые обрывались если бомба взрывалась. Неважно где. То здесь шло дополнительное разрушение, чтобы уничтожить приемник и прочие секретные вещи. А здесь есть еще одна штука. С ее помощью можно было установить канал на частоте которого происходила связь с самолетом. У нас было 18 каналов, что означало что одновременно бомбу могли сбрасывать 18 самолетов и они никак не влияли бы друг на друга. И все это на расстоянии 18 километров. Я считаю это было настоящее искусство и сегодня американцам не удается сделать ничего более точного."

Но для многих бомбардировщиков управляемая падающая бомба Фриц Х была более удобной в обращении, чем планирующая бомба ХС-293. Фриц Х летела в направлении цели без собственного двигателя. У стрелка было 30 секунд времени, чтобы нацелить бомбу, посредством способа покрытия цели. Однако ему могла помешать погода. В облачности он не мог разглядеть цель, например, корабль или мост.

Боте Штуве: "Например, эта управляемая бомба Фриц Х, это был летный объект с дистанционным управлением, который сбрасывался с высоты 6 тысяч - 8 тысяч метров при помощи направляющей телескопической трубы, как совершенно обычная бомба и предназначался главным образом для того чтобы поражать цели с сильной броней. Прежде всего надводные цели."

Наиболее нашумевшем успехом бомбы Фриц Х является затопление итальянского линкора Рим, который вместе с итальянским флотом 9 сентября 1943 года находился в пути от Ласпецио к союзникам, чтобы примкнуть к ним.

Боте Штуве: "Мы перешли к поражению точечных целей, действительно точечных целей. То есть в этом случае, в том, что касается управляемых ракет, в особенности ХС-293 и Фриц Х, мы попробовали воплотить в жизнь поражение точечных целей."

Уже в начале июня 1942 года заводы Физереля переняли конструкцию авиационной бомбы. Разработка этой авиационной бомбы ФИ-103, которую позже назовут Фау-1, Оружие возмездия, длилось всего шесть месяцев. В Сочельник 1942 года начались испытания в Пенемюнде-Запад. Одна бомба Фау-1 стоит три с половиной тысячи рейхсмарок, что соответствует всего одной десятой расходов на Фау-2. Принцип действия Фау-1 относительно прост. На счетном механизме устанавливается точное расстояние, пролетев которое бомба должна поразить цель. Пропеллер на кончике головки бомбы измеряет пройденное расстояние. Когда цель, например, центр Лондона, достигнута, механизм отключает форсунки и регулирует руль высоты.

Однако старт довольно труден, поскольку для него необходима слегка наклонная рампа длиной в 55 метров. Как катапульта. С помощью поршня химически произведенное давление пара ускоряет летательный объект до первоначальной скорости в 320 километров в час. Только после этого происходит зажигание пульсирующего воздушно-ракетного двигателя. Для полета до Лондона Фау-1 развивающая скорость 600-650 километров в час требуется всего 22 минуты. Точность попадания составляла примерно 15 километров. Вдоль побережья Ла-Манша позже были построены сотни металок, как называли солдаты эти катапульты, Не смотря на маскировку они были открыты авиаразведкой противника. Позже были разработаны мобильные рампы.

В начале апреля 1943 года Пенемюнде посетил рейхсфюрер СС Генрих Гиммлер. Которому показали А-4. Были запущены две ракеты, одна из которых неожиданно уничтожила три самолета. Тем не менее ракетная техника произвела на Гиммлера большой впечатление.

Курт Борнтрегер: "Одно испытание с треском провалилось. Тогда Гиммлер похлопал генерала Дорнбергера по плечу и сказал: "Генерал, не теряйте мужества. Это не первое испытание оружия, которое я вижу и на котором не все проходит гладко. Продолжайте работать."

Доктор Клаус Шейфенелен: "Там стояли и Гиммлер и Браун и я. Только я немного отодвинулся назад, а потом одно испытание проваливается, второе проваливается, и только третье сработало как надо. И тогда Гиммлер спокойно повернулся и сказал: "Удачи фон Браун!"

Усиливается связь между Пенемюнде и СС, захватывавшего в Германии все больше власти. Дорнбергер надеется через Гиммлера получить больше влияния на Гитлера. Вернер фон Браун стал членом СС 1 мая 1940 года, предположительно скорее из приспособленческих мотивов, нежели по убеждению. Он не мог противостоять давлению СС, но свою форму эсэсовца одевал крайне редко. На большинстве фотографий мы видим его в гражданской одежде. Не смотря на то, что сравнительные стрельбы между А-4 и авиабомбой ФИ-103, проведенные 26 мая 1943 года показали преимущество более дорого Агрегата-4 перед авиабомбой все же было принято решение о серийном производстве обоих летательных аппаратов.

Для производства А-4 армейскому опытному учреждению требуются заключенные концлагерей. Таким образом должна быть обеспечена секретность производства. В этом так же проявляется сближение Пенемюнде и СС, которая может поставить необходимую рабсилу. Ведь немецкие рабочие находятся на фронте, а в работающей на всех парах индустрии вооружений у станков стоять почти только заключенные концлагерей и привлеченные рабочие. Но в Пенемюнде расположены и военнопленные.

Курт Борнтрегер, адьютант испытательного завода Пенемюнде вспоминает об их использовании: "Мы получили для защиты побережья тяжелые русские автоматы из каких-то фондов по сбору трофеев и я передал их моему заключенному, чтобы тот смотрел за ними. Ведь среди заключенных было много артиллеристов-техников. потом я пошел вместе со своим заключенным на побережье и стрелял там из них. То есть определенная степень доверия у меня присутствовала. Хотя заряженный пистолет у меня тоже был под рукой.

Внезапно выяснилось что нам нужно еще много людей для производства. Много. И тогда кому-то пришло в голову использовать военнопленных, советских военнопленных. Конечно только не для секретных вещей. Каких-нибудь там подготовительных конструкций. Тогда я прежде всего подобрал себе высокопоставленного офицера, подполковника в качестве старосты лагеря. Потом еще врача, русского, и русского музыканта. Я сказал себе - людей надо будет чем-то занимать они будут петь песни и все такое. Пища для ума и тела была обеспечена.

И так, прибыло триста человек. Сначала их разместили в Пенен в старых бараках."

Боте Штуве: "Насколько мы могли судить, привлеченные рабочие вовсе не были поставлены в дискриминирующие или бесчеловечные условия труда. Вовсе нет. Заключенные из концлагерей, появившиеся позже, это был наверное 1942 год, прежде всего на станции Пенемюнде-Запад, да, они были вынуждены переносить обычные условия концлагеря и капо, которые командовали отделениями, прибывшими чтобы убирать летное поле или работавшими на заправочных работах, да, они поддерживали очень строгий порядок. Это было заметно.

Но было и так, что условия труда заключенных концлагерей, которые были заняты, в том числе и в мастерских, они работали в приемных различных групп, например, в административном корпусе 21. Разносили там почту. И при авианалетах их тоже забирали в бункеры. Это так же следует отметить, что их не оставляли наружи. Что они также могли притязать на защиту бункеров в строительстве которых они так же участвовали. Да ведь среди них было много специалистов. Каменщиков, которые так же помогали, особенно на станции Пенемюнде-Запад. Бункер, который еще не был полностью готов во время первого налета... Да. Так вот они там оказали существенную помощь."

7 июля 1943 года фон Браун и Дорнбергер лично доложили Гитлеру о состоянии дел на ракетных разработках в Пенемюнде. Гитлер присвоил проекту высшую степень срочности. Но воздушная разведка союзников к этому времени уже располагала снимками ареала Пенемюнде. Анализ снимков приводит к решению об уничтожению испытательной станции.

Но цеха можно отстроить заново, поэтому основной целью королевских ВВС становятся ученые. Следует вывести из игры ведущие головы. В ночь с 17 на 18 августа 1943 года английские самолеты бомбят Пенемюнде. Погибает примерно 750 человек. Из них 600 привлеченных рабочих. Испытательная станция получает лишь легкие повреждения.

Боте Штюве: "Это была теплая ночь на небе была полная Луна. То есть условия были хорошие. И этот налет пришелся только Пенемюнде-Восток. Мы на станции Пенемюнде-Запад, расположенной немного к западу, от чего собственно и появилось само понятие Пенемюнде-Запад расположенное западнее гавани Пенемюнде, мы остались совершенно нетронутыми. А в лагере для привлеченных рабочих смерть собрала богатую жатву. А так же в поселке Карлсхаген, который находился между Карлсхагеном и станцией Юг, от Пенемюнде-Восток был создан..."

Гюстель Фриде: "Мы жили в Карлсхагене в общежитии для холостых "Викинг". Там было великолепно - паркетные полы, душ, общая кухня. Хотя нам уже приходилось уживаться с коллегами, потому что в комнатах размещалось по два человека, так много сотрудников было нужно заводу. Ну вот, у нас часть бывали воздушные тревоги. Мы привыкли к ним и не обращали на них особого внимания до тех пор пока не свалился багет с гардинами. И тогда я сказала: "Хильда, нужно бежать наружу." Мы были практически последними из тех, кто спрятался в бомбоубежище. Мы даже не смогли войти внутрь бомбоубежища, а застряли в открытой двери. из-за этого нам доставались вся грязь, которые поднимали бомбы и песок и еловые иголки. Да, это было отвратительно. Совершенно отвратительно.

А когда все кончилось, то выяснилось, что из-за фосфорных бомб загорелись деревянные ставни на домах и ветром огонь задувало в дома, так что потом мы хотя и попали в дом, но сразу же оттуда ушли, слишком опасно. Мы с большим удовольствием потушили бы огонь, но было уже слишком поздно. Спасать было нечего. Этот налет был отвратительным. Да и потом в шоке совершенно не представляешь а что же там было. Мне рассказывала об этом моя подруга Криста. Ну а потом нас всех погрузили в грузовики и мы поехали в другое место - в общежитие. Я вообще не помню этого, я была в состоянии настоящего шока".

Чтобы обмануть союзников воронки от бомб было решено не засыпать, дома не восстанавливать. Разработки же продолжались. Но производство ракет решено перевести на подземные заводы в Конштейне, вблизи Нортхаузена, Тюрингия.

28 августа 1943 года в филиале концлагеря Дора, заключенные концлагеря Бухенвальд начинают строительство штолен для Импреских мительверке. В нечеловеческих условиях свою жизнь здесь оставили тысячи заключенных концлагеря.

После успешного проведения стрельбищ на армейском полигоне Хайделагерь под Близне в юго-восточной части Польши начинается конвейерное производство Фау-2 в подземной системе переходов и туннелей под новый 1944 год. В месяц завод выпускает 900 Фау-2. Параллельно начинается подготовка стартовых баз в оккупированной Франции.

С октября 1943 года организация Тор(?), отвечающая за все большее строительство Третьего Рейха возвела в Эффависсеран вблизи Сантомар гигантский подземный комплекс. Здесь должно было осуществлятся хранение Фау-2. И отсюда же ракета должна была стартовать в расположенный в 200 километрах Лондон. По подземной железной дороге Ида поезда должны были доставлять Фау-2 из Германии. Силами привлеченных рабочих и русских военнопленных в меловом плато было прорублено более 7 километров штолен для ракетных складов. В бетонированных залах должны были располагаться склады для топлива, жидкого кислорода, электрогенераторы и казармы для гарнизона.

Чтобы защитить все сооружения немца построили огромный бетонный купол, диаметром 171 метр над штольнями. Бетонная крыша весом в 55 тысяч тонн могла выдержать удары 3 тысяч бомб союзников. Но отсюда не была выпущена ни одна ракета. Из-за приближающегося фронта Гитлер приказывает остановить строительные работы 28 июля 1944 года.

Гигантский купол сохранился до наших дней. В сооружении сейчас находится музей, который так и называется Купол.

Через неделю после высадки союзников в Нормандии с немецких позиций на западном фронте производится первый массированный удар по Англии летающими бомбами ФИ-103. Немецкая пропаганда вводит понятие Фау-1. Фергельтунц Фау-1 Орудие возмездия, чтобы представить использование этой бомбы как акт Возмездия за авианалеты союзников на немецкие города.

Желаемая реакция не заставила себя ждать. Падающие как бы прямо с неба бомбы распространяют среди британского населения страх и ужас. Прямые потери невелики, но моральное воздействие трудно переоценить. Зенитные орудия у Ла-Манша упорно стараются сбивать летящие относительно медленно бомбы. Вокруг Лондона англичане устраивают заграждения из аэростатов. Между заградительными аэростатами и зенитками на побережье действуют истребители. Оборона успешна - из сотни выпущенных за сутки Фау-1 своей цели достигает лишь четвертая часть.

1 сентября 1944 года обстрел Лондона летающими бомбами Фау-1 подошел к концу. Он стоил жизни 6 тысячам человек.

Немцы форсируют применение А-4 развивающей скорость пять с половиной тысяч километров в час, которую противник не в состоянии сбивать. Начиная с 7 сентября 1944 года происходят первые удары с применением А-4 или Фау-2 против Лондона, Парижа и Антверпена из мобильных позиций на Западном фронте. Если Фау-2 выпущена, то уже ничто не может ее остановить. Но военные успехи весьма ограничены - в день сбрасывается самое большее 30 тонн бомб. В то время как союзники покрывают немецкие города ежедневно тремя тысячами тонн.

В общей сложности во время войны было выпущено 24 тысячи Фау-1 и 3 тысячи 200 Фау-2.

Погибает 8 тысяч 930 человек в Англии 6 с половиной тысяч в Бельгии. Производство же 5 тысяч 789 ракет в подземном Мителвере унесло прямо или опосредованно жизни 25 тысяч заключенных концлагеря Дора.

Мрачный итог для оружия, которое при своем производстве унесло больше жизней, чем при своем использовании.

В июле и августе 1944 года Пенемюнде становится жертвой постоянных налетов американских ВВС. После неоднократных задержек в Пенемюнде отказываются от замыслов по переносу ракетных исследований в Вевензее, в Австрийские Альпы. А после неудавшегося покушения на Гитлера 20 июля 1944 года СС получает все больше власти по сравнению с армией. Это проявляется и в Пенемюнде. 8 августа бригаден фюрер СС Ганс Камлер в качестве особого уполномоченного Генриха Гиммлера принимает на себя руководство подготовкой боеспособности А-4 Фау-2. То и дело возникают слухи о решающем военном значении так называемого чудо-оружия.

Приняла бы война иное течение, если бы ракеты и реактивные самолеты были использованы раньше и в большем количестве экземпляров?

И даже выскопоставленные военные чины союзников заявляли, что высадка была бы невозможной, если бы использование Фау-2 началось всего на шесть месяцев раньше.

Боте Штуве: "Оружие предназначенное для поражения больших площадей появилось во-первых слишком поздно, а во-вторых оно использовалось в слишком малых количествах."

Макс Майер: "Это была чрезвычайно дорогая разработка. Скрупулезные исследования. И даже в конце войны эта ракета была разработана не настолько хорошо, чтобы ее можно было использовать в массовом порядке. Слишком поздно. Второй вопрос состоял в том, что при помощи этой ракеты нельзя было поражать точечные, а только большие по площади цели. Что означает, что точность попадания была настолько мала, что этими ракетами действительно нельзя было поразить цели важные для дальнейшего ведения войны, в случае, если они вообще существовали. Такое поражение могло произойти разве что по случайности. В-третьих, даже если можно было бы оттянуть время, осуществить поворот в войне, то конец войны тем самым всего лишь отодвинулся бы. И может быть следствием этого было бы применение атомной бомбы над территорией Германии."

Могло бы своевременное использование зенитной ракеты Вассерфальд предотвратить или смягчить массированные налеты союзной авиации на немецкие города, в ходе которых погибли сотни тысяч ни в чем не повинных мирных жителей? Могло бы это оружие решающим образом повлиять на ход войны?

Уверения министра вооружений Альберта Шпеера, что использование Вундерваффе может еще изменить ход войны придавало новые силы многим высокопоставленным офицерам, которые уже смирились с поражением в виду ситуации на фронтах. Они снова сражались, чтобы выиграть время для использования чудо-оружия. Может быть в ином случае война закончилась бы раньше? Может быть более реалистичная оценка положения могла бы спасти жизни сотен тысяч, павших в последние месяцы войны?

(продолжение следует)

Содержание

Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments