fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Categories:

ДРЕЗДЕН. Хроника трагедии

РТР Планета

Телеканал Россия

Всероссийская Государственная
Телевизионная и Радиовещательная
Компания

представляет

фильм

Алексея Денисова

ДРЕЗДЕН
хроника трагедии


Утром 13 февраля 1945 года пилоты британских и американских военно-воздушных сил получили приказ начать подготовку к новому рейду на Германию. На авиабазах 5-ого флота Королевских ВВС закипела привычная работа. Но с первых же часов стало понятно, что это будет особая операция. Целью атаки был объявлен город Дрезден.

До войны некоторые летчики бывали в Саксонии и знали ее как город всемирно известных дворцов и музеев. По данным разведки количество немецких войск в городе было ничтожным. Зато гражданское население Дрездена к февралю 1945 года увеличилось вдвое и составило около миллиона человек.

Здесь нашли убежище более 500 тысяч беженцев из разных районов Германии.

Инструкции, полученные экипажем за два часа до вылета были противоречивы. Одним эскадрильям сообщили, что они атакуют штаб германской армии, находящийся в Дрездене. Другим, что шатб-квартиру Гестапо. Третьим сказали, что целью является большой завод по производству отравляющих веществ.

Только один офицер из группы № 100 открыто предположил, что настоящая цель рейда совсем другая, а именно - убить как можно больше беженцев и посеять панику и хаос перед Восточным фронтом. Он предупредил летчиков о том, что в городе содержится около 30 тысяч военно-пленных, среди которых были англичане, американцы и русские.

Стратегия ковровых бомбардировок Германии была утверждена западными союзниками на конференции в Каса-Бланке 14 января 1943 года.

Официально Рузвельт и Черчилль объявили, что англо-американские войска не стремятся к тотальному уничтожению немецкого населения, а только к искоренению определенной идеологии. Но когда президент Рузвельт ознакомился с планом операции Удар грома он неожиданно заявил: "Мы должны быть жесткими по отношению к немцам. Я имею в виду немцев, как нацию, а не только нацистов. Либо мы должны кастрировать немецкий народ, либо так с ним обращаться чтобы он не производил на свет потомства, способное и дальше вести себя так, как в прошлом".

Со своей стороны Черчилль потребовал от командующего английской бомбардировочной авиации маршала Харриса нанести по Германии удары такой сокрушительной силы, чтобы вся германская нация ощутила бессмысленность дальнейшего сопротивления.

Немецкий историк профессор Райнер Поммерин, автор нескольких книг и монографий о бомбежках Европы во время Второй Мировой войны. По его мнению стремление британского командования добиться скорейшего окончания войны с помощью тотального уничтожения немецких городов с гражданским населением не привело к желаемым результатам.

Райнер Поммерин, историк: "Бомбардировка Дрездена осуществлялась с целью деморализовать немецкое население и вынудить его как можно быстрее капитулировать. Но эта цель не была достигнута. Немцы тоже бомбили Лондон, но не смогли сломить дух англичан. Так что эта схема просто не срабатывала".

13 февраля 1945 года в 17 часов 30 минут с аэродромов в центральных графствах Англии взмыли в воздух первые эскадрильи Ланкастеров и взяли курс на Дрезден. Всем экипажам выдали конверты с вложенными в них государственными флагами Великобритании. На них русскими буквами была вышита надпись: "Я - англичанин". К этому моменту войска маршала Конева находились всего в ста километрах от Дрездена и было ясно, что они займут его в течении ближайших недель.

По мнению многих историков это и стало одной из главных причин уничтожения саксонской столицы.

Таким образом западные союзники хотели продемонстрировать свою мощь перед наступающей Красной Армией.

Владимир Шум, историк: "Существуют свидетельства того, что англо-американские союзники планировали эту военную акцию провести до начала Ялтинской конференции или во время нее. Тогда становится ясным, что это очевидно какое-то средство возможного давления на Советский Союз с тем, чтобы как-то попытаться изменить позицию Советского Союза".

До войны Дрезден считался одним из самых красивых городов Европы. Туристические путеводители называли его не иначе, как Флоренцией на Эльбе. Здесь находилась всемирно известная Дрезденская галерея, второй по величине в мире музей фарфора, знаменитый дворцовый ансамбль Цвингер, оперный театр, который по акустике соперничал с Ла-Скалой, академия живописи и множество церквей, построенных в стиле барокко.

Во время войны с Наполеоном в 1813 году Дрезден посетил русский Император Александр Первый и в течении нескольких последующих лет губернатором города был князь Репнин-Волконский. В Дрездене часто останавливались русские композиторы Чайковский и Скрябин. Сергей Рахманинов готовился здесь к своим мировым турне. Подолгу жил в городе писатель Достоевский. Здесь он работал над романом Бесы и здесь же у него родилась любимая дочь Любаша.

Население было уверено - бомбить не будут.

В исторических кварталах города не было никаких военных производств. Ходили даже слухи будто после войны союзники сделают Дрезден столицей новой Германии. Противовоздушная оборона здесь практически отсутствовала, поэтому сигнал воздушной тревоги прозвучал всего за несколько минут до начала бомбежки.

В 22 часа 03 минуты жители окраин услышали гул приближающихся самолетов. Это были 244 тяжелых бомбардировщика Ланкастер. В 22 часа 13 минут первые фугасные бомбы весом от одной до двух тон обрушились на историческую часть старого города. Первая атака продолжалась 20 минут. За это время на Дрезден было сброшено 507 тон фугасных и 374 тоны зажигательных бомб. В считанные минуты весь город был объят пламенем. Свет от гигантского пожара был виден за 150 километров.

Фред Кулэнс, пилот британских ВВС: "Я был в первой волне самолетов, которые бомбили Дрезден. Я помню, как мой стрелок закричал мне с нескрываемым восторгом: "Посмотри! Какое огромное сияние мы оставили позади себя!" Он даже предложил мне сменить курс, чтобы я сам мог увидеть эту фантастическую картину, но я не стал этого делать. Мне хотелось быстрее вернутся домой".

Когда после полуночи к городу подошла вторая волна бомбардировщиков пилот головного самолета обнаружил, что почти весь исторический центр Дрездена объят морем огня. По свидетельствам Британских пилотов жар от горящих зданий ощущался даже в их кабинах на высоте шести тысяч метров. Второй налет длился полчаса и был в два раза мощнее первого. 529 бомбардировщиков сбросили на агонизирующий город 965 тон фугасных и свыше 800 тон зажигательных бомб.

В феврале 1945 года Норе Ланг было 13 лет. Она жила со своими родителями и двумя братьями в Дрезденском районе Йоханштадт. Хотя там не было ни казарм, ни военных заводов, район был уничтожен на 90%. Сама Нора считает, что выжила только чудом.

Нора Ланг, очевидец бомбардировки: "Мы оказались в огненном урагане, где в воздухе уже не было кислорода. Вокруг сверкали огненные вспышки. Были просто миллионы вспышек, летевших вдоль улиц с невероятной скоростью. Мы пытались выбраться из маленькой улицы, где дома стояли очень тесно - на большую. Там было легче бежать. На голову нам сыпались разные предметы, в том числе куски мебели и штукатурки. Это были самые жуткие минуты моей жизни. Когда мы пробирались через огненный шторм, когда мы пробирались через огненный шторм. Я подумала, что это конец света, Апокалипсис, мир рушится и хуже уже ничего не может быть".

В некоторых районах старого города стоял такой жар, что даже через несколько дней после бомбежки нельзя было зайти не только в подвал, но и в улицу между развалинами домов. Асфальт расплавился и люди, падая в него, буквально сливались с дорожным покрытием. Тела многих погибших, обнаруженные в последствии в подвалах сморщились от чудовищного жара до одного метра длины.

Алексей Денисов: "Огонь, бушевавший на улицах Дрездена вызвал природную катастрофу огромной разрушительной силы. Температура в эпицентре пожара составляла тысячу двести градусов по Цельсию. Гигантский столб раскаленного воздуха, столкнувшись с холодным воздухом над Эльбой, стал стремительно втягивать в себя тонны кислорода. В результате образовался огненный смерч, который сметал все на своем пути. Переворачивал грузовики, вырывал с корнем деревья, рушил стены. Засасывая людей словно пылесос он превращал человеческое тело в пепел в течении всего нескольких минут".

Именно поэтому точное число жертв этой бомбежки невозможно определить до сих пор. Большинство историков считает, что погибло не менее 135 тысяч жителей. В США и Великобритании сегодня принято называть другую цифру - только 35 тысяч погибших. При этом ни британские, ни американские историки не отрицают, что были уничтожены в основном жилые кварталы и памятники архитектуры. В тоже время самые крупные сортировочные станции Дрездена почти не получили повреждений. Не тронутым оказался главный железнодорожный мост через Эльбу и крупный военный аэродром в окрестностях города. Из-за этого регулярное движение поездов через Дрезден для переброски войск на Восточный фронт было восстановлено немцами всего за сутки.

Когда 14 февраля в городе начались спасательные работы его атаковала третья волна бомбардировщиков.

450 американских летающих крепостей сбросили на уже фактически стертый с лица земли город еще 475 тонн фугасных и 269 тонн зажигательных бомб. Этот удар пришелся на толпы обезумевших жителей, пытавшихся выбраться из Дрездена, а также на санитарные и пожарные команды. По свидетельствам очевидцев американские истребители сопровождения на бреющем полете расстреливали беженцев, искавших спасения на берегах Эльбы.

Нора Ланг: "Я видела много мертвых. Первого из них здесь - у Эльбы. Люди бежали к воде, но смерть настигала их повсюду. Кругом лежали куски тел. Поток беженцев из города вверх по Эльбе был таким огромным, что по улице нельзя было двигаться. Я с братом шла по лугу вдоль берега Эльбы. Мои глаза были обожжены и мой пятилетний брат вел меня за руку. Мы обходили трупы и он все время говорил: "Будь осторожна - здесь мертвый".

Среди объектов, уничтоженных вторым и третьим налетами была гинекологическая клиника в Йоханштадте. Там было убито 45 беременных женщин. На площади Альтмаркет несколько сот человек, искавших спасения от огня в старинных колодцах сварились заживо, а вода из емкостей испарилась на половину.

В общей сложности 1400 самолетов сбросили на город 650 тысяч зажигательных бомб и сотни бомб весом от двух до четырех тонн. Даже в министерстве авиации Британии были потрясены масштабами разрушений Дрездена.

Алексей Денисов: "Помимо зажигательных и фугасных бомб, авиация союзников сбрасывала на жилые кварталы Дрездена специальные канистры, наполненные смесью каучука и белого фосфора. Когда канистра разбивалась о землю, фосфор воспламенялся от контакта с воздухом и вязкая масса выплескивалась наружу. Попадая на кожу человека она прилипала намертво и загасить ее нельзя было уже ни песком, ни водой. Позже это варварское изобретение назовут напалмом".

После третьего налета исторический Дрезден навсегда исчез с лица земли. На каждого горожанина, включая мертвых, пришлось по одиннадцать грузовиков с обломками разрушенных зданий.

На месте знаменитой Дрезденской галереи после налета стояли обугленные остовы стен. Во время бомбежки согрело около 200 картин, которые не успели вывезти. Основные сокровища галереи в том числе шедевры Рафаэля, Тициана, Цинторетта, Рембрандта, Рубенса и Ван Дейка были обнаружены солдатами 1-ого Украинского фронта в заминированных штольнях на границе Чехословакии. Большинство картин было в ужасающем состоянии. Рамы разбухли. Позолота отслоилась, а изображения на многих полотнах были едва различимы из-за покрывавшей их плесени.

Тогда же было принято решение вывезти картины на хранение в Москву,

В течении десяти лет после войны реставраторы из Москвы, Ленинграда и Киева восстанавливали шедевры мирового искусства. В 1955 году 1240 отреставрированных картин были возвращены в Дрезден. По словам директора Дрезденской картинной галереи профессора Харольда Маркса - это был единственный случай в истории войн, когда победители возвратили побежденным такие ценности. Сегодня Дрезденскую картинную галерею ежегодно посещают миллионы туристов из десятков стран мира.

Харальд Маркс: "Если бы советское правительство не приняло 30 марта 1955 года решение вернуть картины в Дрезден, то мы бы никогда не восстановили помещение галереи. А без этой галереи Дрезден просто не мыслим как город. В 1958 году Советский Союз также вернул и другие Дрезденские музеи, в том числе и сокровищницу Зеленый свод, коллекцию фарфора, собрание скульптур и музей графики. Сейчас все эти собрания составляют славу нашего города и ими восхищаются, в том числе и наши гости из России".

После войны, каждый год 13 февраля, по всей Восточной и Центральной Германии в 22 часа 10 минут в память о жертвах Дрездена звонили церковные колокола. Перезвон продолжался 20 минут, ровно столько сколько длилась первая атака на город.

К досаде американских властей эта традиция распространилась и на Западную Германию.

Пытаясь остановить подобные акции 11 февраля 1953 года Госдепартамент США объявил, что бомбардировка Дрездена была якобы предпринята в ответ на настойчивые просьбы советской стороны в ходе Ялтинской конференции. Любопытно, что в последнее время эти утверждения стали вновь появляться в новейших европейских фильмах о Дрезденской трагедии.

Сегодня мы можем уже документально опровергнуть этот миф времен Холодной войны. Перед Вами протоколы заседаний Ялтинской конференции, которых до сегодняшнего дня никто не видел. Они были рассекречены специально для нашего фильма. Именно на этих заседаниях обсуждались вопросы координации действий союзников на заключительном этапе войны. Город Дрезден упоминается лишь один раз, и то в связи с проведением разграничительной линии между англо-американскими и советскими войсками.

А вот о чем действительно просило советское командование - так это о нанесении ударов по железнодорожным узлам Берлина и Лейпцига, в связи с тем, что немцы уже перебросили против нас с Западного фронта порядка 20 дивизий и собирались перебросить еще около 30. Именно эта просьба и была вручена в письменном виде Рузвельту и Черчиллю.

Известный немецкий режиссер-документалист Эрнст Хирш считает, что все разговоры о том, будто бы советское руководство санкционировало уничтожение Дрездена не более чем попытка западных союзников снять с себя ответственность за бессмысленное варварство в конце войны. Сам Хирш пережил бомбежку Дрездена со своими родителями когда ему было 9 лет. Сегодня он обладатель самого крупного кино-архива по истории столицы Саксонии.

Год назад к нему обратились за помощью создатели полнометражного двухсерийного художественного фильма Дрезден. Этот фильм был показан по немецкому каналу ЦДФ в марте 2006 года и почти сразу же был назван главным событием года в немецком кинематографе. Бюджет картины составил 10 миллионов евро. Но ознакомившись со сценарием Хирш наотрез отказался участвовать в этом проекте.

По его мнению не смотря на удачную игру отдельных актеров фильм выдержан в духе современных мыльных опер и переполнен историческими ошибками.

В целях политкорректности главным положительным героем сделан английский летчик, скрывающийся в Дрездене, в которого влюбляется дочь нацистского преступника, ворующего лекарства у раненых солдат.

Эрнст Хирш, режиссер: "Я полностью отвергаю такого рода фильмы. И как свидетель того времени могу сказать, что многие детали с точки зрения документалиста исторически просто недопустимы. Часто это просто откровенная ложь. Особенно фальшивыми кажутся мне сцены с пастором Фрауэнкирхе. В то время все три пастора были активными приверженцами национал-социализма и они никогда не стали бы прятать британского шпиона. это абсолютно невероятно. Или, например, последняя сцена где английский летчик входит в раскаленную Фрауэнкирхе. До момента обрушения в храме стоял такой жар, что туда вообще никто не мог зайти. Это исторически полностью неверно. Считаю, что так нельзя обращаться с фактами".

Почти 50 лет один из главных символов города - знаменитая Фрауэнкирхе лежала в руинах. Все это время ее обугленные останки были зловещим памятником дрезденской трагедии. После объединения Германии церковь решили восстановить. Работы продолжались 10 лет и были завершены в 2004 году. Финансирование велось за счет пожертвований со всего мира. Средства поступали в том числе и от общественных организаций США и Великобритании. Новый пятиметровый золоченый крест был подарен английским обществом друзей саксонской столицы. Подлинный крест, рухнувший после бомбежки вместе с собором, поставлен сегодня внутри.

Органист Фрауэнкирхе Матиас Грюнерт считает возрождение храма настоящим чудом.

Матиас Грюнерт, органист: "У нас говорят, что без Фрауэнкирхе Дрезден все равно, что город без души. Естественно есть критики, которые считают, что надо было сохранить руины, как своего рода напоминание, предупреждение о трагедии войны. А теперь все рубцы заделаны, закрашены и никто не видит сколько горя здесь было. Но большинство жителей счастливы, что наконец-то эта рана вновь залечена."

По словам пастора Гройтмана ежегодно 13 февраля жители Дрездена ставят у церкви свечи в память о всех жертвах Второй мировой войны. В самом соборе ежедневно совершается краткая поминальная молитва.

Хольгер Гройтман: "При освящении зарожденного храма было совершено богослужение, на котором присутствовали англичане. Они были чрезвычайно тронуты тем, что церковь восстановлена. На меня особое впечатление произвел строитель, который сделал новый крест для башни церкви. Его отец был пилотом, бомбившим Дрезден во Второй мировой войне. Он сказал мне: "Я хочу что-то подарить этой церкви, может быть тогда Бог меня простит".

Когда всемирно известного гуманиста и философа Махатму Ганди спросили, что он думает о двух самых масштабных бомбардировках Второй мировой войны, он ответил: "В Дрездене и Хиросиме Гитлера победили Гитлером".
Над фильмом работали

автор и режиссер Алексей Денисов
оператор-постановщик Андрей Квардаков (ст.)
видеоинженер Владислав Градов
монтаж Александр Мещеряков
шеф-редактор Владимир Савичев
редактор хроники Ирина Герасимович
музыкальный редактор Мария Савичева
звукорежиссер Юрий Хазов
администратор Анна Межова
продюсер Герман Трегубенко
тексты читал Михаил Зеленский

Благодарим за содействие
Российский государственный архив кинофотодокументов
Дирекцию Дрезденской картинной галереи
Настоятеля собора Фрауэнкирхе Штефана Фрица
Управление по дворцам и садам г. Дрездена
Студию "АДХОК - ДРЕЗДЕН"
Немецко-русский институт культуры г. Дрездена

и лично

Вольфганга Шелике
Валерию Шелике
Сабину Шелике
Эрнста Хирша

Редакцию "Шпигель ТВ"

и лично

Анну Садовникову


ВГТРК 2006

Содержание

Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments