fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Categories:

Сериал "Вторая мировая. День за днем." Четырнадцатая серия. Август 1940 года.

Вторая мировая. День за днем.

Четырнадцатая серия

00:08

Виктор Правдюк: "Читая дневник начальника Генерального штаба германских сухопутных войск генерал-полковника Франца Гальдера за август 1940 года, можно только удивляться.

00:18

Куда подевалась традиционная немецкая пунктуальность, целеустремленность, размеренность, отличие главного от второстепенного?

В Генштабе Гальдера обсуждаются самые разнохарактерные планы. Причем обсуждаются одновременно. Возникает такое ощущение, что германский генеральный штаб охватила какая-то лихорадка и он хватается за все подряд. Генерал упоминает среди предполагаемых операций - захват британской базы Гиблартара, действия немецких войск в Ливии, в Румынии, проблемы войны на море и в воздухе с Англией. Обсуждаются даже предложения итальянцев нанесения ударов по Югославии и Греции.

00:56

Но самые подробные с учетом всех мелочей в записях Гальдера в августе посвящены предстоящему нападению Германии на Советский Союз. Генштаб обсуждает даже проблему перешивки железнодорожной колеи - широкой русской, на более узкую германскую. И конечно приходят к выводу однозначному, что германский Вермахт сумеет захватить большое количество паровозов для доставки необходимых материалов в действующую армию.

Август историки считают основным месяцем воздушной битвы за Англию. Это так. Но нельзя не сказать, что Германия не использовала в этой битве всех своих возможностей, надеясь заключить, все еще, почетный мир с Великобританией.

В эти дни Германия уже все настойчивее смотрела на Восток.

Август в Германском генеральном штабе начинался с доклада генерал-майора Эрих Маркса о подготовленной им операции против Советской России. Это еще не был план Барбаросса, но уже весомые подступы к нему."


август 1940 года


1 августа на седьмой сессии Верховного Совета СССР выступил Вячеслав Молотов: "Заключение советско-германского договора О ненападении свидетельствует о том, что историческое предвидение товарища Сталина блестяще оправдалось."

Далее Молотов заявил.

"За последнее время в иностранной и особенно в английской и англофильствующей прессе, нередко спекулировали на возможности разногласий между Советским Союзом и Германией. С попыткой запугать нас перспективой усиления могущества Германии. Как с нашей, так и германской стороны эти попытки не раз разоблачались. Мы можем лишь подтвердить, что в основе сложившихся дружественных советско-германских отношений лежат не случайные соображения конъюнктурного характера, а коренные государственные интересы как СССР, так и Германии".

Гитлер в этот же первый августовский день подписал директиву о воздушной и морской войне против Англии. Если бы Молотов познакомился с текстом директивы он понял бы, что германская решимость вести беспощадную войну против Великобритании обставлена слишком многими условиями. Гитлер всего лишь требовал усилить воздушную войну против Англии.

Гораздо определеннее в германском Генеральном штабе решался вопрос об оснащении новой техникой 180 дивизий. Большие надежды возлагались на производственные мощности протектората Чехии и Моравии. И надо сказать, что чехи не подвели Вермахт, исправно производя для него новую первоклассную военную технику, причем во второй половине 1940 года без единого акта саботажа.

7 августа итальянцы, значительно превосходящими силами, начали наступление на Британское Сомали. Английский гарнизон насчитывал там всего полторы тысячи человек. Британцы держались до 20 августа, когда итальянцам удалось захватить столицу и важный порт Берберу, находившийся у входа в Красное море. На британское судоходство это не оказало особого влияния, потому что противоположный берег и порт Аден были под контролем англичан.

В начале августа рейхсмаршал Герман Геринг, командующий немецкими военно-воздушными силами приказал своим пилотам завязать ежедневные воздушные бои над южным побережьем Англии и проливом Ла-Манш. Немцы стремились вовлечь в эти воздушные бои все эскадрильи королевских истребительных сил, а затем массированным ударом бомбардировщиков разрушить военные и промышленные объекты на территории Великобритании.

Англичане предчувствовали эту ловушку и готовились к ее преодолению. Командующий английской истребительной авиацией маршал Хью Даунинг предусмотрительно отвел семь истребительных эскадрильей на север острова, где вскоре они сыграют очень важную роль в воздушную битву за Англию.

05:40

Виктор Правдюк: "Сражение за Англию поначалу было поединком за господство в воздухе. Бомбардировкам подвергались порты, причалы, аэродромы, военные заводы. Но 24 августа немецкие пилоты по ошибке сбросили несколько бомб на жилые кварталы Лондона. В ответ королевские военно-воздушные силы произвели ночной налет на Берлин. Это вывело из себя Гитлера и он приказал прекратить бомбардировку английских аэродромов и сосредоточится на массированных налетах на Лондон. В этот момент положение на английских аэродромах было критическим. Это ослабление прямого натиска немцев на английскую авиацию обычно связывают с непоследовательностью Геринга.

06:20

Но в данный момент именно Гитлер дал передышку британским пилотам, дал им возможность пополнить свой состав и тем самым удержаться на краю пропасти.

06:30

В конце августа 1940 года гражданские объекты, культурные и исторические центры европейских городов стали подвергаться бомбардировкам с целью запугивания населения противника. Забегая вперед скажем, что бомбардировки по площадям больших городов никого по настоящему не запугали. И английские и немецкие, а позднее японские и русские народы только с большим ожесточением и мужеством встречали завтрашний день войны".

В августе в обширной переписке Черчилля и Рузвельта доминировала просьба британского премьера к американскому президенту срочно предоставить в качестве немедленной помощи 50 эскадренных миноносцев для укрепления британских позиций на море и борьбы с германскими подводными лодками. Соединенные Штаты согласились передать уже списанные на слом 50 эсминцев эпохи Первой мировой войны в обмен на английские воздушные и морские базы в Западном полушарии. Очень выгодная сделка для американцев. Они ее так и оценили.

Цитаты.

Предложение осуществить вторжение в Англию, заявил на допросе после войны немецкий фельдмаршал Гердт фон Рунштедт было абсурдно, так как для этого не имелось необходимого числа судов. На все это мы смотрели как на некую игру, ибо было ясно, что никакое вторжение не осуществимо, поскольку наш военно-морской флот не был в состоянии гарантировать безопасное пересечение Ла-Манша десантными судами или доставку на остров подкреплений. Да и немецкая авиация не могла взять на себя эти функции, если бы это не удалось флоту.

"Я всегда скептически относился ко всей этой затее. У меня было такое чувство, что фюрер никогда всерьез не намеревался осуществлять план вторжения. У него никогда не хватило бы для этого мужества. Он определенно надеялся на то, что англичане согласятся на мирное урегулирование".


Параллельно с убеждениями, что высадка пехотных частей не побережье Англии является всего лишь тактической угрозой, а не прямой реальностью, в сознании германских военных руководителей начали возникать мысли о том, что превосходство Люфтваффе над королевскими военно-воздушными силами очень и очень незначительно. Нельзя не упомянуть и министра авиационной промышленности Великобритании лорда Айтина Бивербрука. Лорду Бивербруку удалось в кратчайший срок ликвидировать английские потери более 400 истребителей в войне на континенте и так организовать производство, что магическим образом к августу 1940 года производство истребителей выросло в два с половиной раза.

Английские потери в воздушных битвах были надежно компенсированы новыми самолетами, а немцы в эти дни полагали, что в небе Великобритании вот-вот не останется и десятка защищающих ее истребителей. Германские стратеги считали поначалу только английские потери и не могли понять почему сопротивление англичан все более крепнет. Между тем немецкие потери в этих воздушных сражениях как раз и оказались невосполнимы по многим составляющим мощь военно-воздушных сил.

Авиационное наступление немцев на Англию началось дневными налетами 10 августа. Под ударами оказались аэродромы и порты. Ограниченный радиус действия одномоторных немецких истребителей Мессершмитт-109, в воздухе он мог находится 95 минут, что заставляло летчиков иногда оставлять свои бомбардировщики посреди боя и немедленно возвращаться на свои аэродромы, не позволял немецким асам в полной мере использовать боевой опыт и приводил к большим потерям среди бомбардировочной авиации.

15 августа произошло крупнейшее в этом месяце сражение в воздухе. В этот критический для Англии день произошли пять крупных ожесточенных боев. Некоторые английские эскадрильи по три раза поднимались в воздух. В этот день немцы потеряли 75 самолетов. Англичане - 34. Именно вечером этого дня 15 августа Черчилль сказал свои знаменитые слова: "Никогда еще в истории войн так много людей не были обязаны столь немногим."

Андрей Терещук: "В сражении 15 августа блестяще зарекомендовали себя британские радарные установки и наземные пункты управления военно-воздушным силами. Гитлер и Геринг были вынуждены с огорчением для себя констатировать то, что в этом отношении Германия еще уступает Англии и англичане могут записать себе в актив то, что их юркие Харикейны и Спитфайеры практически ни в чем не уступили знаменитым германским истребителям - Мессершмитту-109, двухмоторному Ме-110 и это тоже безусловно была победа англичан. Тем более, что знаменитые германские пикирующие бомбардировщики Штукас Ю-87, которые безраздельно господствовали в небе Польши, Франции, Бельгии, показав великолепные результаты, над Британскими островами потерпели фиаско. Они очень часто становились легкой добычей маневренных и юрких британских истребителей. Вплоть до того, что Герингу пришлось отдать приказ об ограниченном применении в битве за Англию в воздушных сражениях, бомбардировках этих пикирующих бомбардировщиков".

Люфтваффе продолжали налеты крупными партиями самолетов, атакуя главным образом английские аэродромы. 18 августа немецкая авиация потеряла 71 самолет против 27 английских.

19 августа резко ухудшилась погода по обеим сторонам Ла-Манша и наступило затишье в воздушных боях. Геринг собрал высших чинов Люфтваффе на совещание. Истребительное и бомбардировочное командование обвиняли друг-друга в неудачах, приводящих к большим потерям. Геринг как всегда поддерживал бомбардировочных лидеров, а в неудачах обвинял летчиков-истребителей.

Портрет.

Единственный германский рейхсмаршал - Герман Геринг родился 12 января 1893 года. В Первую мировою войну служил в знаменитой эскадрильи истребителей Рихтгофена, поле гибели которого стал командиром этой прославленной в истории авиации эскадрильи. Геринг по праву считался летчиком-асом - на его боевом счету было 22 сбитых самолета. Ближайший соратник Гитлера. Организатор Гестапо. Создатель германских военно-воздушных сил Люфтваффе. Отличался невероятной самоуверенностью и переоценкой своих способностей. Совершил крупнейшую ошибку во время сражения во Франции, пообещав покончить с английскими войсками, окруженными в Дюнкерке в помощью одной авиации. Эвакуация этих войск была первым крупным успехом британцев во Второй мировой войне.

Следующим весомым ударом по авторитету Геринга стала несомненно воздушная битва за Англию, которая приведет Германию к утрате инициативы и победного духа.


Вторую попытку достичь превосходства в небе над Англией немцы начали после улучшения погоды 24 августа. На этот раз несколько аэродромов английской авиации было выведено из строя. Но после приказал Гитлера о налетах возмездия на Лондон, о котором мы уже говорили, немцы прекратили непосредственную борьбу с базами английской авиации и сосредоточились на налетах на британские города, предоставив королевским летчикам возможность преодолеть накопившуюся усталость и постоянное давление.

Андрей Терещук: "Если оценивать результаты воздушной войны между Англией и Германией в августовские дни 1940 года, результаты германских бомбардировок Британских островов, то нужно сделать следующие выводы. Прежде всего, Гитлер получил, как мне думается, более чем внятный ответ на вопрос о том, насколько, в какой мере Англия готова к продолжению войны. К тому чтобы не пойти на поводу у Германии и продолжать воевать. И кроме всего прочего в результате этих августовских событий 1940 года Гитлер с большой долей вероятности, как мне кажется, усомнился в возможности успешного проведения десантной операции на Британских островах - операции Морской Лев".

В Китае 8-ая армия, находящаяся под полным контролем коммунистической партии, начала наступление против японских войск силами 400 тысяч бойцов. Это сражение получило символическое название Битвы ста полков. План его утвердили коммунист Мао Цзедун и гоминьдановец Чан Кайши. В самый решающий момент битвы Чан Кайши остановил подвоз боеприпасов и снаряжения для 8-ой армии. Наступление провалилось. Идеологические мотивы в японо-китайской войне были очень весомы.

На берегу Ла-Манша немцы установили крупнокалиберные батареи, которые 22 августа впервые открыли огонь по юго-восточному побережью Англии в районе города Дувра. Батареи эти с гордостью демонстрировались в киножурналах Дойче вохеншау. Там им пожалуй и сугубо пропагандистское место, потому что военного значения эти батареи не имели.

16:38

Германский вспомогательный крейсер Комит с разрешения советского руководства совершает в августе переход северным морским путем.

Виктор Правдюк: "В книге германского адмирала Фридриха Руге Война на море, вышедшей в воениздате в далеком 1957 году об этом походе говорится так: "В августе Комит под командованием капитана первого ранга, в последствии контр-адмирала Эйсена, предпринял поход по северному морскому пути вдоль берегов Сибири к Тихому океану. Русские оказывали ему содействие, обслуживая лоцманами и ледоколами до района Новосибирских островов." К этому факту внизу страницы находим суровое примечание: "Утверждения Руге о широком техническом содействии оказанном германскому вспомогательному крейсер Комит, замаскированному, как и все вспомогательные корабли под грузовой пароход, не соответствует действительности".

Интересно, как бы германский корабль смог преодолеть весь Северный Ледовитый океан без соответствующей помощи в кратчайший срок от Мурманска до Берингова пролива?

В Советской России в середине августа было введено единоначалие. С достижением Гражданской войны - равенством комиссара и командира, а фактически диктатом комиссаров наконец-то было покончено.

Цитаты.

Из дневника министра пропаганды Третьего Рейха Йозефа Геббельса. "Русская армия упраздняет политических комиссаров. Сталин отказывается от большевистских абсурдностей. Мы перебрасываем огромное количество войск на восток. Фильм о Красной спортивной Олимпиаде - он хорош. Показывает живое и жизнерадостное лицо России. Другое лицо большевизма - крупные организаторские дела. Большевизм всегда будет оставаться для нас загадкой."

18:46

Как внимателен доктор Геббельс к нюансам жизни Советской России, к границам которой, Германия уже перебросила огромное количество войск.

В конце августа Сталин получил по каналам разведки аналитическую записку о тактико-технических данных английских и немецких самолетов, участвующих в битве за Англию. Сравнение в собственным авиационным парком не выдерживало критики. Основная масса советских воздушных машин уступала в скорости и в подлетном времени. Советские истребители могли находится в воздухе меньший период, чем английские и немецкие.

Кирилл Александров: "Количество. Количество. И еще раз количество. Вот слова, которые в полной мере можно отнести к тем процессам, которые происходили в развитии советских ВВС в августе 1940 года. 25 июля 1940 года Совет народных комиссаров принимает постановление 13-44, которое предусматривает новую организацию военно-воздушных сил Красной Армии. В соответствии с этим постановлением планируется иметь три типа летных соединений, авиационных дивизий: дальне-бомбардировочные, истребительные и смешанные.

20:05

Действительно, количественный состав советских ВВС принципиально изменился даже за лето 1940 года. Если к 1 июня в составе советских ВВС насчитывалось около 14 тысяч самолетов, то к 1 сентября 1940 года эта цифра возросла до 15 с половиной тысяч. И тем не менее, качество подготовки в купе с невысоким культурным уровнем советских летчиков, оставались главным изъяном советских военно-воздушных сил."

Летом 1940 года в кабинете Сталина самыми частыми посетителями, кроме близких ему партийных деятелей, стали молодой генерал-лейтенант авиации Павел Рычагов и недавно назначенный наркомом авиационной промышленности Алексей Шахурин. Им было поручено в кратчайший срок модернизировать советскую авиацию. Как им это удастся мы узнаем по ходу нашего сериала Вторая мировая. День за днем.

Секреты.

В ночных бомбардировках главным является искусство наведения самолетов на объекты бомбометания. При тотальном затемнении британских городов, портов, заводов, маяков, ошибки в выходе на цель германских бомберов иногда составляли более сотни километров. В конце концов после выхода на Атлантическое побережье германские ученые придумали бомбардировки по радиолучу. Из двух разных точек исходящие радиолучи пересекутся как раз над необходимым объектом. Бомбардировщики идут по радиолучу и в точке пересечения сбрасывают бомбы. Но торжество немцев было недолгим. Англичане смогли найти эффективное противодействие немецкому изобретению. Британцы с помощью мощных радарных установок научились отклонять немецкие радиолучи от своих объектов. В итоге немецкие бомбардировщики сбрасывали бомбы в пустоту, пока руководство Люфтваффе не осознало, что их водят за нос.

29 августа английское бомбардировочное командование провело самый массированный налет на жилые кварталы Берлина. Не смотря на сильный зенитный огонь ни один британский самолет не был сбит. Впервые после начала войны в Берлине были разрушены жилые дома, убиты и ранены несколько десятков мирных жителей. Конечно, одна бомбардировка не могла вызвать серьезные разрушения в таком городе как Берлин. Но психологически ночные беспокоящие налеты англичан на столицу Рейха оказывали сильное воздействие на опьяненную непрерывными победами Германию.

В августе может быть впервые в городе парадов и прусских военных традиций зародились сомнения в конечном итоге Второй мировой войны.

31 августа в ходе ответного немецкого налета на Лондоном англичане понесли самые тяжелые потери в этой битве - 39 самолетов, против 41 самолета у немцев. Для британцев это были недопустимые потери. Но уже через несколько дней Люфтваффе перестали бомбить аэродромы у начали удары по предприятиям авиационной промышленности. Геринг погнался за двумя зайцами.

В августе командующий немецкими подводным лодками адмирал Карл Дениц с неудовольствием отметил, что англичане поменяли все свои радиотелеграфные коды, которые немцы ранее с легкостью расшифровывали. Это оказалось очень не кстати, потому что Дениц в августе решил нанести новый удар по английским морским коммуникациям. 13 подводных лодок должны были сосредоточиться на путях британских морских конвоев, но начало августовских походов привело к потере четырех немецких субмарин. Остальные 9 потопили всего 8 судов противника, однако Дениц надеялся на лучшее. И в конце августа отец подводников, как звали Деница, дождался своего - германские моряки достигли больших успехов - всего в этом месяце они потопили 35 судов противника. Но именно к августу 1940 года относятся слова английского военно-морского историка Джона Роскела в книге "Война на море": "Медлительность с которой немцы наращивали темпы строительства подводных лодок имела для Британии чрезвычайно счастливые последствия."

24:33

И летом 1940 года и еще почти полтора года у Деница было и будет слишком мало подводных лодок, чтобы они могли внести решающий вклад в борьбе Великобритании и Германии на море.

24:47

Виктор Правдюк: "В конце августа в Европе едва не грянула еще одна локальная война - между Венгрией и Румынией. Армии этих дунайских стран начали сосредотачиваться на границах друг против друга. Германии пришлось взять на себя роль посредника на переговорах в Вене. Дело было в том, что венгерская часть Трансильвании после Первой мировой войны Антантой была передана Румынии в награду за ее участие в войне на стороне победителей. Обиженная Венгрия в конце августа была готова ввести свои войска в Трансильванию и тем самым начать военные действия против Румынии. В конце концов Германии удалось в обмен на гарантию безопасности Румынии уговорить румын вернуть Трансильванию венграм. Венгерская армия вместо войны начала готовится к победному маршу. Этими маршами венгерских войск во главе с регентом адмиралом Хорти мы начнем нашу следующую серию "Второй мировой. День за днем".

конец четырнадцатой серии


автор и ведущий
Виктор Правдюк

Над фильмом работали

Галина Ясногородская
Михаил Михеев
Антон Правдюк
Сергей Правдюк
Константин Стафеев
Михаил Козлов
Ирина Кухта
Наталья Обознова

Благодарим за помощь в работе над фильмом

Константина Голощапова

Музей артиллерии, инженерных войск и войск связи

ООО "Студия Надежда"
2005

Содержание

Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments