fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Categories:

РУССКОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ЧУДО

Фильм восьмой.
В начале XX века Западная экономическая наука восславила деловую активность протестантов. Устами Макса Вебера было заявлено:"Дух капитализма был порожден особой системой ценностей и смыслов - так называемой этикой протестантизма."
Немецкий ученый утверждал - ни одна другая цивилизация не породила ничего подобного.
Между тем не далеко от родины Макса Вебера - в России, существовало мощное предпринимательское движение основанное на строгих морально-этических нормах - это было предпринимательство русских старообрядцев.
14 октября 2007 г., Москва, Рогожская застава.
В наши дни старообрядцы занимают очень скромное место в духовной и деовой жизни России. Они по-прежнему являют собой пример стойкости и сплоченности. Однако их и без того немногочисленные общины убывают, а их храмы возрождаются десятилетиями. Бывает долгими годами их обвивают строительные леса.
Сегодня, в дни больших праздников -  таких как Покрова Святой Богородицы у стен Московского Рогожского кладбища, своего духовного центра староверы устраивают ярмарку. Они торгую медом, льняными тканями, овощами и солениями. Здесь можно встретить удивительные вещи - например, старые богословские книги, изданные 300 или 400 лет назад.
Но вся эта деловая активность - лишь жалкий отголосок того, что существовало когда-то. Сейчас мало кто знает, что в начале XX века около 40% промышленного капитала Российской Империи принадлежало старообрядцам. И что ревнители старой веры практически монополизировали целые отрасли, такие как мануфактурное или льняное производство.
Юрий Бокарев, Институт экономики РАН: "Это предпринимательство - оно достигло действительно больших успехов, но оно очень мало напоминает европейское предпринимательство. Может быть только вот Кальвинизм, община Кальвина... Это с одной стороны надо трудиться в поте лица, как и старообрядцам - Бог повелел трудиться. Вот они трудятся. А с другой стороны - они мало тратят на себя, потому что они должны поститься, не благоволить позывам своего тела, наборот умервщлять его ради того чтобы процвела душа и обратилась к Богу. Это создавало условия для гигинтских накоплений, которые можно было пускать в оборот. Вот в рост они пускали деньги, например."
Но кто такие старообрядцы? И как получилось что огромная часть православного населения замкнулась внутри себя и со временем выработала систему ценностей, которая дала толчок невероятной деловой активности.
В середине XVII века произошло событие ставшее прологом величайшей русской трагедии. Тогда старые церковные книги и религиозные обряды были заменены новыми. При поддержке царя Алексея Михайловича Патриарх Никон провел реформу, которая расколола русское общество. Значительная часть православного населения не приняла этих нововведений. В 1666 году Великий церковный собор предал старообрядцев анафеме. Вскоре на них обрушились неслыханные репрессии. Бывало карательные отряды приходили в деревни и устраивали массовые казни непокорных крестьян. Их тела сплавляли вниз по течению рек на плавучих виселицах на устрашение жителям других деревень.
Свирепость репрессий привела к тому, что последователи старых обрядов начали искать отдаленные уголки где можно было укрыться от гнева Государя и творить молитву по совести.
Алексей Рябцев, Рогожская старообрядческая община: "Они, собственно говоря, уходили во все направления. Уходили на Запад в Польшу. Уходили в Прибалтику. Уходили на Север на берега Белого моря. Уходили в Сибирь. Уходили на территорию Османской Империи. Уходили на Северный Кавказ. Терские казаки практически все старообрядцы. Уходили на Урал. По реке Урал. То есть нельзя выделить какое-то одно направление. Во все направления, если смотреть из Москвы. Ну и в самой Цетральной России было достаточно мест куда было очень сложно добраться. Например, совсем недалеко от Москвы... Ну... Сейчас недалеко. Тогда-то это было достаточно далеко. Есть такая местность. Называется Гуслица. Это нынешние Орехово-Зуевский, Егорьевский районы Московской области куда добраться было практический невозможно. Там был центр старообрядчества.
Яркой странице истории старообрядчества стала оборона Соловецкого монастыря. 8 долгих лет стрельцы осаждали монастырь куда ото всюду стекались гонимые староверы. 8 лет монастырь держал оборону. И только предательство помогло карателям захватить обитель. Почти все ее защитники погибли. С ними расправились с вопиющей жестокостью. Соловки стали символом старообрядческго сопротивления. Они вошли в сознание как Белый монастырь окверненный вандалами, который теперь стал храмом души. Храмом, который ты призван защищать.
Вскоре после падения Соловков начались массовые самосожжения староверов. По всему русскому Северу заполыхали храмы, заполненные людьми, которые добровольно уходили из жизни. Огромные территории практически обезлюдели. Потрясенный царь направил староверам послание где просил их не жечься.
Сегодня много говорится о том, что русский религиозный раскол стал результатом хитроумной игры Ватикана, который хотел стокнуть Русь с Османской Империей. Царую Алексею Михайловичу умело подбросили идею захвата Контантинополя и объединения всего праволавного мира. А для этого нужно было спешно подогнать русские религиозные обряды и книги под греческие. В свое время эту идею настойчиво подбрасывали Ивану Грозному, но тот не поддался. Более того, написал письмо турецкому султану, заверяя его в добрососедских чувствах. Грозный понимал всю гибельность этой затеи. Во времена Алексея Михайловича зерно попало на блогодатную почву. Он увидел себя правителем нового Рима. И ради этой мечты, ради этой манящей прелести начал искоренять староверчество.
После него эту кровавую эстафету подхватила царевна Софья. При ней, утихшие было гонения на староверов снова усилились. Спасаясь от царской инквизиции беглецы уходили за пределы России.
В начале XVIII века зажиточные старообрядческие семьи перешли польскую границу и обосновались на острове Ветке, что на реке Сош. Новое поселение быстро разрослось и вскоре простиралось на 50 верст в окружности, включая в себя 23 слободы. Его население достигло 40 тысяч человек. В считанные годы Ветковская колония превратилась в мощный тоговый центр. Купцч-раскольники скупали изделия своих кустарей - шапочников, портных, скорняков, шорников, красильщиков, рукавищников, бондарей  и сбывали их Польше, левобережной Украине и Белоруссии. Поразительно активные и быстро богатеющие, они давали кустарям-единоверцам кредит и снабжали их сырьем.
Ремесленное производство на Ветке стремительно расширялось. Старообрядческие коробейники потеснили не только польских, украинских и белорусских торговцев, но и российсоке купечество. Они подчинили себе тоговлю на огромные территорях.
Императрица Анна Иоанновна, прельщенная богатством староверов попыталась вернуть их в Росссию. Иммигрантам объявили о высочайшем прощении их вины и праве свободного выбора места жительства в пределах Империи. Однако, обжившиеся на новых землях раскольники не торопились в обратный путь.
В 1735 году уязвленная отказом Анна Иоанновна послала на Ветку карательные отряды. Поселение было сожжено до тла. Однако оно быстро возродилось из пепла. Сбежали из Сибирских монастырей и вернулись на прежние места сосланные монахи, из России на Ветку устремились беглые солдаты и крепостные. Вскоре, колония снова зажила прежней жизнью.
Но в 1764 году, уже при Екатерине Второй по ней был нанесен новый сокрушительный удар, от которого она уже не оправилась. Раскольники разбрелись кто куда. ОДни ушли еще дальше от границ России, другие вернулись на Родину.
Лев Краснопевцев: "За два столетия у них выковался такой костяк людей очень крепких, очень твердых и очень работящих. Людей, которые не только не надеялись на государство там, на Правительство, которые прекрасно понимали что только сами они могут сберечь свою веру, если они будут хорошо работать. И они были блестящими работниками. Копить деньги, потому что приходилось подкупать чиновников. Они подкупали священников, которые писали отчеты. И в отчетах священники должны были указывать старообрядцев. За хорошие деньги свчщенники писали что ни каких староверов у них нет. А те продолжали в своих домах в своих молельнях вести свой культ как и было. Вот таким вот образом. Поэтому когда появилась возможность заниматься свободно бизнесом. Эти люди очень натренированные, очень сплоченные  и опирающиеся на накопленные общинами капиталы, имели стартовые позиции лучшие конечно чем кто-то другой."
В конце XVIII dвека старообрядцы, переселившиеся в Центральную Россию прибрали к рукам почти всю торговлю в Нижегородском крае и Нижнем Поволжьи. Они владели хлебными пристанями, прядильными мануфактурами и судостроительными верфями. Действуя напористо и спаянно, старобрядческое купечество быстро оттнесняло конкурентов.
"Как и всякая гонимая группа, она всегда лучше организована, чем окружающее население. Где-то к чередине XIX века... Ну и раньше конечно. Старообрядцы фактически создали в России государство в государстве. Со своей собственной внутренней структурой управления. Со своими лидерами. И понимаете, если... Такой пример... Всегда один из самых сложных вопросов - кадровый. Если купец приезжает в какой-нибудь город и ему срочно нужен приказчик, то простому человеку это достаточно сложно организовать, а старообрядец просто шел в местную общину и ему тут же рекомендовали какого-то конкретного человека, которому можно довериться. Кроме того между единоверцами гораздо проще вести деловые отношения поскольку не требуется никакого докментооборота, тем более правовая сфера в России всегда была очень слаба и добиваться каких-то решений в судах было очень сложно. Старообрядческое предпринимательство всегда держалось на честном слове. То есть - если люди обещают - они делают."
Раскольничья солидарность стала залогом впечатляющих успехов старообрядцев на Урале. В 1736 году тайный советник доносил в Петербург: "Раскольников на Урале умножилось. На заводах Демдовых и Осокиных приказчики раскольники едва ли не все. Да и сами промышленники некоторые - раскольники. И, ежели оных выслать, то, конечно, им заводов держать некем. И в заводах государевых будет не без вреда. Ибо там при многих мануфактурах, ако жестяной, проволочной, стальной, железной, почитай всеми харчами и потребностями тогуют олоняне, туляне и керженцы - все раскольники."
Успехи старообрядцев и огромные нажитые ими капиталы заставили власти пересмотреть свое отношение к этим умелым коммерсантам владеющими промыслами и торгами как внутри России так и за ее пределами. Борода и долгополый армяк перестали раздражать русских самодержцев.
Екатерина Вторая сменив гнев на милость и руководствуясь чистым прагматизмом издала манифест, который приглашал староверцев вернуться на Родину. Ее указами были отменены все дискриминационные меры, принятые ранее против раскольников.
Вскоре репатрианты расселились по всей России, создавая между общинами прочные тогровые связи. Роль мощнейшего опорного пункта старообрдцев взяла на себя Москва. Здесь обосновались центры двух из ветвей - поповства и беспоповства. То есть тех, кто признает священников и тех кто считает, что после реформ Никона, священство самоуничтожилось и при совершении обрядов священники не нужны.
Алексей Рябцев: "По-моему шесть у нас исторических кладбищ в Москве, таких больших имееется в виду, известных. Из них два - Преображенское и Рогожское - кладбища старообрядческие. Из чего можно сделать вывод, что никак не меньше трети населения Москвы в то время иповедовало старообрядчество. Только нашего согласия... А старообрядчество делится на многие согласия. Накануне революции было 24 храма только в Москве. Не говоря уже о других местах."
Московские гнезда раскольников стали так и называть Рогожское и Перображенское кладбище. С виду это были безобидные религиозные общины. Но на самом деле под ширмой балготворительности в короткий срок были созданы крупные торговые центры, наладившие коммерческие связи с самыми отдаленными уголками Империи. Имея густую агентурную сеть в лице единоверцев московские купцы староверы всегда были в курсе цен на хлеб, рыбу, скот и опережая конкурентов делали выгодные оптовые закупки. В XIX веке они уже диктовали цены на всех курпных российских ярмарках.
Между тем времена испытний для староверов не кончились. При Николае Первом на них обрушился новый шквал репрессий. Как поборник железной дисциплины, и отсутствия своеволий царь приказал экспроприировать все имущество раскольников. Однако в полной мере этот приказ не был выполнен. Огромные капиталы нажитые общинами оказались надежно спрятаны. Впоследствии именно эти общинные деньги легли в основу крупного Российского заводостроения.
Алексей Рябцев: "Всем известно, что создать какой-то большой капитал - это очень сложно. Есть русская пословица: От трудов праведных палат каменных не наживешь. Просто от того что ты будешь хорошо работать и долго ты не сумеешь создать достаточное количество капитала, которое позволит в дальнейшем каким-либо образом эффективно инвестировать. Но! Не было как-би счастью, да несчастье помогло. Старообрядческие общины в силу гонений не обладали правом юридического лица. И все капиталы старообрядческих общин, которые существовали в то время приходилось записывать на подставных лиц. Это были наиболее уважаемые предприимыивые люди. То есть эти люди получали в свое руки такой достаточно крупный акционерный капитал. Сразу. и могли уже на этом капитале активно развиваться."
Капиталы, принадлежащие общинам позволили купцам-староверам открыть в Москве и ее окрестностях крупные мануфактуры. Это были первые в России чисто капиталистические предприятия на которых использовался труд наемных рабочих. Староверы первым начали техническое перевооружение своих фабрик. Сразу после разрешения ввоза прядильных машин из Англии старообрядцы основали первые в России бумаго прядильни. Это были образцовые производства, которые постоянно совершенствовались технически. Новейшими заграничными станками были оборудованы и ткацкие фабрики.
Подчас купцы-старообрядцы получали современное оборудование в кредит. Западные предприниматели верили слову этих суровых русских бордоачей. Именно таким образом сумел создать свою фабрику у деревни Зуево знаменитый купец Савва Васильевич Морозов.
Лев Краснопевце: "Он договорился с Людвигом Кноппом представителем европейского коммерческого капитала о строительстве машинной фабрики прядильной. До этого времени и Савва Васильевич и все остальные текстильщики работали на ручной деревенской технике. Кнопп привез ему из-за границы сто с лишним машин новой достаточно конструкции прядильных. Все это было поставлено Кноппом в кредит. В какой-то глуши, никому не известному не грамотному старообрядцу, крестьянину Морозову были привезены огромные ценности на веру. Такова была репутация этого человека."
На рубеже XIX и XX веков крупные промышленники из числа старообрядцев приобрели огромный вес в обществе. Их уважали не только за накопленные капиталы, но и за жажду нововведений. Это выглядело своеобразным парадоксом. Промышленник из среды староверов, казалось бы не разрывно связанный с прошлым, был устремлен в будущее и обладал поразительной прозороливостью.
"Надо сказать, что уже на рубеже XIX и XX веков растет интерес старообоядческих предпринимателей к высокотехнологическим производствам. Первая в России аэродинамическая труба была создана Рябушинским. Первая в России массовая... Ну, не первая, ну все-таки один из основных автомобильных заводов - это завод АМО - нынешний ЗИЛ - это тоже результат старообрядческого предпринимательства."
Мало кто догадывался, что этот интерес ко всему новому и передовому имел четкие религиозные основания. Промышленник-старообрядец стремился модернизировать производство, чтобы опередить конкурентов и нарастить капитал, который позволит ему надежнее защитить свой мир. Свой маленький общинный рай. Воздвигнуть вокруг него неприступные стены. Метафорически - это была новая форма обороны Соловецкого монастыря - этого Белого храма души.
В 1905 году был опубликован знаменитый Манифест о веротерпимости. Противостояние старообрядцев и официальной власти наконец завершилось. Началась знаменательная эпоха, которую назовут золотым веком старообрядчества. В короткий срок ими было построено огромное количество храмов. Их деловая активность еще более возросла. Так, весь Гуслинский район Подомосковья перешел под покровительство попечителей Рогожской общины. Усилила свое влияние и Преораженская община. Движением беспоповщины оказались охвачены многие поселения вокруг Москвы. Преуспели и Екатеринбургские раскольники. Их община контролллировала всю казенную и держала в своих руках всю частную Уральскую промышленность.
Однако сказать, что в этом стане все было благополучно тоже не верно. Скоро старообрядческие миллионеры стали дистанцироваться от своих общин. В начале XX века большинство из них по своему внешнему виду уже мало напоминало раскольников. Это были европеизированные люди, которые носили современную одежду. Позволяли себе не держать строгий пост. Тянулись к источникам сомнительных удовольствий. И даже курили, что в старообрядчестве настрого запрещалось. Многие из этих богачей забыли, что начальный капитал, которым они пользовались принадлежал общине. Они распоряжались чужими деньгами, как собственными. Так заводчик Федор Гучков просто присвоил деньги Преображенской общины. На них он построил огромную шерсто-прядильную фабрику, чье техническое совершенство вызывало восхищение специалистов.
Старообрядческие купцы выстраивали себе дома, которые вызывали зависть даже у представителей царствующей династии.
Алексей Рябцев: " Если Вы интересуетесь такими вещами как, например, московская архтектура, то практически все особняки вот эти дворцы в стиле модерн, которые строил Шептель - это все особняки старообрядческих купцов. Но ничего хорошего особенно в этом нет. То есть люди вместо того чтобы балагочестивыми делами заниматься - они начали себе дворцы строить. Ну вот все это революцией и закончилось."
В наши дни старообрядческое предпринимательство пробуждает понятное сочуствие. Былые экономические доситжения стали достоянием русской истории и предметом исследований. Старообрядцы ушли из деловой жизни России.
Но вот вопрос - надолго или навсегда?
В следующей серии мы расскажем о знаменитых русских книгоиздателей для которых предпринимательство было неразрывно связано с русской культурой.
Смотрите документальный сериал "Русское экономическое чудо. Страницы истории."
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments