fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Categories:

Загадка индоевропейской прародины

Геннадий Жигарев, путешественник: "Эта невзрачная на первый взгляд фреска - одна из самых древних в мире. Точной датировки ученые не дают. Но рисунку не менее 9 тысяч лет. Человеческое тело на выжженной земле. Кружащая над ним птица. Почему древний художник выбрал этот сюжет? О чем он хотел рассказать себе и потомкам? Ученые долго складывали пазл, чтобы разгадать эту загадку и проникнуть в тайну народа, который стал первым ростком великой цивилизации".

автор идеи
Геннадий Жигарев

автор сценария
Евгений Безбородов

режиссер
Евгений Безбородов

монтаж
Дмитрий Антонов

продюсеры
Геннадий Жигарев
Алексей Горовацкий


Предки наших предков

Сегодня на планете Земля живет семь с половиной миллиардов людей. Огромная цифра. Из них два с половиной миллиарда - это индо-европейцы. Индо-европейцы не этнический, а лингвистический термин. К ним относится бесчисленное множество народов, которые говорят на языках индо-европейской языковой семьи. В том числе и русские, славяне. (Примечание. Очевидно, что к индо-европейцам авторы фильма отнесли и все население Латинской Америки и часть населения Африки, разговаривающее на испанском и португальском языках и еще некоторые страны Азии.)

Но где находилась общая на всех индо-европейская прародина?

Споры об этом не утихают много лет.

Арсений Замостьянов, историк, писатель: "Один из вопросов, которые первыми возникают у любого школьника, который знакомится с историей народов, знакомится с историей языка и впервые узнает вот этот термин - индо-европейские, индо-европейцы, индо-европейская группа языков и так далее. Впервые, когда мы об этом узнаем нам сразу же становится интересно, любопытно узнать - а с чего это началось? Но наука пока не может дать точного ответа. Мы же до дна, до конца не докопались. До дна еще очень далеко. Поэтому эта область исследований полная гипотез, версий, споров".

ЧАТАЛ-ГУЮК
ЗАГАДКА
ИНДОЕВРОПЕЙСКОЙ ПРАРОДИНЫ


Геннадий Жигарев: "В ноябре 1958 года три исследователя из британского института археологии во главе с Джейсом Мелаартом обследовали плато Конье в одноименной провинции Турции. Они заметили холм необычной формы, как будто искусственно поставленный на ровной поверхности долины. Ученые заложили пробный раскоп и обнаружили под слоем земли остатки древнего города".

Чатал-Гуюк необычный город. Он похож на огромный улей из сотен домов, которые словно соты лепятся друг к другу.

Бельма Кулачоглу, куратор музея Анатолийских цивилизаций в Анкаре: "После раскопок, проведенных в Чатал-Гуюке от поверхности до грунта, мы выяснили что там 12 археологических слоев. То есть 12 раз город перестраивался. Точнее сносился и строился заново город на городе".

Археологическая сверхновая звезда. Так окрестили Чатал-Гуюк в прессе после его открытия Джеймсом Милаартом. Древний город перевернул многие устоявшиеся представления о ходе исторического процесса.

Михаил Мейер, профессор, докотор исторических наук, президент Института стран Африки и Азии МГУ: "Такой древности практически до этого в этом районе не было... Самое большое, что считалось есть в Турции - это вот знаменитая уже гомеровская Троя и поэтому как бы вот от этого и шло исчисление древности на территории Турции. Вавилония, Египет - вот это вот действительно древности человеческой цивилизации и Малая Азия в этом ключе практически никакого значения не имела. Ну, какая-то периферия... Но не центр".

Бельма Кулачоглу: "Чатал-Гуюк в мировом археологическом сообществе признают не только как часть одного из исторических периодов, Чатал-Гуюк – это центр неолитической эпохи в данном регионе".

Геннадий Жигарев: "Впечатляет все - размеры поселения, с момента открытия прошло более 50 лет, но ученые раскопали лишь 10% территории, его возраст – самые древние слои относятся к 7 тысячелетию до нашей эры, и, наконец - число жителей - в Чатал-Гуюке по разным подсчетам жило 3-5 тысяч человек. Это был огромный, по тем временам, мегаполис".

На протяжении пяти лет с 1961 по 1965 Джеймс Мелаарт и его команды вели раскопки в городе и сделали находки, которые неожиданно оказались связаны с загадкой индо-европейской прародины. Сотни народов, сотни веток индо-европейского дерева. Из какого корня они исходят? Где то место, где впервые проросло семечко?

Арсений Замостьянов: "В наиболее популярной до сих пор и содержащейся во многих учебниках, памятная уже многим из нас с детства теория происхождения прото-индо-еврпейцев - это так называемая Курганная версия, которая связывает прародину индо-европейцев с Приднепровьем, Причерноморьем с вот этой вот, между прочим территорией, в недавнем прошлом полностью территорией нашей страны, сейчас это и Украина и Россия".

Кроме Курганной теории есть и другие. По второй версии индо-европейская цивилизация зародилась в Балкано-Карпатском регионе.

Наконец, третья версия - Анатолийская, связывает появление индо-европейцев с Малой Азией. Находка Джеймса Мелаарта очень удачно совпала в Анатолийской версией. Возникло предположение, что Чатал-Гуюк является одним из первых центров индо-европейской культуры. Об этом говорит множество косвенных признаков.

Чатал-Гуюк не похож на современные города - в нем нет улиц. Между домами лишь изредка встречаются открытые пространства. Необычно устроены и жилища Чатал-Гуюка - дверей в них нет, зато есть отверстие в крыше, через них люди попадали на улицу. Движение в городе было так организовано во крышам.

Бельма Кулачоглу: "Кроме того - важный момент, деревянную лестницу, по которой спускались в дом, на ночь убирали на крышу - наверх, чтобы воры, звери, или кто-то еще не напали. А внутри была другая лестница, которой можно было воспользоваться чтобы выйти из дома. Огонь жгли внутри, поэтому отверстие наверху было еще и дымоотводом".

Местность, на которой находится Чатал-Гуюк, бедна ресурсами. Единственное что здесь есть в изобилии - это глина. Из нее-то жители города и строили свои дома. Устройства жилищ были самым простым - одна общая комната, лежанки, очаг. Как показали расчеты ученых, в каждом доме жило по 5-10 человек. Любопытный факт, в Чатал-Гуюке ученые раскопали уже множество домов - и в домах, и в выгребных ямах во множестве обнаружены зерна пшеницы, гороха, бобов.

Казалось бы - и что тут необычного? Но это открытие заставило ученых серьезно пересмотреть взгляды на историю человеческой цивилизации.

Где находится прародина земледелия? Это, так называемый, полумесяц плодородных земель - Ливан, Сирия и Северная Месопотамия. Территорию Анатолии долгое время считали бесплодной окраиной, где ничего не было. Но оказалось, что земледелие вскоре проникло и сюда.

Многочисленные остатки пшеницы и других культур не оставляют сомнений - жители Чатал-Гуюка активно занимались сельским хозяйством и умели приготовить из них много разных блюд, в том числе горячих. Об этом говорят, например, небольшие и круглые камни, которые древние люди накаляли в огне и использовали для подогрева воды.

Бельма Кулачоглу: "В археологии Анатолии знания о новых достижениях человечества мы находим именно в Чатал-Гуюке. Это появление первобытного земледелия, производство тканей, выделение шелковых нитей. А так же производство посуды из обожженной глины. До этого посуду делали из мокрой глины и высушивали на солнце. Или вырезали из дерева, выбивали из камня. Но использование такой посуды на огне было трудным, не устраивало людей. К примеру, глиняная посуда, которая высохла на солнце. Налить в нее воды, поставить на огонь и что-то в ней приготовить было невозможно. Тоже самое и с деревянной посудой. Поэтому обжигание глины и в обожженном виде ее использование - это большой прорыв для человека того периода. Технический прогресс по сути".

Все это значит, что варварская окраина на самом деле не была таковой, а Чатал-Гуюк - один из первых центров земледелия в данном регионе. В свою очередь земледелие - одна из важных сфер жизнедеятельности индо-европейцев. И поскольку оно было развито в Чатал-Гуюке возникла версия, что город тоже населяли индо-европейцы.

Но так ли это на самом деле? Ведь земледелием занимались самые разные народы. И сам по себе этот факт еще ни о чем не говорит.

Поиском индо-европейской прародины занимаются не только археологи, но и лингвисты. Анна Дыбо - один из самых авторитетных в стране специалистов по древним языкам и к Анатолийской версии происхождения индо-европейцев относится с уважением.

Анна Дыбо, доктор филологических наук, заведующая отделом Урало-Алтайских языков Института языкознания РАН: "Анатолия является местом, в котором существовала наиболее ранне отделившаяся от пра-индо-европейской общности группы языков, так называемые анатолийские языки, из которых самым хорошо известным и изученным является хеттский".

Если представить индо-европейскую группу языков, как большое дерево, со множеством языков-веток, то хеттский язык - самая первая ветка. А вот где находится сам ствол - корень? Лингвисты пытаются это выяснить. Они изучают древние языки и выделяют из них общие, самые архаичные формы.

Анна Дыбо: "Если у нас имеется некоторый набор лексики в праязыке, то мы можем себе представить, что люди, которые говорили на этом праязыке, говорили о каких-то вещах. То есть им были знакомы какие-то предметы. Например, в каком природном окружении они жили - среди гор или среди степей. Было ли у них там море. Какие деревья у них росли".

С точки зрения ландшафта индо-европейский пра-словарь указывает на горную местность, что равным образом подходит для Анатолийской и Балкано-Карпатской версий, но совсем не подходит для курганной, степной. Так же установлено, что древние индо-европейцы жили в довольно холодном месте и знали смену времен года, что неактуально для жаркой Анатолии.

Анна Дыбо: "Что касается названия деревьев и других растений в пра-индо-европейском лексиконе. Восстанавливается биоциноз типа смешанного леса умеренной полосы. А, соответственно, это абсолютно противоречит предположению о степной прародине индо-европейцев и скорее указывает на Балкано-Карпатский регион, чем на Анатолию".

Так где же тогда находилась индо-европейская прародина?

Анна Дыбо: "Мне ближе версия с прародиной в Балкано-Карпатском регионе. Но, если в конце концов окажется, что более правильной является Анатолийская версия, я тоже не удивлюсь".

Итак, лингвистические исследования точного ответа не дают. Чтобы признать Анатолию и Чатал-Гуюк в частности индо-европейской прародиной нужны дополнительные доказательства. И археологи упорно их ищут.

Жигарев: "Восстановить круг жизни ушедших народов и этносов, исходя только из археологических находок - орудий труда, остатков пищи, сложно. Но наши предки существенно упростили работу ученых и сами многое рассказали о себе. Такие фрески найдены во многих жилищах Чатал-Гуюка. На них изображены сцены охоты, обряды, ритуалы древних жителей города. Их представлений об устройстве мира".

Есть среди рисунков и первый в мире пейзаж. Ученые предполагают, что на рисунке изображен знаменитый вулкан Хасан-Даг, который находится не так далеко от Чатал-Гуюка в турецкой провинции Каппадокия. Кроме рисунков археологи нашли в городе множество скульптурных изображений, преимущественно быка. Для жителей Чатал-Гуюка бык был особенным, сакральным животным.

Бельма: "Настенные рисунки - головы быка были не во всех комнатах и даже не во всех домах. Из соединенных вместе нескольких жилищ только в одном из них была такая комната с рисунками и быками. Мы называем их святилищами, куда люди приходили и молились и просили у тех в чью силу они верили - у головы быка или нарисованного леопарда, милости. Свое желание смотря на них выражали".

В Чатал-Гуюке найдено и много человеческих черепов. В одном из раскопанных святилищ они выставлены перед рядом бычьих голов. Что означает эта загадочная композиция. Одну из подсказок дает устройство древних домов. Во время исследований выяснилось - в домах жили не только живые, но и мертвые. Некоторые жилища использовались как кладбища. Погребальный обряд в Чатал-Гуюке выглядел так: человеческие останки люди пеленали и укладывали в плетеные корзины, а затем хоронили прямо под полом. Была у обряда еще одна особенность. Люди хоронили в доме не само тело, а кости, скелет. А перед этим с телом совершалось некое действо. Что это за действо? Возможную подсказку дает эта древняя фреска, где птицы вьются вокруг черепа.

Геннадий Жигарев: "Скорее всего тело умершего люди выносили за город и там оставляли на открытом воздухе, чтобы птицы и хищные животные обглодали плоть до костей. И только потом его хоронили. У этого обряда есть простое и логическое объяснение - люди делали так из гигиенических соображений. Ведь если тела хоронить сразу в городе невозможно было бы жить из-за запаха гнили и инфекций".

Бельма "Потом эти кости хранились дома под полом в семье умершего. Возможно люди верили, что умерший таким образом всегда будет рядом. Позднее появились представления, что вместе со съеденным мясом умершего птицы уносят его душу на небеса, к богам".

Остается еще одна неясность. Почему перед тем как похоронить кости, у трупа отделяли голову? Этот обычай объясняется уже ритуальными целями. Голова, череп в представлении многих древних народов - вместилище души. Сохраняя черепа наиболее важных людей племени жители Чатал-Гуюка тянули ниточку поколений. И святилище с бычьими и человеческими черепами - ни что иное как храм предков, место их почитания.

Михаил Мейер: "Голова - это есть непосредственная связь с предками. Если кости сами по себе означают, что этот предок здесь, вот там вот под лавкой живет, а, то голова, тем более вот должна бы как бы заменять ну нынешние иконы. Да? Собственно что мы рисуем? Голову?"

Историк Страбон описал еще один древний обычай. Тело умершего вождя люди варили вместе с мясом быка и ели всем племенем, символически перенимая его опыт. Отсюда родилась тризна - пиршество в честь покойного. Мощное, грубое животное. У образа быка есть еще одна смысловая нагрузка. Это символическое воплощение сильного пола - мужчины. Сумели ли жители Чатал-Гуюка приручить эту стихию, одомашнить быка. Ученые об этом спорят. Фрески однозначного ответа тоже не дают. Вот эти рисунки комментариев вроде бы не требуют. Мужчины окружают зубров, оленей, других диких животных. Это - однозначно охота.

Бельма: "Бык нет, не был одомашненным животным. Может только отчасти. В Чатал-Гуюке найдены кости других одомашненных животных - собаки, барана. Бык - это очень сильное животное и приручить, сделать его домашним, даже сегодня очень трудно".

Но вот еще один рисунок. На нем люди танцуют вокруг быка, а один из смельчаков через него прыгает. Возможно это древний прообраз корриды.

Михаил Мейер: "Бык здесь так или иначе выступал в качестве основной такой фигуры, которая обеспечивала мясную составляющую пищи вот этих людей. Соответственно поэтому и охота на него была и потом они начинают его приручать и приручают очень быстро".

Геннадий Жигарев: "Еще один краеугольный камень индо-европейской цивилизации - животноводство. Именно индо-европейцы как предполагают ученые первые сумели одомашнить овец, свиней, коров и лошадей. ? быка с высокой вероятностью указывает на Чатал-Гуюк, как на индо-европейскую прародину".

Однако и этот аргумент только косвенный. Делать из него выводы об этническом происхождении жителей Чатал-Гуюка нельзя.

Анна Дыбо: "Раннее земледелие и скотоводство совершенно необязательно указывает на пра-индо-европейцев, оно может указывать например на пра-семит-хамитов или пра-северо-кавказцев, потому что у тех и у других тоже имеется довольно развитая и земледельческая и скотоводческая лексика в пра-лексиконе".

Арсений Замостьянов: "Эти аргументы они безусловно очень интересны. Очень интересны в контексте вообще изучения неолитического человека и развития цивилизаций. Но они не являются стопроцентным доказательством принадлежности этих культур именно к прото-европейцам".

Возможности археологов и лингвистов ограничены. Однако с недавних пор к поискам индо-европейской пра-родины подключились генетики.

Олег Балановский: "Тут очень большую помощь приносит анализ древней ДНК. Когда мы изучаем генофонд не современных людей, не нас с Вами, а наших с Вами далеких предков, от которых осталось лишь несколько косточек, добытых археологами. Из этих косточек можно выделить ДНк, ее проанализировать, в хороших лабораториях, в России таких к сожалению пока нет, и в этих хороших лабораториях получить данные древней ДНК по былым генофондам".

Сравнивая эти генофонды эпоха за эпохой, ученые могут примерно понять как шло распространение этносов по планете. Лучше всего генетиками изучена Европа, которую почти полностью населяют индо-европейцы.

Откуда они могли прийти?

Генетикам удалось выявить две крупные волны переселения. Одна такая миграция случилась в бронзовом веке. Ее источником стали южные степи современной России и Украины. Один людской поток через Сибирь и Казахстан двинулся в Индию и Иран. Другой - на Запад - в Европу.

Олег Балановский: "Поскольку из того же самого источника на восток шли, ну, практически наверняка, индо-европейцы, вернее их ветвь - индо-иранцы, то
логично предположить, что эта же самая ветвь индо-европейцев двигалась оттуда же и на запад. И принесла, ну, не индо-иранские, а какие-то другие возможно индо-европейские языки в Европу".

За несколько тысяч лет до этого была еще одна столь же мощная волна переселения. Когда на смену древним охотникам и собирателям, в Европу пришли первые земледельцы. Ученые выяснили, что это были как раз выходцы из Малой Азии - Анатолии, где и находится Чатал-Гуюк.

Олег Балановский: "И эта миграция первых земледельцев, она значительно изменила европейский генофонд, потому что пришли люди, которые умели выращивать много еды, которые поэтому могли позволить себе иметь много людей. И эта миграция оказалась массовой, значимой для изменения генофонда".

Итак, именно жители Чатал-Гуюка и других неолитических центров Анатолии и принесли в Европу земледелие.

Но были ли они индо-европейцами?

Археологи нашли еще один аргумент в пользу этой версии.

Турция. Анкара. Музей анатолической цивилизации.

Чатал-Гуюк преподнес ученым немало сюрпризов. Один из них - вот эта неолитическая мадонна - фигурка тучной женщины, восседающей на двух леопардах. Между ног женщины выглядывает головка младенца. Таких фигурок в Чатал-Гуюке нашли несколько. Ученые сделали вполне закономерный вывод - в городе существовал культ женщины-матери - богини жизни. Скорее всего с ее участием проводились ритуалы, которые должны были способствовать плодородию, размножению.

Михаил Мейер: "Это общее мнение, что это богиня природы изображена. Какую роль она играла вот в этой пирамиде богов сказать очень трудно. Возможно, что первоначально она и была собственно главной богиней, судя по тому, что она такая дородная как правило. То есть она одновременно олицетворяет и жизнь".

Богиня-мать не случайно сидит на леопардах. С одной стороны это означает ее власть над природой, а с другой подчеркивает еще одну дикую и агрессивную сторону ее сущности. Но ведь природа не подчиняется человеку.

Геннадий Жигарев: "Бык, сильное животное, олицетворяет мужчину. Леопард, дикий хищник, олицетворяет женщину. В системе образов, которую восстановили ученые, роли распределяются однозначно. Мужчина добывает пропитание и охраняют. Женщины определяют духовную жизнь города".

Культ богини-матери в Чатал-Гуюке - признанные факт. Более того, некоторые ученые заметили, что бычья голова с рогами весьма похожа на символическое изображение женской матки. А на Ближнем Востоке череп быка издавна считается символом регенерации, обновления. Если идея о бычьей голове, как символе регенерации верна, то она окончательно проясняет смысл этого святилища, найденного в Чатал-Гуюке. Человеческие черепа лежат перед бычьей головой и с одной стороны подчеркивают связь с предками, а с другой - это контрастирующие символы жизни и смерти. Вполне возможно, что главная идея святилища заключается в том, что не надо боятся смерти, ведь не смотря ни на что жизнь продолжается. Что так же указывает на культ богини-матери, характерного для многих индо-европейских народов.

Но сам по себе он опять же ничего не доказывает.

Анна Дыбо: "Богиня-мать? Я бы скорее спросила у каких древних народов не было представления о богине-матери? Это совершенно не обязательно является локализующим признаком для индо-европейцев".

Археологам и лингвистам установить происхождение жителей Чатал-Гуюка пока не под силу. Зато своя версия есть у генетиков, которым удалось изучить костные останки древних анатолийцев.

Олег Балановский: "И вот про этих анатолийских земледельцев можно сказать три вещи. Во-первых, что это именно их потомки принесли в Европу земледелие. Во-вторых, что это они коренным образом изменили генофонд Европы. И, в-третьих, что они не были индоевропейцами".

Сразу оговоримся - это только гипотеза. У генетиков нет стопроцентных доказательств. Но есть серьезный аргумент в пользу своей версии. И этот аргумент - геномное сходство древних анатолийцев с современными басками.

Олег Балановский: "Практически вся Европа, она говорит на индо-европейских языках сейчас. Но есть исключение - на северо-востоке Европы - это языки финно-угорской группы, а в Западной Европе единственное исключение - это баски. И баски всегда считались наследниками самого первого генофонда Европы - исходного, генофонда охотников-собирателей. Но когда появились данные по древней ДНК, оказалось, что нет. Оказалось, что баски - это генофонд как раз первых земледельцев, которые пришли в Европу, полностью заменили генофонд охотников-собирателей, от которых до нас вот сейчас ничего не дошло, и оставили вот этот вот сейчас анклав басков".

Итак, если верить данным генетики отождествлять анатолийцев и индо-европейцев нельзя. Были еще какие-то волны переселения, которые принесли в Европу индо-европейские языки.

Но когда и откуда?

Олег Балановский: "Когда мы говорим о такой огромной семье как индо-европейцы, то там есть и прадеды и деды и отцы и дети. Прадеды - это те, которые первый раз говорили на индо-европейском языке и поскольку их дети настолько разнообразны, то генетика не может сказать где именно жили эти прадеды".

Проникнуть во все тайны предков, воссоздать цепочку поколений, задача для современного человека невозможная. Земледелие, животноводство, культ богини-матери - это три признака важные для индо-европейской культуры. И все они были найдены здесь в Турции, на территории города Чатал-Гуюк. Однако косвенные доказательства вступают в противоречие с новыми научными данными, а истинное местоположение индо-европейской прародины так и остается загадкой, тайной за семью печатями.

автор идеи
Геннадий Жигарев

автор сценария
Евгений Безбородов

режиссеры
Евгений Безбородов
Дмитрий Антонов

операторы
Дмитрий Антонов
Михаил Овсянников

монтаж
Дмитрий Антонов

анимация
Самвел Арамян

супервайзер
Егор Жигарев

компьютерная графика
Денис Марковцев

композитор
Владимир Романычев

звукорежиссер
Андрей Жучков

организация съемок
Евгения Бельге
Евгений Безбородов

гид-переводчик
Шефаат Эждер

директор
Лариса Коваленко

текст читает
Сергей Чонишвили

благодарим за помощь в организации съемок

Министерство культуры и туризма Турции

Управление по охране и использованию
исторического и культурного наследия Турции

Управление информации и СМИ Турции

Отдел кино Министерства культуры и туризма Турции

Археологический музей города Конья

Научно-исследовательский центр Стэнфордского университета,
ведущий раскопки неолитического поселения Чатал-Гуюк

Музей анатолийских цивилизаций в Анкаре

и лично

Бельму Кулачоглу

благодарим
за помощь в проведении костюмных съемок:

Алену Шкарупету
Диану Третьякову
Шефаата Эждера

продюсер
Алексей Горовацкий

ООО "Голд Медиум"
ГТРК "Культура", 2017

Содержание

Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments