fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Categories:

"Радио России"."Взлётная полоса". "Моторы" Второй мировой войны.

http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/59306/episode_id/1779159/

"Взлётная полоса".
08 мая 2018
"Моторы" Второй мировой войны

В.Б: - Возвращаемся в студию, продолжаем эфир. Анна Дворецкова, Василий Белоусов по-прежнему здесь на Взлетной полосе. Приветствуем всех.

А.Д.: - Здравствуйте.

В.Б.: - И как обычно по вторникам в студии Радио России автомобильные эксперты Игорь Маржаретто, Игорь приветствую.

И.М.: - Доброе утро всем.

В.Б.: - И сегодня в преддверии Дня Победы конечно наша тема связана с этой великой датой и я думаю, что сегодня поговорим мы о военной технике, о машинах Победы. К нам присоединяется так же наш политический обозреватель Николай Мамулашвили.

Н.М.: - Доброе утро коллеги. Здравствуйте уважаемые радиослушатели.

В.Б.: - Да я просто для наших радиослушателей скажу, что главное хобби Николая - это история моторов Второй мировой войны. Поэтому он сегодня тоже как один из основных экспертов будет.

Н.М.: - Но главный - Игорь Маржаретто, конечно. Я просто так. Я заглянул к Вам.

А.Д.: - Уважаемые слушатели, я просто скажу Вам, что есть у нас Вотсап и Вайбер, номер 8-925-222-99-92 Вы можете написать свои комментарии или задать свои вопросы, поинтересоваться чем-то. Я уверена, что наши эксперты Вам ответят. Игорь, ну, вот я абсолютно, да, в этой теме, мы уже выяснили, что человек непосвященный...

И.М.: - Посвятимся.

А.Д.: - Да? Да, сейчас мы посвятимся. Я даже, честно говоря, ну, вот огромное количество автомобилей, огромное количество техники и я не понимаю с чего начать, к чему подступиться. С самого распространенного?

И.М: - Давайте начнем с людей все-таки. Давайте начнем с людей, которые в общем этой техникой управляли. Потому профессия военного водителя была одной из самых массовых, может незаметных, потому что люди эти, ну вроде везет и везет, а среди них количество погибших чудовищно. Потому что человек вез на передовую боеприпасы, человек вывозил раненых. Человек спасал жизни и при этом мог быть незаметным солдатом, с никому неизвестной фамилией, ну сидит рядом с тобой и сидит. А при этом это самая массовая наверное военная профессия. Э... У меня есть два любимых фильма про войну, где главный... ну, герои военные водители. Один из них, все мы знаем и любим - это безусловно гениальный фильм "Судьба человека" Сергея Бондарчука и помнят все этого водителя, которого сам Сергей Бондарчук блестяще сыграл. И его судьбу потрясающую я не могу без слез смотреть, честно признаюсь, этот фильм, хотя он был снят столько лет. Второй фильм знают меньше почему-то, хотя я считаю его тоже очень хорошим. Он снят в конце 1950-х, начале 1960-х годов в тот момент, когда можно было говорить правду, на коротком отрезке времени, о войне. Он достаточно безжалостный, называется "Балтийское небо". В нем сыграли плеяда молодых тогда актеров, великолепных. Там Ролан Быков, Олег Борисов играл, молодая Гурченко играла, и... Луспекаев там играл. В общем очень много. Ульянов молодой там играл одну из главных ролей.

В.Б.: - Вот отличный, кстати, повод, кто не видел, пересмотреть.

И.М.: - Пересмотреть. И там есть эпизодическая роль, значит, один из героев, которого играл Петр Глебов едет через Ладогу на машине и везет его военный водитель, немолодой. Играл его, кстати, Георгий Жженов. И за спиной водителя висит котелок и все время бьет его по голове. И в конце-концов рядом с Глебовым летчик говорит: "Слушай, мужик. Чего ты не снимешь этот котелок? Он же тебе мешает." Он говорит: "Я не могу его снять, потому что он меня будит. Я усну. У меня третья ходка за ночь через Ладогу, я иначе просто усну и куда-нибудь мы уедем". Вот такая маленькая эпизодическая роль и в общем очень много говорит о судьбе... о работе вот этих военных водителей. Плюс еще были люди, которые вот к моей профессии имеют прямое отношение - это военные дорожные строители. Это вообще люди, которые вынесли на свои плечах очень большую степень тяжести войны, потому что...

А.Д.: - И это ведь профессия о которой практически никогда не говорят.

И.М.: - Очень мало говорят, а они построили в фронтовых условиях за время войны примерно 100 тысяч километров дорог.

А.Д.: - Ого!

И.М.: - Построили в условиях боевых. 5 тысяч примерно мостов. Это большая, гигантская работа, без которой была бы невозможна победа, в той или иной форме. Есть у нас несколько памятников, которые я очень люблю, военным водителям. Ну, в частности на Ладоге стоит такой памятник. Стоит под Брянском такой памятник военным водителям. Под Каменск-Шахтинском, это на юг в Ростовской области. И есть один мемориал военным дорожникам-строителям на 71 километре Минского шоссе. Очень красивый. Один из немногих поставленных в последнее время, который мне нравится. Потому что часто бывает они чересчур, как мне кажется, помпезные. А тут он такой человеческий. Поэтому так что начнем с людей. Давайте вспомним их великий подвиг, простых, рядовых водителей, простых рядовых дорожников, на плечах которых вся тяжесть войны собственно и лежала. А потом уже перейдем к технике, которой они управляли.

В.Б.: - Это будет конечно справедливо, да. Естественно.

А.Д.: - Я кстати смотрю сейчас фотографии. Я честно говоря не видела памятников, вот. Я ездила по Минскому шоссе, но то ли я внимания не обратила то ли не поняла кому памятник...

И.М.: - О-о-о... Это не доезжая до Можайска справа. Там мемориал, собственно памятник, часовня. Я туда езжу каждый год. Вот 9 мая собираются ветераны и там очень хорошее место. Оно такое... что называется намоленное. Так как раз была точка, где немцы дальше не смогли продвинуться к Москве в этом направлении. Почему 71-й километр. Там были очень тяжелые бои. И собственно там немцев под Москвой в этом направлении остановили. И потом, вот лет 15 назад сделали этот мемориал.

Н.М.: - А, кстати, коллеги, я хотел напомнить, что главное предназначение машин на войне это... автомобилей на войне... это перевозка грузов и личного состава. А вот, если брать Великую Отечественную войну, фактически машины, автомобили - это главные конкуренты... ну, может быть это не совсем правильное определение в этом случае, э... железной дороге. И вот, в течение всей войны Великой Отечественной, на автомобилях было перевезено больше трети грузов. Вот представляете? Значит, и в отличие от железно-дорожного транспорта, значит из пункта А в пункт Б по рельсам, да, это как бы не свернешь никуда, автомобили более мобильные, они более практичны что ли, в отдельных случаях. Поэтому это очень важный фактор - автомобиль на войне.

И.М.: - Автомобиль на войне, тем более ими пришлось выдержать очень много, автомобилям я имею в виду и людям, которые управляли автомобилем, потому что в России к 1941 году не было дорог. Если честно, поскольку я этой темой занимался, у нас была одна асфальтовая дорога в России, целиком асфальтовая. Это была нынешняя трасса М1 - Беларусь. Она была построена... в 1938 году началось строительство... строили естественно заключенные. Сначала ее довели до Минска, в 1941 году до Бреста. Она была единственная асфальтовая дорога...

В.Б: - Две полосы, как я понимаю.

И.М.: - Две полосы. Ничего такого особенного. Но можно гадать почему именно эту дорогу асфальтовую построили первой, и первая идея, которая в голове возникает - танк... Танк основной в Советской армии (прим. тогда еще не было Советской армии, была Красная Армия) был колесный. БТ-5, ДТ-7. Вот для этих танков эта дорога предназначалась. И по ней в общем немцы достаточно быстро и хорошо рванули. Ну, что б потом так же как пробка вылететь.

А.Д.: - А как выглядели дороги, которые строили воины-дорожники. Это просто из бревен получается?

И.М.: - Ну, по-разному. Чаще всего это было зимой. Какая-то дорога снежная. Летом это была какая-то грунтовка, которую делали. Если нужно было - из бревен. Где-то мостили булыжником, камнями какими-то.

А.Д.: - Труд страшнейший...

И.М.: - Песок завозили. Ну, а мосты строили в основном из дерева. Иначе быть не могло. Через малые реки, их очень много в европейской части России. Где-то были большие мосты. Вообще огромная работа, которую вот за эти четыре года сделали эти люди.

В.Б.: - Это происходило в авральном режиме естественно.

И.М.: - Под обстрелом.

Н.М.: - Да, конечно. Да, кстати. Друзья мои, коль скоро мы упомянули дороги, точнее фактически полное отсутствие дорог, вот наши знаменитый машины - автомобили полуторка и ЗИС-5 - Захар, которого так называли в армии, или более уважительно - Захар Иванович, наши военные шофера, вот, эти машины были построен с таким, ну, скажем так запасом прочности, и они фактически, как хорошие внедорожники, они вот ездили, колесили по этим дорогам. То есть их строили с учетом фактически бездорожья.

В.Б: - Слушайте, но вот есть такое распространенное мнение, что в отличие от нашей страны, Германия к началу войны, конечно, была вооружена очень хорошо. У них были современные танки и автомобильная техника была на порядок лучше.

Н.М.: - На счет танков я поспорил бы, значит...

И.М.: - На счет автомобильной техники в самом деле тут другие вещи сыграли свою роль... Почему Советская армия откатилась резко до Москвы, а потом Сталинграда. Но автомобильная техника германская была пестрой до невозможности. Потому что они набрали всю технику в тех странах, где они уже укрепились, что называется и, если я правильно помню у них к началу лета 1941 года основной автомобиль был Рено.

Н.М.: - Да, французский, совершенно верно.

И.М.: - Французский Рено. Их просто конфисковали во Франции в большом количестве. Потом эти автомобили быстро на наших дорогах, как таковых, которых не было, быстренько погибали. И, в общем, к концу войны основным автомобилем грузовым германской армии был уже немецкий автомобиль (прим. в немецкой армии было 2 миллиона лошадей. См. http://fuchik2.livejournal.com/139499.html) германской армии был уже немецкий автомобиль, это был Оппель-блиц... Оппель-блиц грузовик. И Мерседесы. Потому что вся техника, которая собрали в Европе, она первые два года уже не пережила войны. А что касается Советской армии, у нас было два грузовых автомобиля. К сожалению к началу войны они были очень устарелые, разработки начала 20-х годов. Это автомобиль Форд, который выпускался на Горьковской автозаводе. Он конечно был сильно модифицирован, модель купили в 1928 году, с 1930 стали выпускать. И автомобиль выпускался, как ГАЗ-АА, а потом ГАЗ-ММ он в войну назывался. Это полуторка. Полторы тонны весом. Это можно сказать предок дальний нынешней Газели. И он, конечно, был простым, достаточно надежным. Ездил на абсолютно любом бензине. Вот, что есть, то есть. Летом мог ездить на керосине при желании.

В.Б.: - Всеядный такой?

И.М.: - Да. Достаточно ремонтно-пригодный плюс. С началом войны его упростили сильно. Например, сняли одну фару. Часто снимали... Вместо штампованных
крыльев были сварные крылья.

Н.М.: - Тормоза только на задние колеса, кстати.

И.М.: - Тормоза только на задние колеса. Двери часто снимали, особенно, там я немножко скажу про Ладогу, на ладожских машинах снимали двери однозначно, что б, если что - выпрыгнуть. А вообще дверей часто не было. Дворник был один, управлялся вручную. То есть ручку надо было крутить рукой и он работал. Не крутишь - не работает. И, более того, многие машины из-за отсутствия бензина перевели на газгольдерную установку, то есть - стояла печка...

Н.М.: - Это газогенераторная.

И.М.: - Газогенераторная прошу прощения. Правильно, что ты меня поправил. Значит, стояла печка, куда бросал водитель чурбачки деревянные.

А.Д.: - Ничего себе!

И.М.: - Чурбачки сгорали, вырабатывали газ, во время горения вырабатывался который, шел собственно в двигатель. Машина такая была страшно тихоходная, в гору она вообще не ехала.

Н.М.: - Машина с котлом - это можно видеть иногда в хронике. Встречаются такие машины, да.

А.Д.: - Да, я где-то видела то ли фотографии, то ли действительно.

Н.М.: - Это все в целях экономии.

И.М.: - В общем была такая машина, полуторка. Она, конечно перегружалась чудовищно - в три-четыре раза. Но она и была доработана, на Горьковском автозаводе была доработана из расчета того, что ее будут заправлять бог знает чем и будет она возить в четыре раза больше груза. Они выдерживали. Эти машины, кстати, выпускались до 1946 года, а в России служили, в Советском Союзе служили, еще до 1960-х годов можно было встретить, говорят, я не помню. Это извините, потому что не родился. Вот. И второй автомобиль, который выпускался в Советском Союзе грузовой - это был тот самый Захар, который Коля помянул, ЗИС-5, выпускали его уже в Москве. И это тоже была американская разработка, честно, была кампания такая американская Аутокар, взяли у них модель Аутокар-5С, немножко ее довели до ума в Советском Союзе... ну, множко ее довели до ума на самом деле. Там корни уже с трудом угадывались американские. И вот, это была трехтонка, которая возила и десять тонн. И вот эти два автомобиля были самыми массовыми автомобилями Советской Армии к началу Великой Отечественной войны.

Н.М.: - Но Вы должны понимать коллеги, что вот специальных автомобилей, которые вот сейчас проектируют, армейские машины, так называемые. У нас таких машин не было.

И.М.: - Вообще.

Н.М.: - Вообще не было. То есть, что предполагает армейский автомобиль? Если очень коротко. Ну, выносливость - это понятие такое растяжимое. Значит, что б э... обычно...

И.М.: - Полный привод.

Н.М.: - Да, полноприводные машины. С большим клиренсом, да. Потом что б они были максимально простые, чтобы в случае эвакуации завода можно было наладить производство где-то в другом месте очень быстро и оперативно.

И.М.: - Говоря современным языком - внедорожник.

Н.М: - И самое главное чтобы машина была проста настолько, чтобы в полевых условиях можно было сделать ремонт, произвести какой-то ремонт.

И.М.: - Безусловно.

Н.М.: - Вот таких машин у нас не было.

И.М.: - Кстати, к началу войны выяснилось, что производство собственных автомобилей пришлось свернуть во многом. Дело в том, что ЗИС, нынешний ЗИЛ пришлось эвакуировать из Москвы. Его эвакуировали в два места и таким образом основали два автозавода, которые существуют по сегодняшний день. Один назывался УльЗИС - Ульяновский завод. Это собственно откуда начался Ульяновский автозавод - УльЗИС. И там выпускали эти грузовики, а вторая часть завода уехала на Урал и назывался УралЗИС. Сейчас это завод Урал в Миасе. Да, который выпускает огромные полноприводные автомобили. А вот Горьковский автозавод, который выпускал грузовики, пришлось переквалифицировать с началом войны и он практически прекратил выпуск грузовиков. Выпускал танки. Легкие танки. И он был основным поставщиком легких танков Красной Армии, сильно раздражал немцев. Летом 1942 года завод очень сильно бомбили, в течение нескольких дней практически он был уничтожен. За несколько дней его восстановили и продолжили выпускать эти танки.

В.Б.: - Причем в Ульяновске, насколько я знаю, там тоже очень быстро они в полевых условиях построили, да, этот завод. Он фактически без стен был и при любой погоде велась сборка автомобилей.

(продолжение следует)

Содержание

Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments