fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Categories:

Ленд-лиз. Военная политэкономия.

Вторая мировая война нанесла огромный урон мировой экономике. Даже состоятельные прежде западно-европейские государства переживали тяжелые времена.

Но была страна, где промышленность в этот период демонстрировала бурный рост, а уровень жизни граждан неуклонно повышался - Соединенные Штаты Америки.

Хью Несон, директор по развитию музея "Ниагра Аэроспейс": "Американскому правительству удалось сделать нечто невероятное - взять с улицы 6 миллионов человек и обеспечить их работой в военной промышленности. Все желающие имели возможность получить работу и могли зарабатывать неплохие деньги. Многие считают, что война стала для нас единственной возможностью выбраться из депрессии".

Американские промышленники всегда придерживались правила - бизнес в первую очередь.

Американские политики прекрасно понимали позицию своих соотечественников. Перед президентом США Франклином Рузвельтом стояла задача убедить бизнес-элиту действовать в интересах государства. В качестве аргумента он выбрал не кнут, а пряник. Или вернее - доллар.

Президент сумел доказать, что быть арсеналом демократии - это не только почетно, но и очень выгодно. И промышленные магнаты и простые граждане вскоре смогли в этом убедиться.

ЛЕНД-ЛИЗ


Объявив о программе ленд-лиза Франклин Рузвельт назвал США арсеналом демократии. Однако на тот момент военная промышленность США не могла обеспечить потребности обороны даже своей страны. До конца 1930-х годов программа вооружений в США была практически заморожена. Американские политики считали нецелесообразным тратить на нее бюджетные деньги. Избиратели поддерживали такую позицию.

Весной 1938 года американские заводы посетила британская военная миссия. Цель визита заключалась в размещении заказов на крупные поставки вооружений. Тучи над Европой сгущались, приближалась война. Самое время позаботится о пополнении арсенала. Но британских экспертов ждало разочарование – покупать в США было практически нечего. Производственные мощности позволяли выпускать не более двух тысяч самолетов в год. Примерно столько же состояло на вооружении всей американской армии.

С бронетехникой дело обстояло еще хуже. Первая серийная модель среднего танка, запущенная в производство лишь в 1937 году, наждалась в существенных доработках. Тяжелые танки не выпускались вообще. Наверстывать упущенное Соединенным Штатам пришлось в крайне сжатые сроки.

Но уже во второй половине 1941 года ситуация в корне изменилась.

С конвейеров американских заводов каждый месяц сходили тысячи танков, самолетов и грузовиков.

ЛЕНД-ЛИЗ

Военная политэкономия


К началу Второй мировой войны США все еще не оправились от Великой депрессии. Экономические показатели росли крайне медленно.

04:27

Около четверти американских семей по-прежнему жили в деревянных домах без электричества и водопровода.

Юджин Блум, ветеран ВМФ США: "Во врем депрессии мы были бедными. Очень бедными. Моя семья существовала всего на десять. Мы ютились в дряхлой хибаре, где водились крысы. Немногие по настоящему голодали, но уровень жизни оставался крайне низким".

Далеко не каждая американская семья могла позволить себе такую роскошь, как телефон или автомобиль. Пусть даже допотопный Форд-Т по прозвищу Жестяная Лиззи.

Джон Сенефф, ветеран ВВС США, сотрудник компании "BELL": "До войны я водил Форд-Т моего отца. Классная машина, особенно если ехать во время пурги в открытом салоне. А как здорово было эту машину толкать, когда она застревала своими узенькими колесами. Нет, все замечательно, только вот с тормозами беда и когда я спускался с холма, никогда не знал сработают они в этот раз или нет".

Покупку новых моделей компании Форд могли позволить себе лишь те, кто имел хорошую работу. Но вакансий не хватало. В 1939 году более 17% американцев были безработными. Еще 30% получали гроши за низко квалифицированный труд. Чтобы увеличить объемы продаж, американские промышленники искали выходы на внешние рынки. В первую очередь европейские.

В Германии компания Форд моторс владела сразу двумя заводами, а Дженерал моторс активно развивала дочернее предприятие - концерн Оппель. Незадолго до начала войны он освоил выпуск быстрых и надежных армейских грузовиков с красноречивым названием Блиц - молния. Командование Вермахта отводило этому транспорту важную роль в запланированном блицкриге.

Инвестиции в германскую экономику Адольф Гитлер оценил по достоинству. В июле 1938 года Генри Форд был награжден орденом заслуг германского орла. Спустя месяц эту награду получил и топ-менеджер Дженерал моторс Джеймс Муни. Их заслуги перед германским орлом несомненны.

Американские компании ввозили в Третий рейх не только капиталы, но и передовые технологии.

Альберт Шпеер, министр вооружений и военной промышленности Германии: "Мы бы никогда не отважились на вторжение в Польшу, не имея технологии синтетического топлива, предоставленной нам компанией Дженерал моторс".

Великобритания и Франция вступили во Вторую мировую войну, но не спешили переходить к активным действиям - обе страны накапливали военный потенциал. Многие американские компании получили крупные заказы на поставку вооружения. Зарплаты сотрудников ощутимо выросли.

Правительства Великобритании и Франции не только закупали оружие, но и вкладывали средства в его производство на территории США. В 1939 году американская промышленность получила более 200 миллионов долларов прямых инвестиций.

Эдвард Стеттиниус, начальник управления по соблюдению закона о Ленд-лизе: "Англичане и французы тратили свои деньги на строительство в Штатах новых авиамоторных заводов, оснащение их необходимым оборудованием и подготовку квалифицированных рабочих. Причем средства вкладывались не только в авиамоторные заводы, но и в автомобильную промышленность, которая уже тогда началась перестраиваться на военный лад".

Вскоре общая сумма размещенных в США военных заказов достигал двух миллиардов долларов. Американская оборонная промышленность получила стартовый капитал для своего развития. До середины 1940 года американские военные заводы работали преимущественно на экспорт. За шесть месяцев Великобритания и Франция заказали 8 тысяч самолетов. Армия Соединенных Штатов всего две тысячи.

Средства на развитие военной промышленности Конгресс США выделял неохотно. Да и большинство американцев были убеждены, что увеличение госрасходов на армию нецелесообразно. Ведь война шла где-то очень далеко - за огромным Атлантическим океаном.

Хью Несон, директор по развитию музея "Ниагара Аэроспейс": "Поначалу американские поставки вооружений предназначались прежде всего для Франции. Но, увы, мы опоздали на месяц другой. Франция сдалась".

10 мая 1940 года дивизии Вермахта перешли в наступление в Западной Европе. Уже 15 мая капитулировали Нидерланды. 28 Бельгия. 22 июня настал черед Франции. Получить свои заказы из США она так и не успела. Американским политикам пришлось признать, что амбиции Гитлера они недооценили.

Юджин Блум: "Нельзя иметь плохо вооруженную армию в мирное время. Потому что, если возникнет военная угроза тебе придется работать как в аду, опасаясь, что противник ударит прежде, чем ты успеешь произвести достаточно самолетов и мобилизовать достаточно людей".

Министерство обороны США направило президенту меморандум с предложением до конца года увеличить силы ВВС на 19 тысяч самолетов. Однако Рузвельту этого показалось мало. В своем послании Конгрессу США он поставил цель производить не менее 50 тысяч самолетов в год. Срочно увеличивался выпуск и остальных видов вооружений.

Одним из самых активных противников этой программы выступил Генри Форд. Автомобильный магнат заявил, что если США не будут вмешиваться в европейские дела участия в войне удастся избежать. Но Генри Форда скорее заботило другое. Промышленник опасался, что ухудшение отношений между Вашингтоном и Берлином может отразится на работе его заводов в Германии и оккупированной Франции. Эти опасения оказались напрасными. Адольф Гитлер еще со времен своей молодости относился к Генри Форду с большим уважением и восхищался его целеустремленностью.

В 1940 году компании Форд Моторс и Дженерал моторс заявили о потере контроля над своими заводами в Германии и Франции. Но итоги независимых исследований говорят о том, что предприятия остались у прежних владельцев. Связь с головными офисами в Детройте поддерживалась через посредников. Немецкие заводы американских фирм получили крупные военные заказы. Предприятия Форд освоили выпуск грузовиков для Вермахта и авиационных двигателей для Люфтваффе. Концерн Оппель начал производить пехотные мины и торпеды. Фюрер решил не отказываться от хороших управленцев. В деловых кругах США в то время ходил анекдот: "Гитлер закала американским промышленникам крупную партию танков. Когда сделка была заключена бизнесмены поинтересовались куда доставлять товар. Не стоит беспокоиться мы сами за ним заедем по дороге на Вашингтон и Нью-Йорк, ответил фюрер".

Впрочем многие промышленники в США по-прежнему не верили в такой вариант развития событий. Они все еще считали Гитлера обычным выскочкой и были убеждены, что война вскоре закончится. Расчетливые бизнесмены не хотели переориентировать производственные мощности на нужды оборонной промышленности США. Ведь в мирное время спрос на эту продукцию падает и можно не успеть оправдать инвестиции.

Государство смогло убедить скептиков - военные заказы щедро оплачивались за счет бюджета, а на закупку оборудования начали выдавать льготные кредиты. Бизнесмены поняли, что они в любом случае не прогадают. Начался бурный рост американской военной промышленности.

Самым слабым местом оборонной программы США оставались танковые войска. Осенью 1940 года правительство приняло решение основать в Детройте огромный завод по выпуску бронетехники. Средства на его создание выделялись из бюджета, но производством управлял менеджмент крупной автомобильной компании Крайслер. Строительные работы были закончены всего за несколько месяцев.

Уже в начале 1941 года завод выпустил первую тысячу танков М-3 Стюарт. Активно велись и разработки в области авиапромышленности. Американские истребители Пе-40 уступали новым модификациям Мессершмиттов. Инженеры получили задачу создать самолет нового поколения.

Билл Свенсон: "Шесть различных компаний в каждой из которых работало по тысяче инженеров создавали лучшие на их взгляд истребители. Это было своего рода соревнование и каждый надеялся, что он победил. Одни считали лучшим истребителем Аэрокобру, другие Пе-41 Репаблик, третьи Нордамерикан".

Соревнование закончилось в ничью. Лучшие модели разных производителей были запущены в серийное производство.

Генри Форд также изменил свою позицию. Он всегда остро чувствовал конъюнктуру рынка, а в начале 1940-х бомбардировщики пользовались куда большим спросом, чем кабриолеты.

Билл Свенсон: "Компания Форд перестала выпускать автомобили и построила завод длиной в полмили для производства тяжелых бомбардировщиков Би-24 Либерейтор".

Еще в 1908 году Генри Форд впервые применил на сложном производстве принцип конвейера. Это революционное изобретение оказалось весьма кстати в военное время.

Для увеличения производства требовались сырье и материалы.

17:04

В 1940 году США произвели 67 млн. тонн стали, более чем в два раза опередив нацистскую Германию.

Хью Несон: "Тогда каждый школьник знал о том, что страна нуждалась в металле. Нас призвали тащить на школьный двор любой кусочек железа. Вскоре там образовались целые горы металлолома. Затем их переплавили и использовали для нужд военной промышленности".

В начале Второй мировой войны американская военная индустрия развивалась в основном за счет иностранных заказов. Но вскоре ситуация в корне изменилась. У США остался только один крупный заказчик - Великобритания, да и она находилась на грани банкротства. Все расходы на военную программу легли на плечи американских налогоплательщиков. Франклин Рузвельт пришел к выводу что быть арсеналом демократии намного выгоднее, чем полем битвы. Президент смог убедить в этом и своих сограждан.

11 марта 1941 года вступил в силу закон о содействии обороне США, более известный как закон о ленд-лизе. Вскоре он распространился и на Советский Союз.

В первые месяцы войны Советская промышленность понесла огромные потери. Крупнейшие предприятия страны оказались на оккупированной территории, либо были эвакуированы. Советское руководство обратилось за иностранной помощью.

До ноября 1941 года закон о Ленд-лизе не распространялся на СССР. В те месяцы за незначительные объемы американских поставок Советский Союз рассчитался золотом.

19:59

Так родился исторический миф будто бы Советский Союз оплачивал поставки по ленд-лизу.

Протоколы о сотрудничестве США, Великобритании и СССР подразумевали взаимную помощь. Общая сумма обратного ленд-лиза невелика, золота, древесины и пушнины из СССР было вывезено всего на два с половиной миллиона долларов. Впрочем лидеры западных государств на большее и не рассчитывали.
Все ресурсы советского государства направлялись на борьбу с общим противником.

Программа поставок по ленд-лизу стала для США началом формирования мощного военно-промышленного комплекса, но настоящим стимулом оказались события в Тихом океане.

7 декабря 1941 года японские ВВС внезапно атаковали американскую базу Перл-Харбор. США вступили во Вторую мировую войну.

Билл Свенсон: "Перл-Харбор во многом повлиял на политику нашего правительства. Сразу же началась мобилизация в вооруженные силы и флот. Большинство ребят моего возраста от 18 до 30 лет были призваны".

21:36

Президент Рузвельт заявил, что каждый год необходимо производить по 100 тысяч самолетов и 75 тысяч танков.

Для реализации этой программы требовались средства. Вскоре после вступления США в войну был существенно увеличен корпоративный налог. Чистая прибыль американских промышленников снизилась. В тоже время правительство получило право влиять на профиль деятельности частных концернов и объемы их производства. Предприятия, чьи владельцы не желали работать на нужды армии, могли быть национализированы. Впрочем, эта крайняя мера никогда не применялась. Выполнять государственные военные заказы для промышленников было по прежнему выгодно.

22:28

Благодаря росту производства, Соединенные Штаты смогли преодолеть одну из важнейших социально-экономических проблем.

Вскоре даже начала ощущаться нехватка рабочих рук. Жители бедной глубинки потянулись в крупные индустриальные центры, где для них открывалось множество вакансий. Детройт разрастался. Не смотря на военное время, в городе активно велось строительство. Еще в начале XX века Детройт стал автомобильной столицей США. Там располагались штаб-квартиры и головные заводы Форд, Дженерал моторс и других крупных компаний.

В годы экономической депрессии улицы города заполнили толпы безработных. Криминальная обстановка серьезно ухудшилась.

Но с началом войны все проблемы решились сами собой.

Темпы мобилизации в США росли с каждым месяцем. Многие рабочие и инженеры уходили в армию. Соответственно освобождались новые вакансии. До войны большинство американских женщин были домохозяйками. Теперь правительственная пропаганда приложила усилия для привлечения их на производство. Американский художник Норман Рокуэлл создал героиню по имени Клепальщица Рози - уверенную в себя даму крепкого телосложения в рабочем комбинезоне.

23:57

Билл Свенсон: "Мы прекрасно понимали, что могла натворить такая Рози. Конечно, она клепала ошибку за ошибкой. Ломала заклепки или оставляла разрывы на обшивке фюзеляжа. Но мы, инженеры, могли во время исправить эти промахи, работая на одном конвейере".

Плакатные образы советской и американской работницы тыла заметно отличались, но их жизнь разнилась еще больше.

24:30

Рабочие, эвакуированных вглубь СССР заводов получали по карточкам 500-600 граммов хлеба в день. Служащие, и того меньше - 400 грамм. Мясо и сахар считались деликатесами. Премии передовикам как правило выдавались едой - яйцами, крупами, молоком. На среднемесячную заплату в 300 рублей можно было купить на рынке поношенную телогрейку.

Зарплата оборонной промышленности США постоянно росла. Вот только тратить ее было все сложнее. В годы войны производство бытовых товаров сократилось до минимума. Американцы узнали что такое дефицит. Начались трудности с запчастями для гражданских автомобилей. Да и обычные покрышки исчезли с прилавков. А покупке новой машины или даже велосипеда можно было только мечтать. Бензин продавался по талонам. Популярный плакат тех времен гласил: "Если ты едешь в машине один, то подвозишь Гитлера".

Билл Свенсон: "На заправках надо было сначала давать талоны на бензин и только потом платить. В годы войны у каждого из нас имелась целая книжка талонов".

25:58

Потребление некоторых продуктов питания так же ограничивалось. Например, сахара полагалось всего полфунта на человека в неделю. Или шесть чайных ложок в день. Приходилось экономить.

Билл Свенсон: "Когда моя мама готовила, она очень тщательно отмеряла порцию. Стейк в обеденном меню у нас был только раз в месяц. Даже обуви тогда не хватало и женщины получили хороший урок. Не знаю как они выжили без всяких модных туфелек и сапожек, ведь дамы так любят их".

Впрочем американки быстро адаптировались к условиям тотального дефицита. У них оставалось свободное время для того чтобы следить за собой. Дамы мастерили новые наряды из залежавшихся в шкафу вещей, в том числе и тех, что принадлежали, ушедшим в армию мужьям. Женские журналы того времени пестрили советами как сделать из старого мужского пальто изысканный жакет. Именно в годы войны вошли в моду дамские сумочки через плечо. В них было удобно класть противогаз на случай учебной тревоги.

Увеличение военного производства требовало новых расходов бюджета. В годы войны государственный долг США вырос более чем в два раза и превысил общий объем валового внутреннего продукта. На международном рынке свободные средства отсутствовали и государство одалживало деньги у собственных граждан.

27:32

Юджин Блум: "Люди покупали правительственные облигации и одалживали стране те деньги, которые они не могли потратить. И таким образом эти средства сохранялись и приумножались".

В это время в Советском Союзе каждый день погибали тысячи солдат и офицеров Красной Армии.

28:10

Война была объявлена Отечественной и пришла в каждый дом. Поэтому даже те, кто работал по двадцать часов в сутки о накоплениях не помышляли. Все для фронта. Заработанные непосильным трудом деньги советские граждане добровольно жертвовали на нужды фронта. Коллектив небольшой железнодорожной станции Хабаровск-2 смог собрать огромную сумму в 250 тысяч рублей. На эти средства была построена танковая колонна. На свою танковую колонну собрали деньги школьники Москвы и Подмосковья, подрабатывая в свободное от уроков время. Взрослые москвичи были тронуты этим примером. Бронепоезд Московский метрополитен, построенный на средства его работников трое суток сдерживал наступление противника на одном из участков Курской Дуги. Таких примеров можно привести сотни. В общей сложности советские граждане пожертвовали на нужды фронта почти 10 миллиардов рублей или 25 миллионов средних зарплат.

В 1920-ые годы Генри Форд уже имел опыт сотрудничества с Советской Россией. Его итогом было создание первого серийного трактора Фордзон-Путиловец. Но между партнерами возникли трения и вскоре Форд стал для советских людей ярким представителем классового врага - капиталистом. В годы войны прошлое было забыто. Продукция концерна Форд моторс снова появилась в СССР. Наибольшей славой пользовались его внедорожные автомобили. Надежные армейские вездеходы, выпускавшиеся на заводах Форда, стали любимыми машинами командного состава Красной Армии наряду с легендарными Виллисами. Они использовались в качестве тягачей для противотанковых орудий и шасси для различных установок. Инженерам Форд ставилась задача усовершенствовать модель хотя бы в мелочах. Для руководства это было делом принципа.

Советские офицеры большой разницы между двумя производителями не заметили. Главное - новинка пришлась действительно кстати. Машины для командного состава способствовали лучшей координации войск в ходе крупно-масштабных военных кампаний.

30:48

Махмут Гареев: "У нас ведь в начале войны и еще полвойны, командиры полков, дивизий ездили на ЭМках. Они нигде не могут пройти. По полям там и так далее. И мы получили Виллисы. На любую высоту, на любой местности можно проехать. Мы получил Доджи, Студебеккеры. Высокопроходимые машины. Пехота, которая ходила пешком, можно ее было быстро перебрасывать. Особенно маневр артиллерии. И подвижность наших войск увеличилась и это способствовало успешному, более успешному проведению наступательных операций".

6 июня 1944 года англо-американские войска начали высадку в Нормандии. В это время части Красной Армии уже вышли на границы СССР. Иосиф Сталин провозгласил лозунг: "Загнать зверя в его собственное логово!" Участь Германии была предрешена, как и судьба ее промышленных мощностей.

К этому времени концерн Оппель диверсифицировал производство. Помимо грузовиков Блиц выпускались танки, военные мотоциклы и даже узлы реактивных истребителей Мессершмитт.

32:14

В августе 1944 года американские бомбардировщики уничтожили заводы Оппель в Рюссесхайме и Бранденбурге. Но руководство Дженерал моторс не расстраивалось. Компания наняла лучших адвокатов и потребовала от правительства США выплатить компенсацию за ущерб. 30 миллионов долларов были получены уже по окончании войны за счет немецких репараций.

Руководство Форд моторс так же не пожалело денег на хороших специалистов, стараниями которых одна из страниц истории компании как будто бы вырвана. Эта страница повествует о партнерских отношениях с Третьим Рейхом.

После того как прогремели парады Победы и военные получили заслуженный отдых, за работу взялись экономисты.

33:15

Председатель государственной плановой комиссии при Совмине СССР Николай Вознесенский оценил масштаб помощи по ленд-лизу в 4% от объема советского производства в годы войны.

33:29

Эта цифра, озвученная уже после начала холодной войны, не была подкреплена никакими расчетами. Современные историки ставят ее под сомнение. Руководитель программы Ленд-лиза Эдвард Стеттиниус вообще воздержался от оценок.

Эдвард Стеттиниус, руководитель программы Ленд-лиза: "Наш вклад в общее дело нельзя измерять в процентах. Не существует той оценочной системы которая позволяла бы сравнить тысячу истребителей и тысячу погибших русских солдат".

И действительно - каждый считал свое. Кто-то уцелевшие дома в родном городе, а кто-то финансовую прибыль.

Вторая мировая война превратила европейскую экономику в руины.

Советский Союз потерял около 30% своего национального богатства. 32 тысячи промышленных и около 100 тысяч сельскохозяйственных предприятий были уничтожены. Для восполнения этих потерь потребовались долгие годы напряженного труда.

Программа Ленд-лиза обошлась правительству США в 46 миллиардов долларов (прим. в ценах 1940-х годов, чтобы привести их к современному уровню, надо умножить примерно на сто). Две трети от общего объема поставок получила Великобритания. 22% СССР. Остальные 12% были распределены на другие страны.

В разделе затраты можно было подводить черту. Затрат больше не предвидилось.

Другие макроэкономические показатели позволяли американцам не тяготится понесенными расходами.

35:09

За годы войны национальный доход США увеличился в полтора раза в сопоставимых ценах. Объем промышленного производства вырос в два с половиной раза. Благодаря ленд-лизу Форд, Дженерал моторс, и другие компании получили сверхприбыли. Руководство строило планы по развитию бизнеса, а у рядовых сотрудников были другие заботы – потратить заработанные в годы войны деньги. Государство постепенно возвращало долги, а прилавки магазинов снова радовали ассортиментом товаров.

Джеймс Дж. Мотнесарчио, ветеран ВМФ: "Мой отец был столяром. Он занимался отделкой новых домов и после войны работы у него стало значительно больше. Люди активно строились, меняли свои ветхие жилища на красивые новые дома".

Миллионы американцев смогли воплотить в жизнь свои потребительские мечты. Автомобили перестали быть роскошью - продажи новых моделей побили все прежние рекорды.

Джон Сенефф: "У меня скопилось достаточно средств для того чтобы купить ту машину о которой я давно мечтал - новенький Форд. Ведь когда шла война деньги было некуда тратить и я смог сделать небольшие сбережения".

Конверсия военного производства потребовала немалых усилий. Сразу после войны безработица в США возросла до 5%. Однако накопленный опыт и технологии вскоре удалось адаптировать для мирных целей.

Билл Свенсон: "Война существенно ускорила инновации в экономике. Изобретения, новые проекты, технологии тогда финансировались правительством. Это были огромные инвестиции в сферу производства вооружений. А после войны прогрессивные наработки расцвели уже на другой почве - в бизнесе. Люди смогли купить хорошую бытовую технику, скажем радио, а потом телевизоры".

Но не все заводы переквалифицировались на выпуск бытовой техники. Многие и после войны по прежнему специализировались на производстве вооружений.

37:33

Развитая экономика стала одним из важнейших факторов, обеспечивших доминирование США в послевоенном мире. Армия, вооруженная по последнему слову науки и техники позволила США диктовать свою волю в отдаленных уголках земного шара. Доллар превратился в основной инструмент глобальной финансовой системы. Соединенные Штаты стали сверхдержавой и ленд-лиз сыграл в этом заметную роль.

сценарий
Илья Свирин

режиссер
Олег Четвериков

операторы
Константин Рябков,
Антон Рябцев

дизайн
Дмитрий Синявский

графика
Алексей Гришкевич

звукорежиссер
Юрий Кашин

художник-постановщик
Владимир Близнюк

художник по костюмам
Виолетта Шиманская

журналисты
Анжелика Новикова
Лилия Латогурская

дикторский текст
Игорь Сидорчук

администраторы
Ирина Павлюкович
Елена Шпилевская

технический директор
Дмитрий Гатезо

продюсер
Алеся Литвинова

ОАО "ТРК ВС РФ "ЗВЕЗДА" 2013

Содержание

Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Срочно - 22

    (черновик) У всех этнических ОПГ дорвавшихся до власти почерк один и тот же? 3 августа 2021, 09:52 ОбществоПроисшествия Пропавший в Киеве глава…

  • Срочно - 21

    (предыдущая страница) (черновик) Отрабатывают открытие границы для китайских войск? Минобороны России раскрывает детали совместных учений с…

  • Срочно - 20

    (предыдущая страница) Отстранен последний неугодный Путину кандидат? Выборы уже фальсифицированы даже не начавшись? 24 июля 2021, 11:31 Политика…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments