fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Category:

Ленд-лиз. Броня Победы.

В январе 1945 года американский десантник Джозеф Баэрли совершил побег из концлагеря для военнопленных Шталак 3Ц. Уже несколько недель он пробирался на восток к линии фронта. Населенные пункты на всякий случай обходил стороной. Ориентироваться приходилось по солнцу, а в последнее время еще и по звукам артиллерийской канонады. Джозеф сильно ослабел и шел уже с трудом, когда вдруг услышал знакомый шум моторов. Он всматривался вдаль и не верил своим глазам. Американские танки Шерман! Вслед за ними появились другие, которых раньше Баерли не видел, но это было уже не важно. Главное, что на всех машинах были нанесены красные звезды. Русские!

Это был один из передовых отрядов 1-ой гвардейской танковой армии легендарного Михаила Катукова, в которой помимо своих Т-34 стояли танки, полученные Советским Союзом по программе ленд-лиза.


ЛЕНД*ЛИЗ


01:36

В 1931 году известный архитектор из Детройта Альберт Кан по заказу советского правительства разработал проект строительства большого тракторного завода. Проект приняли быстро. А вскоре в уральский город Челябинск начали прибывать и другие американцы - консультанты из компании Крайслер. Они должны были наладить производственный процесс.

В это время Великая депрессия, охватившая США заставила многих специалистов искать работу за океаном, а Советскому Союзу именно такой опыт и был необходим - в стране полным ходом шла индустриализация. Но уже вскоре зарубежные консультанты были вынуждены срочно покинуть Советскую Россию. В американской прессе раздувался скандал.

02:46

Типичный заголовок - Красная угроза. Журналисты писали о том, что вместо тракторов на тех же конвейерах можно легко организовать выпуск танков.

Спустя 10 лет так оно и случилось, но Красная угроза для США так и осталась мифической, а вот коричневая, которую до поры до времени американским промышленника замечать было не выгодно, оказалась вполне реальной.

В начале 1940-ых и тракторный завод в Челябинске и автомобильный завод Крайслер в Детройте перешли на выпуск военной продукции - танков. Они предназначались для борьбы с общим врагом - нацистской Германией. По Курском, в Белоруссии и в Польше американские с советские танки воевали рядом, броня к броне.


ЛЕНД-ЛИЗ
БРОНЯ ПОБЕДЫ


С началом Второй мировой войны семья Джозефа Баэрли, которой еще совсем недавно нечем было платить за жилье, вновь воспрянула духом - в штате Мичиган строились новые заводы, а значит опять появилась работа. Вместо сельскохозяйственной утвари множество предприятий налаживали выпуск военной продукции. Все заказы оплачивало правительство Соединенных Штатов. Америка вооружалась.

В 1939 году танковые войска США насчитывали не более 500 единиц бронетехники. В основном это были легкие М-1, вооруженные лишь пулеметами. Массовое производство средних танков не было налажено. Выпускались только опытные партии. Парк тяжелых танков не увеличивался, а уменьшался. Несколько десятков МК-8 времен Первой мировой постепенно расходились в музеи, а то и вовсе были отправлены на металлолом.

Борис Константинов: "После Первой мировой войны Соединенные Штаты четко придерживались той же самой доктрины Монро, президента еще, так сказать, 20-ых годов XIX века о том, что их охраняет океан. Поэтому основные силы, средства, выделялись на военно-морской флот и на авиацию".

Блицкриг нацистских войск в Европе заставил американцев задуматься о войне.

17 мая 1940 года в своем послании к Конгрессу США президент страны Франклин Рузвельт говорил о необходимости срочно наладить массовый выпуск танков. Архитектор Альберт Кан получил заказ в кратчайшие сроки спроектировать огромный танковый арсенал. Место было выбрано не случайно – Детройт столица автомобилестроения. Средства инвестировало правительство США, но управлять новым предприятием было поручено опытному менеджменту частной компании Крайслер.

Уже весной 1941 года с конвейеров сошла первая партия легких танков М-3 Стюарт. Часть из них впоследствии будет отправлена в Великобританию по программе ленд-лиза и эти поставки окажутся крайне важны для британской армии.

Большинство английских танков погибло во Франции весной 1940-го. Промышленность не могла восполнить эти потери в кратчайший срок.

06:19

Тем временем британская разведка получил информацию о подготовке операции Морской лев - вторжении немецких войск в Соединенное Королевство. Страна готовилась к отражению атаки. Но руководство Третьего Рейха изменило свои планы.

06:37

На одном из совещаний с командованием Вермахта Адольф Гитлер заявил: "Если Россия окажется разбитой, последняя надежда Англии угаснет. (Прим. А США?) Властелином Европы и Балкан тогда станет Германия. Итак, решение: с Россией должно быть покончено".

Начало войны застало танковые войска Красной Армии на стадии перевооружения.

07:05

В 1940 году в серийное производство были запущены две новые модели: тяжелый танк КВ и средний Т-34

Дэвид Гланц, военный историк, эксперт по Восточному фронту, редактор журнала "Journal of Slavic Militari": "Советские Т-34 и КВ были вполне неплохими танками. Они превосходили машины противника в плане бронирования и вооружения, но у них были слабые двигатели и трансмиссии. Это стало своего рода советской традицией".


07:39

К июню 1941 года в части поступило всего 1 тысяча тридцатьчетверок и 550 единиц КВ. Основу парка составляли устаревшие легкие танки БТ-7 и Т-26.

Дезорганизация обороны в первые дни войны привела к огромным потерям в бронетехники. Не только боевым. В условиях отступления нехватка горючего или малейшая неисправность означали утрату машины.

Советская промышленность стремилась восполнить фронтовые потери. С первых же дней войны завод им. Кирова в Ленинграде стал работать в четыре смены. Выпуск танков КВ увеличился более чем вдвое. Но когда фронт приблизился к Ленинграду, руководство СССР приняло решение остановить производство и эвакуировать предприятие в Челябинск. Туда же было перевезено оборудование Харьковского танкостроительного. Челябинский тракторный завод срочно расширял свои производственные площади. В глубоком тылу создавался огромный танковый арсенал. Но для запуска производства требовалось время.

Уже к осени 1941 года Красная Армия стала испытывать острую нехватку техники. Хоть как-то закрыть бронетанковую брешь в обороне старались с помощью союзников.

Не смотря на то, что премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль считался ярым антисоветчиком, именно британские танки прибыли в порт Архангельск в качестве помощи уже 11 октября 1941 года. В это время британцы и сами нуждались в поставках вооружения, но Черчилль всегда был политиком с большой буквы: "Если Германия поглотит СССР уже ничто не помешает ей расправиться и с Великобританией". А потому в конце октября советские экипажи вели огонь по немецкой бронетехнике из британских Матильд.

На обкатку и освоение моделей им отвели всего 15 дней. Все остальное уже на практике - в бою.

Илья Гринберг, историк, исследователь ленд-лиза: "Это был вполне адекватный танк для начального периода войны, предназначенный для поддержки пехоты. Он имел очень мощную броневую защиту, но из-за этого получился довольно тяжелым и медленным".

Главным достоинством танка МК II Матильда была мощная броня, в лобовой части до 78 мм.

10:46

Такая защита делала его практически неуязвимым для танковых и противотанковых орудий противника. Максимальная скорость Матильды всего 24 км/ч. Но для непосредственной поддержки атаки пехоты этого было достаточно. 42-ухмиллиметровое орудие поражало большинство немецких танков. А вот вести огонь по живой силе противника оказалось нечем. В боекомплекте Матильды не было фугасно-осколочных снарядов, только бронебойные.

Еще больше проблем вызывала одна из особенностей конструкции - фальшборты, закрывавшие ходовую часть.

Дмитрий Лоза, командир танкового батальона, Герой Советского Союза: "В лесах и болотах за фальшборты набивалась грязь и корни деревьев. Гусеницу практически заклинивало, даже мотор глох. Приходилось через каждые 4-5 километров останавливаться и очищать ходовую часть ломом и лопатой".

Слякотную осень сменила холодная зима. Морозы выявили новые проблемы в эксплуатации Матильд. Гусеницы британских танков скользили по льду, замерзал трубопровод системы охлаждения. Советские танкисты прозвали его трубкой Черчилля.

На самом деле Матильда не была предназначена для использования в зимнее время. Танк разрабатывался специально для ведения боевых действий в пустыне.

После начала Второй мировой войны модель спешно пошла в серийное производство, а о ее адаптация к европейским климатическим условиям английский конструкторы не позаботились. Недостатки пришлось исправлять уже советским инженерам. Трубку Черчилля удалили, а на гусеницы наваривали шипы. Эффективность боевого применения Матильд существенно возросла.

Осенью 1941 года в СССР начал поставляться еще один британский танк - МК-3 Валентайн.

Илья Гринберг: "Он имел более слабую броневую защиту, чем Матильда. Зато его скорость была существенно выше. То есть он идеально подходил для тех случаев, когда скорость была важнее бронирования".

13:07

В лобовой части броня танка имела толщину 60 мм. Но это была не простая сталь, а специальная, пластичная.

Александр Нестеров: "Тоже очень часть поражался в частности в башнях литых, вот у нас одно время тоже было, тэтридцатьчетверка, это была беда. Попадает болванка - весь экипаж мертвый, а танк, значит, не горит, ничего. Ну, погибали от того, что поражались осколками собственной вот этой вот башни. У Валентайна была пластичная достаточно башня, эта броня, поэтому экипажи выдерживали атаки, но главное, что они пришли вовремя. Как это говорят? Дорога ложка к обеду, да? Или дорого яичко к красному дню".

Отправка танков из Великобритании в СССР часто сопровождалась торжественными митингами. Поначалу они получались неорганизованными, но вскоре стали своеобразной традицией. Британцы с удовольствием говорил вслух о своем вкладе в борьбу с нацизмом. Многие понимали, что под Москвой решается в том числе и их судьба.

К началу одной из решающих битв Второй мировой в СССР прибыло всего три с половиной сотни Матильд и Валентайнов. Но на тот момент это была очень существенная помощь.

14:29

К декабрю 1941 года в Красной Армии оставалось всего 1 тысяча 700 танков. 20% из них были английскими. Большего Великобритания дать не могла.

Ее танкостроительная отрасль все еще находилась в стадии становления.

Обращаясь за помощью к западным союзникам советское руководство рассчитывало в первую очередь на Соединенные Штаты. Но расчет оказался неверным. Увы, в 1941 году ни один американский танк в Советские части не поступил.

Протокол об оказании СССР военной помощи был подписан в Москве еще 1 октября 1941 года. В ближайшие три месяца США обязались поставить 750 танков. Спустя месяц американская сторона предложила уменьшить их количество до 670. Однако даже эти обязательства не были выполнены. Для отправки в СССР подготовили всего 59 машин. Но и они по разным причинам задержались в портах. Срыв поставок союзники объясняли недостатком производственных мощностей. Но цифры говорят о другом. За 1941 год заводы США выпустили более 4 тысяч танков, 750 единиц - это всего одна пятая от этого числа.

16:01

Еще одна официальная причина срыва договоренностей - проблема с доставкой также не выдерживает критики. В 1941 году военные грузы из США доставлялись кратчайшим путем - из американских портов в Архангельск и Мурманск. Время следования судов - 10-12 суток. Противодействия со стороны противника конвои в то время не встречали и практически все грузы достигали пункта назначения. При этом танки, в отличие от самолетов, которые еще надо было собирать, поступали практически в полной боеготовности.

16:37

В битве за Москву приняли участие всего 1 тысяча 100 советских танков всех типов. Если бы договоренности с союзниками выполнялись их количество могло увеличиться примерно в полтора раза.

Дэвид Гланц: "Покоренная Москва означала победу Германии и выполнение цели гитлеровского плана Барбаросса. Другими словами полное уничтожение СССР и завершение оккупации его территории".

Возможно именно этим и объясняется срыв поставок бронетехники. Руководство США не было уверено в том, что Советский Союза сможет противостоять агрессии. Перелом в Московской битве стал полной неожиданностью для западных политиков.

Дэвид Гланц: "Советские войска начали контратаки. Контратака - всего лишь локальное тактическое мероприятие, но это сработало. Немецкие части начали отступление и Георгий Жуков принял решение нанести контрудар - это уже куда более высокий уровень. И это снова сработало. Немецкие войска были вынуждены отступить".

Погрузка танков в американских портах пошла значительно быстрее. Но когда многие корабли уже были готовы к отплытию поступил приказ остановится.

7 декабря 1941 года японские бомбардировщики нанесли внезапный удар по базе Тихоокеанского флота США в Перл-Харборе. Соединенные Штаты вступили во Вторую мировую войну.

18:18

В стране началась мобилизация и ленд-лизовские грузы распределялись в пользу армии США.

Джозеф Баэрли мечтал получить высшее образование первым из своей семьи. Но вместо университета пришлось идти в армию. Двадцатилетний парень имел прекрасную физическую подготовку. На мобилизационном пункте его направили в школу десанта. Обучали диверсионной деятельности, владению всеми видами стрелкового оружия и радиосвязи, а также способам выживания в самых экстремальных условиях.

19:17

Первые американские танки поступили на фронт только в январе 1942 года. Легкий М3 Стюарт вскоре зарекомендовал себя как надежная и быстроходная машина. К тому же он имел довольно мощное для своего класса вооружение - 37-мимиллиметровую пушку и пять пулеметов винтовочного калибра. Однако противостоять основным моделям немецких танков Стюарт не мог - орудие не пробивало их лобовую броню.

Эрл Крамер, ветеран танковых войск США: "Легкие танки для этого не были предназначены. Они создавались для рекогносцировки, для поддержки пехоты, но от попыток атаковать немецкие танки лучше было воздержаться".

20:12

Тем не менее советские танкисты успешно использовали Стюарты для таких атак.

19 сентября 1942 года взвод лейтенанта Александра Павкина в ходе разведки обнаружил танковую колонну противника. Три Стюарта открыли прицельный огонь по бортам немецких машин и подбили 11 танков из 16.

В феврале 1942 года с СССР прибыла первая партия американских бронемашин с более мощным орудием.

Средний танк М3 "ЛИ" имел сразу две пушки 75 и 37 мм, а также четыре пулемета. Огневые средства располагались в три яруса, а экипаж танка составлял 6-7 человек и машиной танкисты поначалу были довольны. Просторный корпус, удобные кресла, мягкая обивка внутренних стенок. Однако комфорт не главное в боевых условиях. Официально в Красной Армии этот танк именовался М3 С (средний). Но советские бойцы пользовались другими аббревиатурами. ВГ-6 – верная гибель шестерых. И БМ-7 - братская могила семерых.

Федор Поливников, ветеран Великой Отечественной войны: "Танки по характеристикам уступали советским значительно. Как по броне, по маневренности и по форме, потому что для прицеливания они хорошей были мишенью для немцев".

Мощное вооружение и комфортный салон обусловили огромные размеры танка - его высота превышала три метра.

Федор Коржевников, ветеран Велико Отечественной войны: "Даже была такая пословица: Америка Европе подарила МПРС, шума много, толку мало, а высотою до небес".

В годы войны город Челябинск называли не иначе как танкоград. Производство наладили в рекордно быстрые сроки. Эти успехи впечатлили даже опытных менеджеров Детройтского арсенала. Специалисты из Челябинска получили приглашение посетить США чтобы поделиться опытом.

22:56

Уже к середине 1942 года Танкорград и другие советские заводы ежемесячно выпускали 2 тысячи бронемашин, преимущественно Т-34.

Эрл Крамер, ветеран танковых войск США: "Русские Т-34 был превосходным танком времен Второй мировой войны. Он ничем не уступал немецкому Панцер-4 и мог соперничать даже с Пантерами. Американский Стюарт, на котором я воевал, с ними нельзя и сравнивать".

Еще до начала серийного производства танков Стюарт и ЛИ американское командование пришло к выводу, что обе модели не соответствуют современным требованиям. Большинство танков этих типов передали союзникам по ленд-лизу. В перспективе было открытие второго фронта в Европе. Самое время приступить к разработке основной модели танка для американской армии.

24:06

В феврале 1942 года началось серийное производство среднего танка М4 "Генерал Шерман" - новое слово в американском танкостроении.

По бронированию Шерман превосходил все прежние американские модели. 51 мм в лобовой части. 38 на бортах корпуса. 75-тимиллиметровое орудие успешно поражало все средние немецкие танки, но оказалось малоэффективным в борьбе с тяжелыми. Мощный и надежный двигатель в 400 лошадиных сил позволял развивать большую скорость - до 48 км/ч по шоссе. Главным недостатком Шермана стала его высота - 2 м 75 см. Большие размеры делали танк уязвимым на поле боя.

Эрл Крамер: "Если бы у меня был выбор на каком танке воевать я бы без колебания выбрал Шерман. Его вооружение было намного сильнее чем малоэффективное 37-тимиллиметровое пушка на моем Стюарте. Да и по всем другим параметрам Шерман был лучше".

Модель М4 неоднократно усовершенствовалась. В модификации М4А2 бензиновый двигатель был заменен дизельным. Советское командование тут же оформило заявку на поставки этого типа танка и вскоре она была удовлетворена. В Красной Армии машину прозвали Эмча и часто сравнивали с советскими Т-34. Шерман был на 35 см выше, что делало его более уязвимым. По бронированию он превосходил тридцатьчетверку, но само качество брони вызывало нарекания у танкистов.

Из боевого донесения, 5-ая гвардейская танковая бригада: "Были случаи, когда на дистанции в 80 метров броня пробивалась из противотанкового ружья. По сравнению с Т-34 М4А2 более управляемый, более выносливый при совершении длительных маршей, так как двигатели не требуют частой регулировки".

26:26

Илья Гринберг: "Шерман был намного тише чем Т-34, чей лязг гусениц был слышен за многие мили. Прорезиненные гусеницы танка Шерман позволяли ему буквально подкрадываться к противнику. Однако на покрытых льдом дорогах они скользили и это было крайне опасно. То есть танк имел как преимущества так и недостатки".

Отправляя танки на Восточный фронт, американские рабочие оставляли в салонах сувениры - теплые вещи, шоколад, виски. Чаще всего до получателей они не доходили, исчезали еще на стадии разгрузки. Вскоре американские представители узнали об этом. Бутылки виски перестали класть на видном месте их прятали в забитый ветошью ствол орудия. Опытные бойцы распаковывали новые машины очень осторожно, чтобы не разбить подарки.

Утром 6 июня 1944 года англо-американские войска начали высадку в Нормандии. После того как передовые части захватили плацдарм на берег стали выгружаться танки.

Эрл Крамер: "Моя дивизия была первой бронетанковой дивизией, которая высадилась в Нормандии. Пехота высадилась в день Д. Так мы называем 6 июня. А моя дивизия начала боевые действия спустя четыре дня".

Вскоре танкисты столкнулись с серьезной проблемой - немецкие Тигры. Они превосходили все американские танки и по бронированию и по вооружению. На некоторых участках фронта соотношение потерь Тигров и Шерманов было один к двадцати. Победу одерживали лишь численным превосходством.

Илья Гринберг: "Броневая защита Шермана был вполне адекватной для того чтобы противостоять большинству танков противника, но только не тому поколению тяжелых немецких танков, которые появились на последних этапах войны".

К тому времени советские командиры уже пришли к выводу, что бороться с Тиграми надо не числом, но тактикой.

29:12

Тихий Шерман подходил для этого как нельзя лучше. Прием назывался охота с борзыми. Часть отряда инсценировала атаку с фронта, а вторая часть в это время подкрадывалась к Тиграм с фланга. Прицельный огонь велся по топливным бакам с близкого расстояния.

6 июня в день Д бойцы 101-ой десантной дивизии США Кричащие орланы были сброшены с парашютами в тылу противника. Сержант Дожезеф Баэрли покинул самолет первым из своего подразделения. Остальные бойцы парашютироваться не успели - в топливный бак попал зенитный снаряд. В родном городке Джозефа Баэрли Москигане отслужили мессу за его упокой. Весь отряд был признан погибшим. Однако Джозеф был жив и продолжал борьбу, даже оставшись в одиночестве. Он совершил несколько успешных диверсий, но затем попал в плен. Побег удался только с третьего раза, но вряд ли Баэрли смог добраться до линии фронта, если бы сам фронт не стал приближаться к нему. Началась Висла-Одерская операция. соединения 1-ой гвардейской танковой армии преодолевали до ста километров в сутки. Передовым отрядом командовала 23-ехлетняя капитан Александра Семусенко - одна из немногих девушек в шлемофоне танкиста. Она решила отправить американца в тыл, но Джозеф Баэрли наотрез отказался. "Я прибыл в Европу чтобы воевать с нацистами", - заявил он. В танковом батальоне американцу тут же нашлась работа - устранять неполадки радиосвязи на Шерманах.

Александр Нестеров: "Ну и он быстро наладил то, чтобы все американские танки, все, были оснащены рациями. У них уже радиосвязь была совсем другая. Совсем другой уровень был".

На каждом танке Шерман были установлены две радиостанции. Одна работала на ультракоротких волнах и предназначалась для связи на расстоянии до двух километров, вторая позволяла связаться на средних волнах с командным пунктом батальона или даже полка.

Дмитрий Лоза: "В наступательных боях связь на Шерманах работала бесперебойно. Даже при отрыве передовых подразделений от главных сил на удалении 15-20 километров".

31:54

В ноябре 1943 года Танкоград начал выпуск тяжелого танка ИС-2. Благодаря мощному вооружению и бронированию его сразу назвали укротителем Тигров. Аналогов в американском танкостроении он не имел. К тому времени советская сторона отказалась от поставок многих типов западных танков - Матильд, Стюартов, Ли. Но надежные Шерманы продолжали поступать в войска. Они зарекомендовали себя неплохо.

Американец Джозеф Баэрли стал радистом и пулеметчиком советского Шермана, пробивавшего себе путь на Берлин. Вскоре батальон вышел к окраинам города Кюстрин. Эти места были знакомы Баэрли. Тут располагался концлагерь из которого он совершил побег. Нанеся внезапный удар танкисты освободили его бывших товарищей по несчастью.

Помимо танков на фронте возникла и потребность в бронетехнике других типов. Производственных мощностей для ее выпуска в СССР не хватало.

Еще в середине 1930-ых годов военные эксперты пришли к выводу, что современной армии необходима бронированная машина для десанта, разведки, а также непосредственной поддержки пехоты. В 1938 году в Германии начался массовый выпуск полугусеничного бронетранспортера Ганомаг. Конструкторы США и Великобритании также разрабатывали подобные модели. Однако в Советском Союзе выпускали только бронеавтомобили, которые не могли заменить многофункциональные бронетранспортеры. Их отсутствие и компенсировали поставки по ленд-лизу.

В СССР поступали партии британских бронетранспортеров МК1 Юниверсал. В условиях нехватки техники они были действительно универсальны. Использовались не только для разведки, но и для буксировки орудий и потому часто поступали в артиллерийские части.

На базе американского бронетранспортера М3 было создано и самоходное орудие Т-48. Однако испытания этой модели не удовлетворили военных специалистов США. Пушка калибра 57 мм не пробивала броню Тигров. Самоходки были отправлены в Великобританию по ленд-лизу. Английская армия также от них отказалась и вскоре орудия были переданы уже в третьи руки - в СССР.

34:48

Самоходки с новым названием Су-57 поступили в лучшие советские соединения - 1-ую и 3-ю гвардейские танковые армии. Опытные командиры смогли найти им боевое применение. Ведь кроме недостатков эта техника имела и преимущество - скорость и подвижность.

Из доклада о боевых действиях: "Бригада СУ-57 является сильным подвижным противотанковым средством, способном при умелом управлении совершать большие марши за очень короткие сроки и появляться на тех участках, где противник этого не ожидает.

С 15 июля по 31 августа 1944 года бригада уничтожила 36 танков, 13 бронеавтомобилей, 33 автомашины, 16 орудий, 18 пулеметов и до 230 человек пехоты".

Импортная бронетехника смогла закрыть узкие места советской промышленности, сэкономив производственные мощности и усилия тружеников тыла. А эти ресурсы в годы войны были на пределе. К тому же советские инженеры-конструкторы впервые получили доступ к новинкам английской и американской бронетехники. Детальное изучение их узлов и агрегатов позволило усовершенствовать собственные модели танков. Зачастую это была возможностью учиться на чужих ошибках.

Зимой 1941 года даже небольшие поставки танков имели огромное значение. В последующие годы объемы помощи значительно возросли.

36:78

Но после того как Танкоград заработал на полную мощность роль импортной бронетехники существенно снизился. Тем не менее эти 10% от общего числа танков внесли ощутимый вклад в победу.

Джозеф Баэрли покинул свой Шерман только после того, как в танк попала бомба пикирующего Юнкерса. Из машины его вынесли бойцы санитарной службы. Он был единственным американским солдатом, который воевал в рядах Красной Армии. Раненого сержанта армии США посетил в госпитале маршал Георгий Жуков. Опытный полководец знал истинную цену боевой дружбы и военной помощи. В своих оценках ленд-лиза он всегда выражал сдержанную благодарность.
сценарий
Илья Свирин

режиссер
Тарас Ващенко

операторы
Константин Рябков,
Антон Рябцев

дизайн
Дмитрий Синявский

графика
Алексей Дубровский

звукорежиссер
Владимир Ситько

художник-постановщик
Владимир Близнюк

художник по костюмам
Виолетта Шиманская

журналисты
Анжелика Новикова,
Лилия Латогурская

дикторский текст
Игорь Сидорчик

администраторы
Ирина Павлюкович,
Елена Шпилевская

технический директор
Дмитрий Гамезо

продюсер
Алеся Литвинова

ОАО "ТРК ВС РФ "Звезда", 2013 г.

Содержание

Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments