fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Category:

Преступление против человечности ради фальсификации среднестатистического показателя?

http://www.radiorus.ru/brand/episode/id/62331/episode_id/1912148/

"Пятидневка"

12 сентября 2018
Будущее – по генам

- Здравствуйте, в студии Вадим Тихомиров и на протяжении этих двух часов я буду вместе с Вами наши дорогие слушатели "Радио России". Сегодня 12 сентября, среда. О чем же сегодня будем говорить, о чем сегодня будем размышлять, о чем сегодня будем заставлять работать наши серые клеточки? В первом часе поговорим о генетике. О том как гены влияют на наше воспитание, на наше поведение и вообще на нашу жизнь. Я думаю Вы наверное все слышали о том, что в центре министерства просвещения разработали методические рекомендации для учителей, которые помогут выявлять в детях склонность к совершениям преступлений. Ну да, есть одни дети активные, другие тихие, один умные, другие не очень... Интересно, а с чем это связано? Кто в этом виноват? Раньше все время школа кивала на родителей, родители на школу, а теперь все кивают на генетику. Давайте поговорим и рассмотрим этот вопрос более серьезно. В студии у нас лауреат премии правительства России, член-корреспондент, профессор, доктор биологических наук Евгений Теодорович Лильин. Здравствуйте, Евгений Теодорович!

: - Добрый день!

- Рады Вас видеть. Скажите, а то, что Вы такой умный, кто в этом виноват, образование, советская власть или все-таки гены Ваших родителей?

: - Я думаю, что причина... спасибо большое за комплимент моего, так называемого ума, есть совокупность, комплекс факторов - это безусловно наследственность, трудно с этим спорить...

- Угу...

: - И это, наверное, социальная среда, чему мы сейчас придаем очень небольшое значение...

- К сожалению!

: - ... к сожалению. Совершенно верно, мы с Вами здесь у унисон сказали. Поэтому говорить о том, что одно можно оторвать от другого было бы, наверное, совершенно неправильно. Тем более, последнее время к генетике у нас приковано какое-то невероятное внимание. Все становятся специалистами. После футбола на второе место вышла генетика, потому что все имеют мнения...

- Ну вот сегодня утром, например, что обсуждали на одном из каналов Россия? Тоже генетику?

: - Практически да, генетику, практически о том как она может влиять, на что она может влиять и главное о том, что сегодня расшифрован геном человека, а стало быть мы можем вмешиваться в этот геном и, ведущие сделали достаточно интересный вывод, что мы уже сегодня можем создавать человека будущего...

- То есть такой биоробот...

: - Человека с определенными способностями... а... осознанными способностями, необходимыми, заданными способностями и, мне было удивительно, что не вспомнили о том, что такого человека пытался создать некий господин, которого звали Адольф Гитлер.

- Да, да, да! Мы об этом сегодня тоже поговорим еще!

: - Да. Вот наука Евгеника как раз и занималась именно этой задачей - созданием человека будущего, идеального человека, правда никогда не говоря о том в чем он должен быть идеальным - в мозгах "в кавычках" или физически развитым...

- Евгений Теодорович, но прежде чем мы вернемся и к Евгенике и к Гитлеру и к расовой, скажем так, сегрегации, вот скажите в организме человека, в воспитании человека, жизни человека в процентном соотношении что зависит от генов, а что зависит от социума, от воспитания?

: - На этот вопрос достаточно легко ответить, как это ни странно. Дело в том, что все в организме, а весь организм - это признаки... Это ведь не только цвет глаз, цвет волос, любая болезнь, любые способности - это признаки. И в их закладке конечно принимает участие генетические факторы. Гены мы можем говорить, можем говорить хромосомы, мы можем говорить те или иные изменения хромосом и так далее и так далее. Имя им легион. Но! Представьте себе, что человек, который имеет очень серьезное предрасположение к алкоголизму попадает в условия, где никто, никогда не пьет. Станет он алкоголиком? Нет! Человек, который не любит сладкое. Вообще, так сказать, не ест ничего, хлебобулочные изделия и так далее... Станет он диабетиком, не смотря на весьма широкое предрасположение к этому заболеванию. Вот здесь-то и возникает вот то самое, замечательное свойство, так сказать, генетики, как науки, потому что, кстати, мы очень часто забываем, что генетика это не только наука о наследственности - наука о наследственности и изменчивости. Вот ее полное название. То есть, соответственно мы можем и должны очень часто исходить из второй части - изменчивости. И вот здесь для нас совершенно очевидно... Пусть имеются те или иные предрасположения к спорту, к физике, к шахматам, к, к, к и так далее и так далее и так далее. Вот где нам это а) выявить, б) надо ли это развить. Надо ли создавать те самые... условно сейчас говорим, просто пример, который немедленно приходит в голову, школу олимпийского резерва. Для чего они... это просто... ну уж так у всех. Так, дело-то в том, что во время нашего... нашего слава Богу чемпионата мира по футболу родилась одна любопытная формула, что современный спорт – это соревнование между американской фармакологией и китайской народной медициной.

- По большому счету - да... Особенно, если это Олимпиада.

: - Конечно! Так вот, сегодня мы должны очень четко и ясно понимать... Кто-то из великих когда-то брякнул, что любое достижение, в любой области - это 99% тяжелого труда (и только 1% способности). И мы всегда, как во многих случаях, забываем запятую... И он продолжил эту фразу: "Но, как часто бывает, этот один процент способностей важнее девяносто девяти".

- Вот смотрите, Евгений Теодорович, сейчас мы перейдем к практической точке зрения. Многие родители хотят чтобы дети стали, например, солистами Большого театра, Олимпийскими чемпионами-футболистами, и она их отправляют в балетную школу, они их отправляют в секцию, а ребенок генетически не предрасположен к тому чтобы стать балериной, чтобы стать футболистом, чтобы стать легкоатлетом. То есть получается, что ген в первую очередь влияет на нашу судьбу, на нашу биографию, а не желание и даже любовь родителей?

: - Конечно! Вот не желание и не любовь родителей безусловно нам необходимо выяснять ту самую предрасположенность о которой я только что сказал. Потому что... опять конкретный пример. Просто спорт как бы на устах у всех. Вот что значит олимпийский чемпион в беге, там, короткие и длинные дистанции? Это означает всего лишь то, что его гены отвечающие за выработку так называемой молочной кислоты, которая и есть основа работы скорости сокращения мышц, работает на доли-доли лучше, быстрее, чем у другого.

- Ну вот смотрите... Профессиональный, хороший, талантливый тренер сразу без всяких анализов определит, что у этого ребенка этот ген работает лучше.

: - Нет.

- Почему же?

: - Все дело в том... Для чего нужна школа, а не отбор? Приходи, пробеги? Ты идешь направо, ты идешь налево. Надо наблюдать, надо анализировать. Надо делать анализы. Надо смотреть истощаемость. Выгораемость вот этого самого гена выработки молочной кислоты и так далее. Потому что там, где она у нас нормальна, выработка, там мы воспитаем трудом, потом и так далее. Что балерина, что спортсмен на уровне мастера спорта мы это сделаем. Но до олимпийского человека он никогда не доберется...

- Вот видите!

: - потому что у него не будет этих долей секунд.

- Но Вы же знаете, как тренер, например... Вы же ходили тоже в детстве, родители Вас таскали в секцию? Я помню, как я, например, пришел в одну секцию... Сказали, ну да, ребенок, конечно большой пусть занимается... Потом в другой... А потом пришел в академическую греблю, где меня увидел тренер и сказал: "Дайте сюда мальчика поближе". Она сразу поняла, что генетически я предрасположен к академической гребле.

: - Абсолютно убежден, что тренер попросила Вас перейти к ней не потому что у Вас не было никаких оснований думать об этом. Но у Вас были развернутые плечи, у Вас сильные руки, у Вас были сильные кисти рук, у Вас хорошо работали икроножные мышцы, у Вас наверное были кубики на животе и она увидела, что мальчик перспективен с точки зрения внешних физических характеристик. Вот это она увидела.

- Вот смотрите, да. Ну Вы все-таки мне не ответили на процентный вопрос. А что генетика, а что уже воспитание?

: - Значит... В процентах, я думаю, здесь никто никогда ни о чем сказать не сможет, потому что столько признаков... Понимаете? Что говорить? Здесь вот 10% генетики, а здесь 50% генетики, а здесь 81%...

- Вот смотрите, Я Вам объясню в чем дело. Получается тогда печальная история - я хочу, как отец, чтобы мой ребенок стал, например, легкоатлетом или тяжеловесом. Генетически он не предрасположен к этому, но я хочу этого, это моя фантомная память, это мое фантомное желание. Я начинаю вбухивать деньги, я плачу тренеру, я экипирую ребенка, я затрачиваю огромное количество средств, я порчу ребенку жизнь, потому что он никогда не станет тяжелоатлетом и я...

: - Совершенно верно.

- ... потому что я не верю в генетику. Потому что я верю, что моя любовь и тренер сделают чудо.

: - Значит... Вот Вы сказали замечательные слова - я плачу тренеру. Вот когда начинается и часто кончается именно этим - я плачу, а ты дай мне результат, я тебе денег дал!

- Да!

: - Правильно? И, так сказать, неплохой и более менее умный и более менее совестливый скажет - да, я сделаю перворазрядника, сделаю мастера, но туда... туда... наверх... я его никогда не отправлю. Если он этого не говорит - он просто сволочь! Знаете, вот так, в переводе на русский язык. Поэтому какие-то... какой-то процент сегодня мы установить не можем. Даже для умственных каких-то, например, способностей человека - вот это 50%, а это 80%.

- Типа IQ. Хорошо. Пойдемте дальше. Смотрите, у каждого ребенка свое поведение. Вот Вы сейчас очень интересно сказали и очень показали интересную связь между нашим физиологическим состоянием и развитием ребенка или человека. Получается, что все-таки физиология стоит на первом месте в любой жизни человека.

: - Конечно.

- Если у меня что-то болит, я никогда не буду улыбаться к сожалению.

: - Конечно. А вот улыбаться надо. Когда что-то болит надо обязательно.

- Возвращаясь, есть дети подвижные, есть малоподвижные. Есть которые ищут, есть те, которые не могут сидеть на месте, есть которые всегда держат. Получается, что каждый ребенок, как это ни парадоксально, имеет уже свою матрицу с самого рождения.

: - Он имеет свой мир, практически. Его организм и а... ну есть... мы не можем не помянуть про гомеостаз, да? Состояние организма определяется вот именно гомеостазом. Это ведь тысячами генов определяются. Витамины, белки, ... э... клеточную ткань, мышцы и так далее и так далее и так далее. Все это определяется... В конечном итоге вот этот метаболизм организма определяется генами. Но при этом мы забываем такую любопытную вещь, что благоприобретенные признаки не наследуются. Нам ужасно хочется чтобы у талантливого папы, математика, талантливого спортсмена был бы сын или дочь, которые продолжили бы...

- Конечно!

: - А сочетание генетического материала другое. Это первое. Абсолютно другое. А мы требуем - я смог, а ты что? А он... Он другой. И вот когда мы начинаем вот это вот другое не осознавать, тогда возникают те самые дикие совершенно истории в семье. Начинается и суициды, начинаются и бегства из семьи и так далее и так далее. Потому что...

- Я вложил в тебя все...

: - ... матрица отца или матери накладывается на ребенка. И то, что не соответствует этой матрице надо отрезать и добавить. А это невозможно.

- Скажите мне, а это правда, что на самом деле основной генетический материал в ребенке - это, как не парадоксально, не гены родителей, а гены бабушек и дедушек?

: - Нет.

- По крайней мере я слышал такую теорию.

: - Понятно. Нет. Дело в том, что... а откуда наследственность? Генеалогическое дерево. Это действительно, каждое следующее поколение от папы и мамы получает одинаковое число хромосом, соответственно 23 хромосомы и в них сосредоточены гены. Какое-то количество, причем, на сегодняшний день мы не можем сказать какое, будут унаследованы от бабушки, потому что унаследовали от мамы. Бабушка унаследовала какое-то количество от... И так далее и так далее...

- То есть коктейль все равно в ребенке?

- Конечно! И это все связано с поколениями. Кстати, у нас все время идет такой невероятный... крики и вопли... следующие поколение будет жить при коммунизме... Вы помните это... хрущевское. Но, с точки зрения научной поколения, мы просто забываем это, поколение - это 70 лет. Вся история человечества... Вся история человечества! Это 70 лет помноженные на 70. То есть другими словами мы живем в семьдесят первом поколении. Вся описанная и разговорная история человечества - это всего лишь пять тысяч лет. И вот мы тут где-то, что-то, от кого-то, как-то унаследуем. Но возникает еще и другая причина. В той же матрицы, которую мы... там от бабушки, от дедушки от папы и мамы откладывается. Есть замечательный
анекдот, очень коротенький... "- Вот что говорить про генетику, когда мой прадед был алкоголиком, мой дед был алкоголиком. Мой отец был алкоголиком. А я - нет! - Да?! - А я наркоман!"

- Ха-ха-ха! Извините...

: - Вот. При чем тут генетика? Вот здесь, отвечая на интересное... является... что... вот об этом стоит задуматься каждому может быть, кто слушает... потому что это на самом деле интересно... Человек, проявивший свои способности в максимальной степени, добившийся и денег и успеха, и великий музыкант, великий математик... Он, практически, ведь хорошую генетику свою, с женой, он ребеночку-то передал. Но ребеночек-то попадает в совершенно иные социальные условия. Ему не надо пробиваться, ему не надо стараться, ему не нужны локти чтобы распихать кого-то и куда-то, чтобы добиться чего-то. Моя дочь в 18 лет... Я кончал институт абсолютно нищим. Вот в прямом смысле - нищим. У меня не было пяти копеек чтобы купить моей беременной жене пучок редиски. А моя дочь кончала школу и уже в 11 классе у нее была собственная квартира, дача, машина и 12 выездов за рубеж. Понимаете? И к чему ей было стремиться? Это все уже...

- Папа уже все сделал!

: - Единицы... Вот единицы, которые не смотря на папу, маму и так далее и так далее стараются доказать, что они не хуже. Но для этого надо иметь локти. Вот моя внучка, например, она такая.

- Вот видите! Получается через поколение.

: - Через поколение, да. Совершенно удивительно. Я не верю в это, знаете? На детях гениев природа отдыхает. Но внучку воспитала, вот моя дочь, так что она просто очень здорово талантлива.

- Слушайте, ну вернемся к этой истории по поводу минпросвещения, по поводу рекомендаций для учителей. Получается, что все равно все-таки генетически заложено в том или ином ребенке активность, отношение к миру, отношение к сверстникам, отношение к доброте.

: - Без всякого сомнения в любом ребенке заложено все то о чем Вы говорите. Вопрос, как это выявить. Может ли рядовой учитель нормальный... Мы не говорим сейчас о Ямбурге...

- Да, да, да, да. Который кстати недавно сидел в этой студии.

: - Приличный человек, кстати говоря, что не так уж часто бывает. А мы говорим о рядовом учителе. Мы даем рекомендации. К сожалению... я убежден, что или будет брошено в сторону или это будет прочитано, просто потому что его директор там спросил - читал? Читал. Ну и... для интереса может быть когда-нибудь Радио России может провести, в любой школе взять пять учителей вот посадить...

- Куда!?

: - ... и пропустить через них один класс. Через одного, через второго, через третьего. И пусть каждый напишет что он думает о том или ином ребенке.

- Так!

: - Очень простой эксперимент. Я был абсолютно убежден будут совершенно разные ответы. Этот ребенок будет отнесен в талантливые, этот в спортсмены, а следующий учитель скажет что тот и другой полные дураки, не занимаются и у них плохая семья.

- И гнать их надо...

: - И гнать их надо. Потому что, Вы знаете? Удивлю просто одним фактом. Но он очень симпатичный факт. Не смотря на то, что у нас генетика практически в правах восстановилась в 1960-1962 году прошлого века, до сих пор ведь у нас в истории болезни имеется графа - наследственность, точка. В ней записано... Сколько лет пишут врачи одно и тоже! Наследственность - пишется, - сифилис и туберкулез отрицает в 99% случаев! Это врачи, которые хотя бы должны вообще слышать что генетика, наследственность. Вот такой бред может быть? А он имеется. Боюсь, что здесь надо и обучить... научить их хотя бы основным вехам развития организма. Физиологическим вехам, умственным вехам... для того чтобы... сколько раз... Вы знаете Вадим, я думаю, что это у Вас энное количество обращений - моего ребенка считают дураком.

- Да!

: - Его переводят в другую школу, в другой класс и вдруг выясняется, что все нормально!

- Слушайте! У меня такое в жизни было! Я был двоечником и вдруг один год я проучился в другой школе. А там был отличником!

: - А Чехова выгнали за неспособность к литературе! А Эйнштейна выгнали как двоечника по математике из школы, потом восстанавливали. И так далее. Здесь взаимосвязь учителя и обучаемого чрезвычайно важна. Но тогда мы должны искать умных, профессиональных учителей. И тогда мы... и родители, и дети будут способны понять, что им хотят добра, что все разговоры, все творчество учителя, все кружки и так далее направлены на то, чтобы вытащить из него то, что он может, к чему он способен.

- То есть смотрите. чтобы подвести такой предварительный итог нашего разговора. Промежуточный. Получается, что действительно генетика, гены закладывают в организм любого ребенка определенное количество не только знаний, но и поведенческих функций. Но с другой стороны это только предрасположенность, которая может, скажем так, двинуться по одному направлению или по другому направлению.

: - Или не двинуться вообще.

- Или не двинуться вообще. Но теперь вернемся обратно к генетике. То есть получается, что если мы, например, на генетическом уровне еще в эмбриональном или утробном развитии что-то поменяем, то можем все равно изначально поменять поведение ребенка.

: - Безусловно. Это вообще очень интересная тема, вот Вы затронули ее, она, тема называется, уже этот термин прижился - редактирование генома. То есть мы имеем вдруг патологические гены, например, у зародыша, и нам достаточно, так как мы теперь знаем генетическую карту, вынуть отсюда вот из этой линеечки ДНК, вынуть какой-то винт и всадить нормальный, хороший ген, который будет заниматься и так далее и так далее... Заниматься этим на стадии пренатального развития... то есть здесь нужна еще только зигота... Дальше, когда мы говорим уже плод...

- То есть зачатие практически? Предзачатие даже...

: - На уровне зиготы - объединения яйцеклетки и слияние яйцеклетки и спермы. А дальше уже организм. А дальше уже миллионы клеток. И выходит, мы этот ген должны вынуть и заменить в тысячах, а потом миллионах клеток! И как Вы себе это все представляете?

- Достаточно сложно. Вы знаете, к нашему разговору присоединился еще один специалист в области генетики - это научный редактор портала антропогенез ру, доцент кафедры антропологии биологического факультета... э... правда не написали какого учебного заведения... Станислав Владимирович Дробышевский. Здравствуйте Станислав Владимирович!

Дроб: - Здравствуйте!

- Вот мы здесь обсуждаем генетику, геном человека, но в том числе и затронули тему генетики. Вы знаете для меня было поразительно, что оказывается придумал это Фрэнсис Гальтон, который двоюродный брат Чарльза Диккенса... Чарльза Дарвина. Я подумал, как интересно все близко сочетается.

Дроб: - Ну... в XIX веке там вообще вся капания-то была тесная... Все были друг другу родственники. Богатых дядек с такими устремлениями заниматься наукой было немного, поэтому не странно, что они были родней.

- Ну да. Но странно другое...

Дроб: - И идеи, которые у них бродили в головах они естественно, ну, просто все сидели, чай вместе пили и обсуждали. Поэтому не странно, что одни и те же люди.

- Хорошо. Тогда переходим к делу. Станислав Владимирович, если обратится к истории Древней Греции... Ведь по большому счету то что делали, например, в Спарте или то, что вообще например говорил там тот же самый поэт Феогнит: "Остерегайся брака с порочной дочерью, порочного родите!" Или даже что предлагал Платон: "Надо не растить детей с дефектами, а моральных выродков вообще казнить". То есть получается, что по большому счету еще в Древней Греции применялись те законы Евгеники, которые потом взяли на вооружение в нацистской Германии?

Дроб: - Ну, на самом деле мы не знаем было ли это в реальности в Древней Греции это все. Одно дело байки и мифы про то, что в Спарте они, там, бросали кого-то со скалы, а другое дело исследования, которые показывают, что не факт, что это на самом деле реализовывалось. Вот. Но чисто в теории... Да, можно вывести у человека какую-то там особую породу... Ну, если мы выводим разные породы коров, собак, там, кроликов, можно вывести породу человека с определенными свойствами. Человеческая генетика ровно та же самая на самом деле. Ну, по степени вот способности изменения. Вопрос только что, когда мы выводим породу животных, там, сорт растений мы выводим какой-то конкретный признак - чтобы было много молока, много мяса, а для человека нам все-таки не хочется какой-то отдельный, определенный признак обычно. А хочется чего-то такое... многообразия и универсальности.

- Но, смотрите, Станислав Владимирович... Да?

Дроб: - Самое главное чтоб как это делать. Потому что... ну, когда мы выводим животных, там довольно жесткие методы включаются. На человеке это как-то не этично.

- Станислав Владимирович, смотрите... вот я, например, читаю выступление на международном конгрессе в Нью-Йорке, который проходил в 32 году прошлого века. Вопрос тоже как раз об Евгенике. Так вот один из выступающих сказал абсолютно четко, говорит, давайте стерилизовать всех асоциальных типов и через 100 лет я Вам гарантирую в США преступность снизится на 90%.

Дроб: - Они это и делали, более того! Там они не только это декларировали, а практиковали в США, причем много. Но вопрос в том, что э... мы не знаем какие гены мы при этом теряем. То есть, если мы отсекаем из популяции каких-то определенных личностей, да? То есть ген агрессивности мы так теоретически можем убрать. Хотя сам тот, кто удаляет это все, он сам по себе агрессивный. Поэтому он себя должен в первую очередь стерилизовать.

- То есть Вы считаете, что правильно, что...

Дроб: - Но при этом в геноме-то много разных генов. И что мы при этом потеряем, мы честно говоря вообще не знаем.

- Ну, то есть понятно, как бы с водой не выплеснуть и ребенка... Ну, и тогда напоследок скажите а что же тогда... как относится к исследованиям XIX века... Так называемые... самые известные изучения семей Джуков и Каликаков? Это семейства, которые изучали на протяжении долгих времен. Они были попрошайки, они были распутники, пьяницы, асоциальные типы. Самое главное, что из поколение в поколение они продолжали ими быть.

Дроб: - Ну, на самом деле как? Есть генетические последовательности, которые приводят, допустим, к повышенной агрессивности, там, нестабильности к умственной неполноценности. Но, тут всегда большой вопрос что это за гены, в каком количестве и какой у них тип наследования. Потому что еще в Мендельское наследование... еще их в принципе можно такой селекцией убрать или наоборот расплодить, а если это сложный тип наследования у Вас это скорее всего не получится. А во-вторых мы пока вообще не знаем как это наследуется и социальное воздействие, да, оно очень сильно много значит. То есть, если ребенок рождается в семье попрошаек, а он наверное будет попрошайкой. Не факт потому что у него такие гены.

- Хорошо. Я понял Вас, спасибо большое, успехов. Это был научный редакторов портала антропогенез ру Станислав Владимирович Дробышевский. А мы опять возвращаемся к нашему гостю. Евгений Теодорович Лиьлин, это лауреат премии правительства России, доктор биологических наук, член-корреспондент Российской Академии Наук. Я смотрю Евгений Теодорович как-то...

: - Евгения Теодоровича несколько перекосило от того, что я, так сказать, услышал... А дело в том, что в Древней Греции, как и в Риме занимались четко и ясно... занимались Евгеникой по той простой причине, что существует десятки фактов свидетельствующих об этом. В частности в Древней Спарте очень хорошо известно уничтожали всех близнецов.

- Как!

: - Их сбрасывали со скалы. Так. Потому что близнецы всегда рождались слабее, хуже весом и, кстати, умственно, чем обычные дети. Вообще в истории, если Вы зададите себе вопрос, неожиданный... А знаем ли мы великих близнецов? Ромул и Рем - основатели Рима. Все! Точка! Поэтому спрашивали всех и куда возможно уничтожая патологические как бы гены, которые не были нужны. Не были нужны для войн и для развития науки. Именно поэтому в сегодняшней Греции, удивительный факт, близнецы практически не встречаются. То есть рождение близнецов очень близко к нулю. А в племенах Африки, где племя герубо, например, где рождение близнецов - это был знак божий, благословение на всю деревню, там сегодня, не поверите, частота рождения близнецов 6%-8%! Когда в Европе это, например, максимум 1%. В России тоже. То есть здесь мы видим, что... теория не расходилась с практикой. К сожалению для...

- То есть смотрите... Получается, что я говорю... я не закончил тогда мысль... Получается, что в Швеции до 1976 года была насильственная стерилизация...

: - Да! Когда была... написана... э... ??? это был. Это был призыв. Призыв... Можно как угодно к этому относится. Можно говорить, что это... яростно отрицать... и так далее и так далее, потому что мой коллега прав в одном. Когда мы уничтожаем нечто... м... отрицательное... будем говорить такой, сякой, неполноценный и так далее, мы не очень представляем себе что мы вместе с этим теряем.

- Да!

: - Не выплескиваем ли мы ребенка с водой. Наш, один наверное из крупнейших физиков XX века Хоген, у него работал один мизинец на правой руке. Которым он и общался с миром. А тем не менее величайший физик, так сказать, XX века. Могу сказать еще один любопытный факт. о котором очень мало кто знает. О создателе нашей атомной бомбы.

- Вы Курчатова имеете в виду?

: - Курчатов - это был руководитель проекта. А бомбу саму, теорию, потому что Сахаров создал водородную бомбу. А атомную Ландау, Харитон и Яков Зельдович. Трижды Герои социалистического труда. Так вот, самое любопытное, что... ну будем говорить наверное основную, движущую роль именно в физических аспектах играл Яков Борисович Зельдович, который всю жизнь хвастал одним, что в каком-то 1941 году, будучи из очень бедной семьи, мать отдала его в физический институт ФИАН знаменитый Петра Капицы, отдала уборщиком. И он, в девятом классе школы со шваброй и ведром таскался и просто мыл полы, так сказать, в институте. И, когда Ландау вел определенный семинар, и вдруг.... Сидели крупные физики, ведущие физики института, лучшего, крупнейшего института страны и у них не получался ответ... и вдруг этот самый шваброносец пробурчал: "Вы вот во второй строчке неправильно интеграл взяли, а тут в пятой у Вас знак... забыли знак". На следующий день этот девитяклассник был... это был Петр Капица зачислен научным работником в Институт Физических Проблем. Яков Борисович хвастал всю жизнь, что у него не то что десяти классов... у него конечно не семиклассное, но у меня восьмиклассное образование, потому что девятый я только начал. И тем не менее через два года он был доктором наук, потом академиком и так далее и так далее и так далее... Вот таковы способности и такова вероятность что их заметят. Выдающийся человек заметил способности выдающегося человека. Сошлось!

- Сошлось.

: - Вот нам это-то и необходимо!

- Слушайте, а получается, что если, как говорится, развивать эту мысль дальше то у каждого человека есть способности, но есть еще и понятие времени.

: - Конечно. Фазиль Искандер замечательно говорил не время в котором живем, мы одно время с ним приятельствовали, время в котором стоим.

- Хорошо говорил. Это очень правильно.

: - Вот мы должны сейчас встать именно в то время, которое, ну, двинет нас вперед. Двинет, но не рекомендациями, а обучениями. А потому вот то, что сейчас... методичку, там, не взять... а почему вот это все не ввести курсом, кафедрами, в педагогических институтах. По моему куда более значимо, логично и так далее, чтобы с первого курса наши будущие педагоги, учителя, учителя младших классов и так далее. А это даже может быть важнее, чем в старших... Обучались бы тому как выявлять, когда выявлять, в какие периоды.

- Не только склонность к преступлениям, но и склонность к таланту.

: - Потому что никаких генов агрессивности... Да не существует никакого гена агрессивности. Существует совокупность генов, которые меняют метаболизм, баланс, гормональный баланс. А что это значит? Что такое ген агрессивности? Ну, человеку наступили в трамвае на ногу... Ну я повернусь: "Что это? Осторожней!" А этот - достанет ножик и пырнет! Вот в чем дело! У него не то что ген пыряния ножом - у него метаболизм...

- Евгений Теодорович, понимаете в чем дело? Я все время думал об этой теме. Очень часто мне приходилось брать интервью у известных людей. Замечательных людей, которые вдруг вели себя агрессивно, не понятно. И только потом я понял, например, что у людей с возрастом повышается давление. А если у человека повышается давление - он ведет себя агрессивно, потому что ему плохо, потому что у него... и так далее и тому подобное.

: - Конечно!

- Я вдруг понял, как наше внутреннее здоровье определяет, связано с нашим психическим здоровьем.

: - Конечно! Конечно! Это практически неразрывно! Это... оно и есть. Все, что мы в этом плане имеем... и просто одна цифра, которая вот может быть очень любопытна. Когда мы много лет назад сделали исследование хромосомных нарушений в популяции. Это болезнь Дауна, которую все знают, это синдром Шеришевского-Тернер и так далее и так далее. В общем, оказалось, что в популяции все это ноль, там, чего-то процента. Понятно. А когда сделали этот анализ среди насильников и убийц в тюрьмах... Оказалось, что там людей с этими аномалиями 14%!

- Вы знаете? Мы сейчас на одну секунду прервемся... И узнаем самое главное о генах внутри нас и во внешнем мире...

Радио России. Пятидневка с Вадимом Тихомировым.

- Итак дорогие друзья, напоминаю, что в студии находится Евгений Теодорович Лильин. Это лауреат премии Правительства России, член-корреспондент Российской Академии Наук, профессор, доктор биологических наук, заслуженный врач России. Мы говорим о генах, о том, как гены влияют на нашу жизнь. Гены, естественно, наших родителей, наших прадедов, дедов. Евгений Теодорович, конечно, очень провокационно ставит вопросы. То есть получается, когда я ищу мать своих будущих детей... ну, кроме любви, кроме чувства надо внимательно посмотреть на родственников своей избранницы, посмотреть на ее модель поведения и примерно спроецировать и понять что будет с нашими детьми.

: - Да. Вы знаете? Любопытно, что в абсолютном большинстве развитых стран сегодня брачующиеся не могут вступить в брак без медико-генетической консультации.

- Как!?

: - Так! Надо идти в медико-генетическую консультацию, предоставлять свое родословное древо, свою генеалогию. Тебя расспрашивают о тех болезнях, которые, так сказать, встречались в этой семье. Не только в ядерной семье, то есть пап и мам, но и у остальных родственников. И его и ее. Определяется вероятность того, что не встретятся ли эти болезни, если они вдруг выявляются. И ты получаешь... никоим образом не гарантию, но ты хотя бы получаешь представление о том, что не дай Бог что только может произойти. Вот пример очень хороший, например. Детский церебральный паралич. Да? Ну все знают что это такое. Но ведь формы-то всегда различны. То есть мы должны обязательно помнить, что есть такое понятие как проявляемость гена... Пенетрантность. Красивое слово. И есть понятие экспрессии генов. То есть проявление. Качественное, количественно проявление. И один получает соответствующую матрицу с ДЦП, но у него атипичная походка и больше ничего. Второй дергается, так сказать, во время... Это тики. Руки ноги, так сказать не так...

- Но это только проявления небольшие.

: - Это маленькие экспрессии... не достигло серьезных клинических проявлений. А третий попадает в коляску, у него, так сказать, спастическая форма...

- То есть получается, что это мы уже на... з...

: - А это все одно и тоже!

- ... на уровне уже знакомства закладываем это к сожалению у будущего ребенка.

: - И это может быть... если бы узнать что вот... вот... у двоюродного дяди со стороны мамы была вот атипичная походка или... мы проводили может быть специальные исследования... было страшно интересно... Оказывалось, что мама, например, не могла, не умела шить, не вязала...

- Да!

: - ... а била посуду каждый божий день.

- Угу!
(продолжение следует)

Содержание

Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments