fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Categories:

Ленд-лиз. Альтернативные маршруты.

После провала германского блицкрига на Восточном фронте Вторая мировая война окончательно приобрела затяжной характер и превратилась в войну ресурсов. Великобритания и США неуклонно наращивали поставки военной техники, боеприпасов и стратегического сырья в Советский Союз по программе ленд-лиза. Грузы шли в основном морским путем через Атлантический океан в северные порты и через Тихий океан в Дальневосточные.

В 1942 году авиация и флот нацистской Германии начали постоянно атаковать атлантические конвои со своих баз в Норвегии. И вскоре эти перевозки были приостановлены.

Объем поставок через Тихий океан ограничивался пропускной способностью Транссибирской железнодорожной магистрали. При этом игнорируя договор между СССР и Японией о нейтралитете императорский флот все же препятствовал движению советских транспортов на пути из США во Владивосток.

Не взирая на эти сложности, союзники не могли и не собирались снижать объем военной помощи по программе ленд-лиза.


ЛЕНД*ЛИЗ


В условиях частичной блокады морских перевозок участники антигитлеровской коалиции вернулись к обсуждению альтернативных способов доставки грузов в СССР, недосягаемых для военно-воздушных и морских сил стран Оси - Германии, Италии и Японии.

Наиболее важными из их стали Транс-Иранский маршрут - от побережья США до Персидского залива и по суши к Каспийскому морю. А также авиационная перегонная трасса Монтана-Аляска-Сибирь.


ЛЕНД*ЛИЗ

Альтернативные маршруты


Известный полярный летчик, Герой Советского Союза Илья Мазурук в октябре 1941 года в числе других авиационных специалистов был приглашен в Кремль. Требовалось в короткий срок создать постоянную трассу для перегона американских самолетов из Аляски в Красноярск через Чукотку и Восточную Сибирь. Тяжелые климатические условия региона, отсутствие аэродромов, связи, метеорологического и картографического обеспечения, высокий риск полетов в Заполярье, все эти аргументы Сталин отмел практически сразу. Из чего стало понятно, что с обстановкой он в целом уже знаком и решение принял. Обсудить оставалось только один вопрос: как наилучшим способом выполнить эту задачу в короткие сроки.

Полковник Мазурук высказался за перелет через Берингов пролив. Вскоре он был назначен начальником Красноярской воздушной трассы и получил первый приказ - эту трассу создать.

В 1942 году маршрут АлСиб - Аляска-Сибирь должен быть налажен.

Илья Гринберг: "Это была в основном идея президента Рузвельта. Американская военная авиация хотела иметь базу на русском Дальнем Востоке. Им было необходимо укорениться на территории, где можно вести разведку и с которой было легко достать Японию. Сталин жестко сопротивлялся этому. Он хотел выдержать нейтралитет и не желал видеть американцев на своей земле. Всячески затягивал решение вопроса. Рузвельт настаивал: "Мы доставим самолеты на Вашу территорию поскольку у нас есть ноу-хау, оборудование. Но Сталин утверждал: "Да, нам нужны самолеты, но пилотов у нас достаточно и мы все можем сделать сами".

Осенью 1941 года начались изыскательские работы. Строительные бригады приступили к реконструкции существующих аэродромов в Якутске и Красноярске, а геологи и проектировщики определили площадки для строительства основных и резервных взлетно-посадочных полос.

Стройка на территории СССР, США и Канады началась уже зимой.

04:47
ЛЕНД*ЛИЗ


Великобритания разрабатывала свой резервный маршрут – Транс-Иранский. Впрочем Уинстон Черчилль всегда держал его в уме. Персидский залив входил в сферу геополитических интересов Соединенного Королевства. И даже в условиях смертельной опасности британское правительство не отказывалось от колониальных амбиций.

К началу Второй мировой войны Иран оставался крайне неразвитой страной. Но союзников привлекали его удачное географическое положение и нефтяные ресурсы. Правящий шах Реза Пехлеви симпатизировал Гитлеру и отклонил предложение Великобритании о сотрудничестве.

Йенс Венер, сотрудник Дрезденского военно-исторического музея: "В 1941 году в Иране было прогерманское правительство и Германия пыталась использовать это потому что это правительство, эта страна находилась в центре британских колоний, рядом с Ираком, который тогда был британской колонией и рядом с Афганистаном. Из-за влияния Германии в этом регионе доступ к большим запасам нефти был невозможен. Эту ситуацию хотелось изменить. Убрать это прогерманское правительство Ирана и тем самым сохранить запасы нефти для союзников - это и было одной из причин вторжения в Иран советских и британских войск".

06:12

В августе 1941 года Красная Армия несла небывалые потери. Войск не хватало. Тем не менее для обеспечения безопасности транспортного коридора Государственный комитет обороны отправил в Иран три армии. Совместная советско-британская операция получила кодовое название Континентс, что в переводе значит Сочувствие.

06:36

25 августа союзники вторглись в Иран и оккупировали его. Красная Армия в ходе боев потеряла 44 человека.

Север Ирана с преимущественно азербайджанским и курдским населением оказался под контролем советских властей. Британцы заняли центральную часть и юг.

Взятие региона под контроль союзников не означало, что через Иран сразу же отправится большой объем грузов.

Андрей Платонов, профессор, доктор военных наук: "Там была настолько убитой инфраструктура, то есть ее практически никакой не было, что вообще этот маршрут только смогли в 1942 году сформировать. Причем при благоприятных условиях конвои, суда попадали от Восточного побережья США в порты Персидского залива где-то за 75 суток. А дальше начиналось еще не самое лучшее. Дальше была одна единственная ветка, значит, Транс-Иранской дороги. Дальше все это как-то должно было перевозиться в Красноводск и оттуда была опять одна же маленькая железнодорожная ветка, ну, в смысле одна, безальтернативная, которая выходила на тот же Транссиб".

Пропускная способность иранских портов и дорог первоначально составляла не более 10 тысяч тонн. Совсем немного. Автомобильных трасс на этой территории никогда не было. Лишь грунтовые и то слабо выраженные. А единственный полноценный морской порт Басра на иракской территории не мог обеспечить прием и разгрузку крупнотоннажных кораблей. Другие порты таковыми считались только на бумаге.

Эдвард Стеттиниус, руководитель программы Ленд-лиза: "Хорремшехр на иранской стороне трудно назвать портом. Так, впрочем как и Бендер-Шахпур, где был южный конец Иранской железной дороги. Там было всего несколько сотен товарных вагонов и недостаточно паровозов для перевозки тяжелых грузовых составов по крутым и извилистым путям".

Фактически требовалось не реконструировать, а заново построить портовую транзитную инфраструктуру. Поэтому в Иран в первую очередь двинулись строительная техника и материалы. Военных грузов в СССР в ноябре 1941 года по этому маршруту поступило лишь две тысячи тонн. Отправка грузов осуществлялась из Филадельфии по двум маршрутам - через Южную Атлантику, вокруг Африки и через Индийский океан. Либо через Панамский канал мимо Южного австралийского побережья. В обоих случаях время плавания в одну сторону достигало 70 дней. Длительность нахождения конвоев в пути многократно превышало время арктических походов. Тем не менее, Транс-Иранский маршрут силами трех государств должен был обеспечить переброску миллионов тонн грузов.

Соединенные Штаты взяли на себя реконструкцию путей сообщения и обеспечение подвижным составом. 96 локомотивов, более 2 тысяч вагонов и около 230 миль железнодорожного полотна было доставлено в Иран уже в сентябре-октябре 1941 года. Железнодорожный транспорт обеспечил основной канал грузовых перевозок по суше.

Британская сторона выполнила колоссальный объем работ по оборудованию портов и углублению фарватера, чтобы океанские сухогрузы могли швартоваться прямо у пирса. В портах появились мощные крановые установки, склады и подъездные пути.

На южном побережье Каспийского моря, куда грузы прибывали железнодорожным и автомобильным транспортом, портовые сооружения строились советской стороной. Это был единственный возможный путь на северное побережье.

Как только Транс-Иранский маршрут доказал свою жизнеспособность было принято важное решение, которое в будущем позволит в разы увеличить объемы поставок и ускорить их транспортировку на фронт. На всем побережье в непосредственной близости от портов, союзники начали строить ангары для размещения производств.

Британцы реконструировали нефтеперерабатывающий завод в Абадане. Там вырабатывался бензин для заправки грузовиков и самолетов, а также отправки высокооктанового топлива в СССР.

Американские специалисты организовали авиационные и автосборочные цеха. Это позволило перевозить технику в разобранном виде, машино-комлектами и значительно экономить место на транспортных судах.

На побережье Персидского залива в Маргиле и Шуябе были построены авиазаводы компании Дуглас, на которые собирались транспортные самолеты Дакота, бомбардировщики Бостон А-20, Митчел Б-25, истребители Пи-39 Аэрокобра и Спитфайер. В дальнейшем они перегонялись в Советский Союз своим ходом до Кировобада.

В Бушере, Андимешке, Харимшехре и Раффадайе находились автомобильные заводы под управлением компании Дженерал моторс. На них собирались Студебеккеры, Доджы, Форды и Виллисы. Работы в основном выполняли иранцы, хоть и под руководством представителей предприятий. Не смотря на то, что готовые партии придирчиво принимали советские военные представители, качество не всегда было на высоте. Кроме того автомобили уходили на марш с конвейера практически без обкатки. Поэтому недостатки выявлялись и устранялись уже в дороге.

23 февраля 1942 года из Бушера на север отправилась первая колонна из 50 грузовиков с советскими водителями за рулем. Путь проходил через пустынную местность по Западному Ирану, через заснеженные горные перевалы севернее Тегерана и спускался к портам Каспийского моря. В пути надолго не останавливались. Обслужить и заправить технику старались в ночное время. Спали мало и моторы заводили еще до восхода солнца.

Вскоре по этому маршруту автомобили двигались уже сплошными колоннами. Когда перестало хватать шоферов в Иране были организованы краткосрочные водительские курсы для местного населения. Выпускникам этих курсов первое время приходилось трудновато, как и технике в их руках. Но грузовики двигались, покрывая километры сотню за сотней и это было самое главное. Тоннаж автотранспорта использовался максимально. Машины доверху заполнялись боеприпасами или продуктами. Автомобили двигались со значительным перегрузом - до четырех тонн, против двух с половиной, рекомендуемым производителем.

14:33

К октябрю 1942 года пропускная способность южного маршрута сравнялась с возможностями северных портов. То есть составила около 100 тысяч тонн в месяц. А еще через год удвоилась.

14:47

Когда велись ожесточенные бои на центральном и южном участках фронта, под Сталинградом, на Кавказе, на Кубани, эти поставки особенно пригодились.

Из северных портов Каспийского моря вооружения, техника и продовольствие кратчайшим путем попадали в распоряжение Красной Армии. На короткое время, когда Каспий и Северо-Кавказская железная дорога оказались в радиусе действия Люфтваффе бомбардировкам подвергся и Транс-Иранский коридор. Впрочем действовать так же безнаказанно, как и в начале войны, немецкая авиация уже не могла. Господство в воздухе было утрачено, а после Северо-Кавказской наступательной операции советских войск угроза налетов миновала окончательно.

Пик поставок по Транс-Иранскому коридору пришелся на вторую половину 1943 и начало 1944 года. Ежемесячно перевозилось свыше полумиллиона тонн грузов.

Дэвид Гланц: "По моему мнению самым важным из поставок ленд-лиза были грузовики, еда и кое-какие промышленные металлы - твердая сталь и тому подобное, необходимые для производства танков и грузовиков".

В 1943 году в Тунисе был разгромлен итало-германский корпус, Северная Африка перешла под контроль антигитлеровской коалиции. 3 сентября 1943 года 8-ая британская армия начала десантную операцию в Италии.

16:29

В результате страны Оси лишились военно-морских баз в Средиземном море. Это позволило сократить путь для поставок ленд-лиза из Филадельфии, используя Суэцкий канал.

К концу года резко выросли потери немецкого подводного флота. Обнаружившая себя подводная лодка как правило с ходу подвергалась атаке и в целом кригсмарине битву за Атлантику проигрывали, что давало союзникам СССР, США и Великобритании возможность вновь вернутся к арктическим перевозкам на Кольский полуостров.

В сентябре 1944 года в иракскую Басру по Транс-Иранскому коридору пришел последний конвой. В дальнейшем поставки в СССР осуществлялись через Босфор до Черного моря и не были объемными.

Всего по юго-восточному маршруту за годы войны было доставлено около 24% от всех поставок по программе ленд-лиза.

Северный воздушный коридор, по которому предполагалось своим ходом перегонять истребители и бомбардировщики, как и ожидалось, оказался куда более сложным, чем Транс-Иранский маршрут. Основные объемы работ по вводу в строй перегоночной трассы Аляска-Сибирь пришлись на зимний период. Американские и канадские подрядные организации хорошо заработали на правительственном заказе. Но это были тяжелые деньги. Работать приходилось в суровых погодных условиях.

В Советском Союзе задействовали организации гражданского воздушного флота и наркомата обороны.

18:19

Но основная нагрузка легла на ДальСтрой НКВД.

Илья Гринберг: "Строительство аэропортов, навигационных систем шло на труднодоступной территории. Единственное куда можно было добраться были территории ГУЛАГа. Но Сталин вовсе не горел желанием пускать туда иностранцев. Однако постепенно было достигнуто соглашение".

Из строений преобладали бараки, долговременных сооружений не возводилось. Сами строители ютились в землянках и американских палатках, напоминающих по конструкции яранги - каркасные хижины жителей Крайнего Севера. Трасса пролегла через самые отдаленные, малоизученные и малонаселенные земли России. Некоторые аборигены вообще не знали цивилизации. Чтобы ускорить начало поставок промежуточных аэродромов от Чукотки до Красноярска строили немного и на большом расстоянии друг от друга.

Илья Гринберг: "Самолеты с американских заводов в Буфалло, заводов Канзаса, Сиэтла и Калифорнии перемещались в Грейтфолс штат Монтана. Это была действительно очень большая авиабаза. Летчики готовили там самолеты к суровым климатическим условиям России, проводили учебные полеты и затем переправляли их на Яляску в Фернбенкс на базу Ледфилд".

Там машины принимали военнослужащие советской перегоночной дивизии.

Михаил Шашков: "С американской стороны Аляска. Оттуда взлетали, перелетали пролив Беринговый и - в Чукотку. И оттуда уже перелетами на наши аэродромы".

Там машины принимали военнослужащие советской перегоночной дивизии. С промежуточной посадкой на аэродроме Ном в крайней западной точке Аляски самолеты перелетали через Берингов пролив в Уэлькаль на Чукотке и далее на Сеймчан, Якутск, Киренск и до Красноярска. В конечной точке трассы машины передавались представителям боевых частей для отправки на фронт. Общая протяженность трассы от Фербенкса до Красноярска составляла 6 тысяч 500 километров. Из них по территории СССР - 5 тысяч километров.

Полковника Илью Мазурука не зря назначили начальником Красноярской трассы, как первоначально назывался советский участок маршрута. Ранее он уже командовал авиаотрядом на Сахалине. С 1936 года служил в полярной авиации, участвовал в высадке экспедиции Ивана Папанина на Северные полюс, за что был удостоен звания Героя Советского Союза с вручением Ордена Ленина. С первых дней Великой Отечественной войны командовал авиагруппой Северного флота. Но ни одно из прежних заданий по сложности не могло сравниться с руководством трассой Аляска-Сибирь, которую кратко называли АлСиб.

В июле Владимир Кокинаки на бомбардировщике Митчел Би-25 проследовал по недостроенной трассе и доставил в Москву американскую правительственную делегацию по вопросам согласования перегонки самолетов. 23 июля для приемки трассы вылетела комиссия Управления гражданского воздушного флота. Изучив маршрут, она разрешила запуск трассы во временную эксплуатацию.

В августе 1942 года на авиабазу Велфилд в Фербенксе прибыли советские специалисты по приемке самолетов и летчики-перегонщики.

22:15

Михаил Лейфман, летчик 1-го перегоночного полка: "В Фербенксе мы даже могли выходить в город. Ведь тогда мы с американцами считались братьями по борьбе с нацистами, союзниками. "Сопровождающие лица" заранее проводили с нами инструктаж, чтобы мы сильно не куролесили. Но в город выходили только в группе и время увольнения было ограничено".

В сентябре 1942 года представители СССР подписали приемку 14 бомбардировщиков Бостон А-20 и 28 истребителей Пи-40 Киттихок, первых машин подготовленных к перегону через Берингов пролив.

22:49

Американский летчик, пилотировавший самолет над Канадой, искренне убеждал Илью Мазурука, что эксплуатацию трассы надо отложить до весенней погоды. Мол, зимой в Заполярье могут летать только сумасшедшие и самоубийцы. Ну, или еще русские. Американец конечно был прав. Полет в сложных метеоусловиях сопряжен с большим риском. Но он не учитывал главного. В эту и каждую следующую минуту Люфтваффе бомбили русские города, а советские летчики рисковали своими жизнями. И там, на переднем крае очень нужны были истребители.

29 сентября на восток отправилась первая партия из 12 бомбардировщиков Бостон под командованием Павла Недосекина. Из них в Красноярск в конце октября прибыли лишь три самолета. Остальные из-за неисправностей и повреждений остались на промежуточных аэродромах.

9 октября стартовала первая истребительная группа из 20 машин Пи-40. Ведущим шел полковник Мазурук на бомбардировщике Би-25 Митчелл. При этом практическая перегоночная дальность полета не превышала тысячи километров. А время нахождения в воздухе полутора - двух часов. Ориентирование с борта истребителя над пустынными просторами тундры и лесами Сибири было практически невозможно. Поэтому Аэрокобры и Киттихоки перегонялись за двухмоторным самолетом-лидером. При этом штурмовые модификации Бостонов места в носу самолета не предусматривали. Штурманы снимали парашют и втискивались в узкую полость за спинкой кресла пилота. И так, лежа на животе, в холоде работали на протяжении всего полета.

Александр Нестеров: "Конечно лететь было невероятно сложно. Потому что самолеты... кабины не отапливаемые. Они идут стаей. Они входят в облачность, начинается обледенение. Надо подниматься, надо что-то делать... Они распадаются. Вместе лететь нельзя - заденешь друг друга".

Держать большую высоту над облаками из-за ограниченного запаса кислорода было невозможно. Приходилось идти на малой высоте и проходя через очередное облако проверять нет ли отставших. Если истребитель отрывался от группы, самостоятельно найти дорогу на аэродром у пилотирующего летчика шансов не было. Густая облачность на протяжении большей части пути скрывала ориентиры. На магнитный компас надеяться тоже было нельзя. В высоких широтах направление на географический и магнитный полюса значительно отличаются. Ситуацию могли бы улучшить радио-полукомпасы, установленные на Дугласах, Бостонах и Митчелах. Это были достаточно совершенные по меркам 1940-ых годов приборы. Они позволяли определить местоположение самолета по пеленгу на приводные радиопередатчики. Но таких опорных радиостанций в СССР построить не успели.

Когда группа истребителей Киттихок, взлетевших за бомбардировщиком Би-25, который пилотировал полковник Мазурук совершила посаду в Элькале сразу начался счет потерь. После взлета в аэродроме в Номе загорелся мотор у одного из Пи-40, две машины повредили шасси при посадке, а на следующее утро ни один из самолетов не был в состоянии подняться в воздух. Температура по ночам опускалась до -65 градусов. Стояли такие морозы, что в тайге околевали от холода даже пушные звери. В термометрах замерзала ртуть. В самолетах от низких температур трескались резиновые уплотнители, лопались колеса шасси, смазка затвердевала, замерзали радиаторы, отказывало электрооборудование, гидравлическая жидкость вытекала, за ночь, образуя на снегу красноватые узоры.

К тому же начало перегона выпало на период, когда американские самолеты в целом еще оставались далеки от совершенства.

Дэвид Гланц, военный историк, эксперт по Восточному фронту, редактор журнала "Journal of Slavic Military": "Часто самолеты, танки и другое снаряжение, поставленное в 1941-1942 было более низкого качества, чем хотелось бы. Потому что у нас у самих не было хорошего оружия. В сущности мы делились некачественным продуктом".

Первыми с трудностями перегона, с суровыми погодными условиями, техническими недоработками сталкивались американские летчики - в Монтане они садились в только что собранные самолеты. Заводские дефекты начинали проявляться еще на пути до Фербенкса. Эту часть трассы пилоты называли Аляска хайвей, конечно же с иронией. Путь был неизмеримо далек от настоящего хайвея - широкого и безопасного шоссе. Большинство катастроф за время действия АлСиба и перегона Монтана-Аляска пришлось на зиму 1942-1943 годов.

За весь период работ на американской стороне погибло 129 человек, разбито 133 самолета.

На советском участке произошло 279 летных происшествий. Из них 39 катастроф, 49 аварий, 131 поломка и 60 вынужденных посадок. Погибло 114 человек. Без возможности восстановления потерян 81 самолет.

Такая статистика, когда количество утраченных самолетов сопоставимо с количеством погибших летчиков более характерно для военных действий.

Участки от Уэлькаля до Красноярска по своей протяженности приближались к максимальной дальности, доступной истребителям с подвесными топливными баками. Радиосвязь с землей в 1942 и 1943 годах поддерживалась на дистанции не более 150 километров до бомбардировщика-лидера. Часть пути находилась в зоне радиомолчания.

Первая группа истребителей, перелетевшая Берингов пролив за бомбардировщиком Ильи Мазурука прибыла в Красноярск только 16 ноября, через 38 дней после вылета. Тем не менее это был положительный результат и в Москву доложили, что АлСиб действует. На следующий день пилоты должны были возвращаться из Красноярска в Киренск. После взлета транспортного Ли-2 произошла катастрофа.

Виктор Петров, командир 4-го перегоночного авиаполка: "Оторвавшись, машина набрала высоту, развернулась на 180 градусов и легла курсом на восток. Подлетая к нашей стоянке, к тому месту, где он только что начал взлет, самолет накренился вправо. Летчики вывели самолет из правого крена, но он резко перешел в левый крен, опустил нос и с высоты 200 метров вертикально врезался в землю".

Летный состав авиа-перегоночного полка и другие пассажиры Ли-2 погибли. Илья Мазурук узнал об этом одним из первых. Всего несколько месяцев назад летчик переживал - все воевали, а он перегонял самолеты, но после первого столкновения с АлСибом это чувство стало притупляться. Здесь было опасно. Смертельно опасно. И как на фронте здесь тоже гибли друзья.

На американском континенте уже к осени 1942 года была развернута сеть запасных взлетно-посадочных полос. На советской части трассы в начальный период эксплуатации положение оставалось сложным. Между Уэлькалем и Красноярском действовало всего пять запасных аэродромов и этого количества было мало. Если аэродром назначения закрывался из-за погодных условий, у истребителей порой не хватало топлива для следования к другой посадочной площадке.

В течение 1943-1944 годов количество запасных посадочных площадок на советской стороне удвоилось. На них поступило современное американское радиооборудование, увеличилось количество топливозаправщиков, тракторов и другой техники. Задача оперативного принятия неисправных или оставшихся без топлива самолетов большей частью была решена. Принятые меры по обустройству трассы и мужество летчиков по обе стороны океана привели к увеличению объемов перегона и сокращению числа аварий.

В течение 1943 года АлСиб пропустил 2 тысячи 486 самолетов.

31:56

Интенсивные поставки авиационной техники через Аляску в совокупности с количественными показателями советской авиационной промышленности и результатами перегона из Ирана в Кировобад позволили переломить ход войны в воздухе на Восточном фронте в пользу СССР.

Вальтер Швабедиссен, "Сталинские соколы, анализ действий советской авиации в 1941-1945 гг.": "Большое количество самолетов и авиационного оборудования поставленных американскими и британскими союзниками на русский театр военных действий по мнению офицеров Люфтваффе оказали наиболее значимую помощь Советскому Союзу. Они способствовали количественному росту русских ВВС в 1942-1943 годах, не смотря на то, что план поставок по ленд-лизу был выполнен не до конца".

После Сталинграда и битвы за Кавказ Иосиф Сталин и Франклин Рузвельт сошлись во мнении, что назрела необходимость в их личной встрече.

32:53

Логичным было задействовать безопасный маршрут. Предположили, что местом встречи может стать база Фербенкс. Весной 1943 года командира авиа-перегонной дивизии полковника Мазурука опять срочно вызвали в Москву. Обсуждался вопрос о перелете товарища Сталина в Фербенкс. Мазурук высказался резко против. Такой перелет сопряжен с неоправданным риском. Часть аэродромов находится в зоне вечной мерзлоты и вообще трасса эксплуатируется только первый год и ее нельзя считать достаточно освоенной. Нет никаких гарантий. Каждый взлет может обернуться катастрофой.

Встреча глав государств антигитлеровской коалиции состоялась в ноябре-декабре 1943 года в Тегеране, центральном пункте другого транспортного коридора - Транс-Иранского. С точки зрения безопасности высших должностных лиц это устроило и советскую и американскую стороны.

После того как Илья Мазурук высказался о небезопасности проведения встречи в верхах на АлСибе, он оказался под подозрением у Лаврентия Берии. Глава госбезопасности усмотрел в возражениях Мазурука саботаж.

До этого момента полярники вообще и полярные летчики в частности пользовались особым расположением Сталина. Ни во время чисток 1937-1938 годов, ни в начале войны они не подвергались репрессиям. Теперь трассу АлСиб наводнили сотрудники Смерша. На Мазурука посыпались доносы о халатности и неприятии мер по снижению аварийности. В 1944 году перегоночная дивизия получила орден Красного Знамени, но сам Илья Мазурук был от должности отстранен.

34:55

Масла в огонь подлила публикация в американской газете. Она появилась после перелета через АлСиб вице-президента США Генри Уоллиса. В статье описывались серые деревянные города, бараки, тяжелый женский труд. Сталинские лагеря для заключенных сравнивались с гитлеровскими концентрационными.

Илью Мазурука спас начальник Главного управления Северного морского пути Иван Папанин. Он добился назначения опального летчика на его довоенную должность начальника полярной авиации. Полковник Мазурук так и оставался и этом звании до конца войны. Не получил ни орденов, ни повышений.

Поставки самолетов через АлСиб продолжались до осени 1945 года и прекратились только после капитуляции Японии.

35:50

Согласно отчету перегоночной дивизии через Берингов пролив было доставлено 7 тысяч 908 самолетов. Из них 2 тысячи 84 бомбардировщика, 5 тысяч 62 истребителя и свыше 700 машин других типов. В целом 50% всех американских самолетов прибыли в СССР через Аляску и Сибирь.

Транспортные маршруты поставок по программе ленд-лиза, которые проходили через Иран с юга и через Аляску с севера пришлись на те года, когда Красная Армия особенно нуждалась в поставках военного вооружения. Советская авиация дальнего действия получила бомбардировщики Митчелл Б-25, морская авиация самолеты Бостон А-20, на истребителях Пи-39 Аэрокобра воевали асы советских ВВС. Двухмоторные Дакоты Си-47 составили значительную часть военно-транспортной авиации.

Студебеккеры массово поставляемые по программе ленд-лиза стали основным автомобилем Красной Армии.

Дэвид Гланц: "Была ли американская программа ленд-лиза существенной для советской победы? Нет, я так не думаю. Полезной для советской победы? Да, очень полезной. Особенно в 1941-1942, в первые годы войны".

Пройдет совсем немного времени и бывшие союзники по антигитлеровской коалиции, одержавшие победу в самой кровопролитной войне в истории человечества станут противниками в новой войне - холодной. О сотрудничестве в тяжелые для СССР годы они предпочтут либо не вспоминать, либо будут о нем спорить безысходно, но яростно, забывая о том, что человеческая жизнь, которая на войне ни стоила и понюшки табака - это главная ценность. Потери людей нельзя компенсировать никакими товарами и дивидендами.

Илья Мазурук все-таки станет генералом, сходит с экспедицией в Антарктиду и совершит посадку на вершину айсберга. Но об АлСибе будет вспоминать не часто. Как и многие из тех, кто летел на истребителях через тундру или ехал на грузовиках через пустынные просторы Ирана. Зато все они на обоих берегах океана вне зависимости от мнения и желания политиков будут каждый год искренне праздновать Победу и поминать своих боевых товарищей, могилы которых остались где-то там - на севре или на юге.

сценарий
Анатолий Матвиенко

режиссер
Дмитрий Шкрадюк

операторы
Константин Рябков,
Антон Рябцев

дизайн
Дмитрий Синявский

графика
Максим Радуха

звукорежиссер
Владимир Ситько

художник-постановщик
Владимир Близнюк

художник по костюмам
Виолетта Шиманская

журналисты
Анжелика Новикова
Лилия Латогурская

дикторский текст
Игорь Сидорчик

администраторы
Ирина Павлюкович
Елена Шпилевская

технический директор
Дмитрий Гатезо

продюсер
Алеся Литвинова

ОАО "ТРК ВС РФ "ЗВЕЗДА" 2013


Содержание

Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments