fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Categories:

Ленд-лиз.7.Морские.маршруты.

12 августа 1941 года из британского порта Ливерпуль в направлении Аркнейских островов вышли семь тяжело груженных транспортных судов. Пункт назначения держался в строжайшей тайне, как и характер перевозимых грузов. В сопровождении конвоя находилось в общей сложности 16 военных кораблей, в том числе и эсминцы. За передвижением конвоя внимательно следили в Лондоне. Царившее в британском Адмиралтействе напряжение спало лишь когда корабли благополучно добрались до Архангельска. Операция Дервиш прошла успешно.

Так началась история морских перевозок через Атлантический и Тихий океаны легендарных маршрутов, по которым непрерывным потоком шли в СССР грузы по программе ленд-лиза.


ЛЕНД*ЛИЗ


Политическое решение о поставках стратегических грузов из США в СССР по программе ленд-лиза было подписано 1 октября 1941 года. Предстояло определиться с номенклатурой грузов и способами их транспортировки.

Наиболее удобные морские маршруты через Балтику и Черное море блокировала Германия и ее союзники. Возможность использовать Персидский залив и Иран еще требовала решения политических вопросов и развития инфраструктуры.

02:12

А времени у СССР не было.

Танки, боеприпасы, военная техника нужны были немедленно.

Андрей Платонов, доктор военных наук: "Мало того, что вся промышленность переходит на военные рельсы, да? Это понятно. Но ведь шла еще эвакуация. И поэтому у нас просто не хватало элементарно вооружения. Резервы достаточно быстро иссякли, запасы предвоенные, а воспроизводство и производство, оно только, только, только начинало создаваться. И поэтому в 1941 году, 1942 год, начало 1942 года, первая половина 1942 года, конечно, нам нужно было срочно".

Осенью 1941 года оставались два наиболее реальных маршрута поставок - через Атлантику и через Тихий океан.


ЛЕНД-ЛИЗ
Морские маршруты


Кадры советской кинохроники: "Молодые патриоты - пионеры и школьники мечтают стать моряками".

В 1941 году Мир Нигматулин жил в Казани и учился в седьмом классе. Когда к ним на урок пришли представители военкомата и предложили мальчишкам записываться в школу юнг, он был в числе первых. Так в свои 15 лет Мир отправился на Соловки, где располагалась школа, где готовили будущих моряков Северного флота.

Мир Нигматулин, ветеран северных полярных конвоев: "Мы вырыли для себя землянки, сами, сами оборудовали их за два месяца, а в третьем месяце, уже перед Новым 1942-ым Годом начали учебу. Был так называемый ускоренный курс обучения. Корабли требовали не просто матросов, которые умеют завязать узлы и взбираться на мачты, а нужны были специалисты и в касирное отделение, в машинное отделение, специалисты рулевого класса, радисты хорошие должны были быть".

Профессиональных моряков не хватало ни в США, ни в Великобритании. Везде набирали молодых ребят, спешно их обучали и оправляли в дальнее плавание. Но в отличие от своих ровесников из других стран, Мир Нигматулин хорошо понимал, что скоро его ждет настоящая война. Впрочем об опасности и риске старался не думать. Да и некогда было. Предстояли экзамены на настоящем боевом корабле.

Мир Нигматулин: "Нужно было самому включить донку, как открыть, как запустить, все это нужно было делать уметь в темноте".

За тысячу миль от Соловков в небогатом районе Нью-Йорка Бруклине Джеймс Монтесарчио сообщил отцу о своем решении пойти служить в торговый флот. Джеймсу было 17 и без разрешения отца его бы не взяли. Для семьи бедных иммигрантов это был хороший шанс выбраться в люди и заработать. Родители отчетливо помнили начало Великой депрессии и то как изменилась жизнь - из небогатых они стали нищими.

Джеймс Монтесарчио, моряк торгового флота США, участник арктического конвоя: "Мне было четыре года и в 1929 году был обвал на Уолл-Стрит. И это была катастрофа. Не было работы.

05:31

Так продолжалось до 1939 года и было очень плохо. Моя семья была бедной, очень бедной. Как безработные мы ходили и получали от государства помощь".

В 1941 году США вступили в войну с Японией, начался военный призыв. Джеймс тоже мечтал попасть в армию, но туда брали с 19 лет, а сидеть дома он уже не мог.

Джеймс Монтесарчио: "Все мои родственники ушли в армию и я не мог остаться и я делал тоже, что делали все и потому я попросил отца подписать согласие на мою службу во флоте".

Джеймс был рад, что попал во флот. Здесь чище, чем в армии или на заводе. Здесь он учился дисциплине и зарабатывал аванс на будущую жизнь. О том, что им предстоит не совсем обычное плавание не задумывались в то время многие американские моряки. Война была далеко - на другом континенте. Более безопасным считался Тихоокеанский маршрут. Корабли от Западного побережья США до Советского Союза шли 18-20 суток. Но лишь один из дальневосточных портов - Владивосток, имел железнодорожное сообщение с фронтом. И все зависело от пропускной способности Транссиба.

Впрочем безопасность Тихоокеанского маршрута была относительной. Путь шел через территориальные воды Японии, которая являлась союзницей Германии. И, не смотря на подписанный с СССР Пакт о ненападении, Япония всячески препятствовала доставке грузов в порты своего потенциального врага.

Для прохода советских кораблей был открыт только один пролив - Цугара, между островами Хонсю и Хокайдо. Здесь суда часто останавливали для досмотра и нередко держали в порту неделями, а то и месяцами.

За четыре года Великой Отечественной войны японцы задержали 178 советских судов. Некоторые на срок от двух до восьми месяцев. Поэтому наиболее важные военные грузы везли в обход - через замерзающий, мелководный Татарский пролив.

Чтобы пройти его, тяжелые суда приходилось частично разгружать в Петропавловске-Камчатском. И без того неблизкий путь до фронта становился еще длиннее.

Уже в самый разгар Великой Отечественной войны в Петропавловске-Камчатском, в сложнейших условиях началось строительство капитального порта. Чтобы отвлекать силы, в том числе из стрелковых военных частей, требовались очень веские основания, но они были.

Именно через Дальневосточные порты проходил основной маршрут поставок грузов по Ленд-лизу.

08:32

Один только Петропавловск принимал в среднем десять судов в день. То есть почти триста в месяц.

Николай Панкратов, старший прапорщик Камчатского погранотряда: "Суда из Америки шли поодиночке. Собирались в Ахомтене. Караван из 3-5 судов лоцман вел через проходы в минных полях в Петропавловск. Каждый день два-три каравана. Лоцманов было несколько человек. Если лоцман задерживался в Ахонтене скапливалось до 15-20 судов".

Через Тихий океан прошло около 47% всех поставок по ленд-лизу - более 8 миллионов тонн.

Андрей Платонов: "Все упиралось в одну единственную железную дорогу - Транссиб. И что б туда ни привозили все зависело от пропускной способности вот этой железной дороги. А тут тоже были свои проблемы. Ведь не только один ленд-лиз возили. Особенно в 1941 году такая нагрузка на эту дорогу – там поезда шли зачастую на видимости друг друга".

Уже осенью 1941 года Владивосток, как вспоминали очевидцы, задыхался от ленд-лиза. 124 тысячи тонн грузов за три месяца. Их не успевали не то что отправлять, но уже не знали куда складировать.

Н.А. Баландин, гидростроитель, очевидец событий: "Не только порт, но и улицы Портовая и Верхне-Портовая были завалены импортными грузами. А паровозов и вагонов не хватало".

Прямо с кораблей ленд-лизовские паровозы ставились на рельсы и везли грузы к линии фронта. На дорогах был введен воинский график движения поездов, составы сдваивались. И все-таки это был долгий маршрут.

Юрий Александров, президент общественной организации "Полярный конвой": "Груз только одного судна - где-то 4 тысячи тонн. А вагон-то сколько? 16 тонн? Это посчитайте сколько нужно еще вагонов, чтобы только одно судно перевезти туда. А время? А время-то? Тогда я вас скажу, что вот сейчас пассажирский идет неделю, а тогда-то?"

По данным американских источников потери ленд-лизовских грузов на Тихом океане составили 0%. В США считали, что это абсолютно безопасный маршрут. Конечно это было не так. Реальное положение дел американцам было попросту неизвестно. Ведь все суда через Тихий океан шли под советскими флагами либо без опознавательных знаков. И только с советскими командами на борту. Свои потери СССР не спешил афишировать.

Тарас Гончаренко: "На Дальнем Востоке все корабли шли в автономном плавании. Никто нас не охранял, никаких вопросов, так сказать, не было. Единственное что - на каждом пароходе-теплоходе была военная команда, потому что у нас были две пушки, на корме и на носу и по четыре Арлекона, а у некоторых по шесть. Это что такое? Это крупнокалиберные пулеметы".

С декабря 1941 года, после разгрома американской базы в Перл-Харбор, в Тихом океане началась война между Соединенными штатами и Японией. Курсируя вблизи мест боевых действий, советские корабли не раз подвергались торпедным атакам японских, а бывало по ошибке и американских подводных лодок. Так пошли ко дну сухогруз Кола, пароходы Белоруссия и Павлин Виноградов. Спасенных с этих кораблей практически не было.

Путь через Атлантику от Восточного побережья США мимо Британских островов к Кольскому полуострову занимал всего 10-14 дней. При этом грузы доставлялись в Мурманск или Архангельск откуда до места боев было что называется рукой подать.

Анатолий Лившиц, участник арктических конвоев: "С одной стороны берега Норвегии и России, а с севера нависали льды. Значит, зимой оставалось двести миль, а летом четыреста миль. Это или полчаса или сорок минут лету немецким самолетам. И таким образом конвои долго шли вдоль вражеских берегов и никуда им деваться от этого было нельзя".

По северному или арктическому маршруту из Великобритании корабли с грузами ленд-лиза шли группами, так называемыми конвоями, на небольшом расстоянии друг от друга. Шкиперам, которые привыкли к одиночному плаванию это казалось и неудобно и непривычно. Но так было безопаснее.

Анатолий Лившиц: "Типичный конвой - это 30 или 40 транспортов, идущим широким строем фронта в ширину больше, чем в глубину. Вокруг них охранение непосредственное из эсминцев, сторожевиков, корветов, спасательных судов. Впереди этих конвоев шла как бы метла их миноносцев, которая выметала все подводные лодки перед конвоем. Дальше были отряды прикрытия. Это уже крейсера и миноносцы. Их задача не допускать надводные корабли".

До 25 меридиана мыса Норд-Кап, самой северной точки Европы эскорт состоял из британских судов. Далее охрану вели советские корабли. Конвои шли встречными курсами в СССР под кодовым наименованием PQ и номер конвоя, обратно из Советского Союза QP. В Британию везли лес, пушнину, удобрения, даже золото. Это был так называемый обратный ленд-лиз. Товары, которые СССР в свою очередь мог безболезненно поставить союзникам.

Аббревиатура PQ была выбрана можно сказать случайно. Чтобы не указывать точные маршруты следования использовали инициалы хорошо известного в британском адмиралтействе офицера, который занимался организацией конвоев. Питер Куинтман Эдвардс - PQ. Великобритания с трудом находила средства для охраны северных конвоев, современные эсминцы нужны были в линейном флоте для борьбы с немецкими ВМФ - кригсмарине, поэтому к Кольскому полуострову ходили все корабли, которые смогли собрать и которые могли выдерживать арктическую погоду. Встречались даже яхты, наскоро переоборудованные под военные нужды. А команды часто состояли из новичков многие из которых никогда не видели моря.

Гордон Лонг, участник транспортных конвоев (Великобритания): "В Британии в то время мы должны были получить первое образование до 15 лет. Я записался в гражданский флот в 16 лет. И первое судно, на которое я записался должно было быть отгружено в Россию. В мой первый поход мы шли два-три дня, практически продираясь через льды. Я везунчик, постучу по дереву. Ни одно судно не затонуло, хотя бомб было истрачено изрядное количество. Ни один корабль не был потоплен, пока мы не вошли в Мурманск. А при заходе в Мурманск один корабль погиб и два были серьезно повреждены бомбами. Но наш корабль опять спасся".

Предвидя большие потери транспорта и грузов Уинстон Черчилль, который инициировал конвои признавался: "Нас устроит даже, если дойдет половина". Дошло намного больше.

Первый конвой Дервиш немцы, можно сказать проспали. Впрочем до конца 1941 года германское командование не придавало значения кораблям союзников. В Берлине еще надеялись на блицкриг и в таком случае все, что придет в советские порты достанется победителям. Пускай везут! Но когда стало очевидно, что война затягивается и пойдет на истощение сил, все изменилось. Гитлер приказал прервать маршрут северного морского судоходства и назвал Норвегию зоной судьбы.

Весной 1942 года военное присутствие Германии здесь увеличилось вдвое. На постоянном дежурстве находились одни из лучших линкоров в мире - Тирпиц и Шанхорст, около 25 эсминцев, более двух десятков подводных лодок.

Именно в Атлантике немецкие субмарины стали использовать тактику волчьих стай. Атаковали группами в ночное время из надводного положения.

Для того, чтобы избежать потерь вырабатывалась специальная тактика действий судов эскорта. Они постоянно двигались вокруг медленно идущего конвоя.

Анатолий Лившиц: "Корабль в охранении не идет прямым курсом ни одной минуты. Он вращается все время, чтобы подводная лодка не могла его утопить торпедой. На одном из таких кораблей охранения эскадренном миноносце Разумный служил юнгой с Казани Мир Нигматулин. В 15 лет он попал на Северный флот и сразу же на боевой корабль.

Мир Нигматулин: "МЫ вели конвои. И тогда сознательно замалчивалось вот это вот - проводка конвоев? Считалось что это - ну что? Обычная работа. Тебя атакуют самолеты? Ну и что? Надо отбиваться. Понимаете? Были же и потери, были и убитые и раненые. И считалось, что это не основная работа видите ли".

В 1942 году, когда Мир Нигматулин начал свою службу арктические конвои несли наибольшие потери - 15% всех кораблей. Для сравнения, в 1943 на этом же маршруте потери составляли лишь 2%, а в 1944-1945 годах всего 1%.

Но останавливать поставки было нельзя.

Союзники потеряли в водах Арктики более 5 с половиной тысяч моряков и 90 кораблей.

Советский Союз потерял 30 тысяч человек, 11 кораблей, 20 подводных лодок. Среди них были и те, кто охранял конвои и кто водил транспортные суда. Русских тяжелогрузов в составе конвоев было немного, но никто так не сражался за груз как их команды.

Офицер британского конвоя вспоминал: "Мы видели, что русский танкер Азербайджан получил тяжелое попадание, однако он продолжал сражаться. Подойдя ближе, я обнаружил, что он пробит, но счастлив и еще может делать девять узлов. Я прошел за корму конвоя, чтобы поближе посмотреть на русских. Экипаж смеялся и пел. Пара шикарных дам приветливо помахали мне руками".

Иностранцев восхищала и удивляла отчаянная борьба русских за корабли.

Инструкции союзников предполагали в случае опасности сразу эвакуировать команду. А судно, которое мог захватить противник, потопить. Советские моряки с болью смотрели на транспорты, которые, получив небольшие повреждения, отправлялись ко дну. Ведь на каждом потопленном корабле были не дошедшие до фронта танки, самолеты, боеприпасы и продовольствие.

Валентин Дремлюг, помощник капитана на судне "Мурманск" в годы войны: ""Альков Рейнджер" - голландское судно, они что? Как только подводная лодка всплыла, они что? Шлюпки за борт, сели и пошли, а что было с судном - неизвестно. Что? Немцы потопили. И вот таких несколько было случаев, когда команды бросали суда".

Конечно, это был исключительный случай. И часто, обороняя конвои, британские моряки вели настоящие бои. Отстреливались от самолетов и американские транспортные суда, на которых были установлены зенитки.

В обязанности матроса Джеймса Монтесарчио входило подносить снаряды к зениткам в случае воздушной атаки. Но его корабль ни разу не отстреливался.

"У нас тоже бывали инциденты из-за подводных лодок, которых мы не видели. И над нами кружились самолеты, которые выслеживали нас, но они нас не атаковали, так что нам можно сказать повезло".

Когда корабли северного конвоя загружались в Нью-Йоркском порту Джеймс ощущал себя хранителем большой тайны. Его предупредили, что информация о маршруте и грузе секретная.

"Мы держали язык за зубами, и если ты видел, что корабли загружались и отправлялись, то не говорили об этом, потому что у нас тоже были шпионы. У стен были уши. Мы были очень аккуратными и держали в секрете, что корабли приходили и уходили".

То, что плавание будет опасным Джеймс понял, когда ступил на палубу судна. Казалось, что под тяжестью груза корабль вот-вот пойдет ко дну. Но вскоре эти волнения забылись. Впереди океан, а комфорт, который старались обеспечить на американских кораблях уже с то время сглаживал трудности пути.

Стэнли Джеймс Беллот, участник транспортных конвоев, (Великобритания): "Там были стиральные машины, отдельные прачечные, фонтаны с холодной водой, автоматы с кофе и автоматы с мороженым. Да, с мороженым. Единственное, что было у нас и чего не было у них - это ром. У нас он был каждый день".

Британские военные первое время с высока смотрели на расслабленных заокеанских коллег. Пришлось съесть не один пуд соли вместе, выдержать не один бой, чтобы моряки разных стран стали настоящими боевыми друзьями.

Уже к началу 1942 года в Великобритании многие были недовольны рискованными конвоями в СССР.

Надписи на плакатах:

"Lend-Lease, Lose Lives"

"Hitler has not attackted us. Why attack Hitler?"

Морской лорд Дадли Паунд называл их камнем на шее союзников. Поэтому в британских поставках случались перерывы. Так, в апреле 1942 года в портах США и Великобритании ожидали отправки 107 судов.

Линия фронта в это время проходила в 100 километрах от Москвы. Тяжелейшие бои шли в Крыму и под Харьковым. Перевес сил колебался то в одну, то в другую сторону.

Тогда Уинстон Черчилль сам обратился к британскому адмиралтейству: "Русские ведут тяжелые бои и ждут, что мы пойдем на риск и если потребуется понесем потери в соответствии с нашими обязательствами. Американские суда ждут своей очереди к отправке. Сознавая большую и реальную опасность я лично считаю, что конвой PQ-16 должен выйти в море 18 мая".

PQ-16 вышел. Из 35 судов было потоплено 7. Это были небольшие потери.

Андрей Платонов: "Но они все-таки шли еще в условиях весны. То есть еще когда какой-то день-ночь существует. Штормовая погода весной в Баренцевом, Норвежском морях - большие полосы тумана, особенно на грани открытой воды и ледяных полей. Полярным днем фактически все эти факторы исчезали. То есть все было очень наглядно и ясно".

Следующий конвой вышел 27 июня в условиях арктического дня. И это был без преувеличения конвой обреченных. То что он понесет потери никто не сомневался. Арктический день предоставлял силам кригсмарине и люфтваффе идеальные условия для проведения в Атлантике операции ход конем, которую готовило немецкое командование. Но политическое решение было принято - PQ-17 вышел 27 июня.

Он состоял из 22 американских, 8 британских, 2 панамских, одного голландского и двух советских транспортов. На каждом были аэростаты заграждения, пушки и пулеметы. Охраняли конвой две подводные лодки и 19 военных кораблей. Среди них линкоры Дюк оф Йорк и Вашингтон. Армада площадью с Гайд-парк ползла по океану со скоростью всего 8 узлов при идеальной видимости.

4 июля 1942 года в США отмечали День независимости. Морякам арктического конвоя приходили поздравительные телеграммы с родины. Но им уже было не до праздника. Вокруг кружились немецкие истребители и виднелись перископы субмарин. Начинался самый опасный участок пути. Первые атаки немцев были успешно отбиты. Решимость моряков военного эскорта вселяла уверенность.

Валентин Дремлюг: "Английсоке адмиралтейство получает сообщение, что на разгром каравана вышел... э... крейсер Тирпиц. Что сделал английский адмирал? Он дал такую команду, каравану - разбегайтесь, а военные суда идти навстречу Тирпицу. Вот представляете? Значит, шли в колоннах, хорошо, аккуратно, там, по 15-20 судов, стали кто куда - кто в лед, кто в туман, кто куда".

Капитаны вглядывались в море в поисках Тирпица, но горизонт был чист. Выполняя приказ, военные корабли оставили конвой и пошли навстречу немецкой атаке. Но Тирпиц в море не вышел. Зато самолеты Люфтваффе и подводные лодки кригсмарине теперь безнаказанно расстреливали беззащитные транспортные суда. И лишь сигнал о помощи в радиоэфире позволяли оценить масштабы бедствия. Было потоплено 22 корабля и два вспомогательных судна.

Валентин Дремлюг: "Идем в тот район, где сообщалось, что потоплено судно... Вот первое судно было Алапан... И вот такая картина - плавает огромное количество мешков с мукой. Оказывается мука обволакивается и не тонет. А мука была предназначена для Ленинграда. Для блокадного Ленинграда. Среди этих мешков с мукой плавают английские, американские и голландские моряки в оранжевых жилетах. Кто-то живой, кто-то уже подзамерзший. Море горит, потому что вытекает нефть".

Небольшое гидрографическое судно Мурманец было одним из тех, кто спасал моряков конвоя. Оно взяло на борт 147 человек, до предела заполнив свой маленький корабль. Кто был покрепче просто лежал на палубе. Обмороженных уводили в каюты и оказывали помощь. В операции по спасению моряков было задействованы все корабли в акватории и именно поэтому потери конвоя были не так велики - 153 моряка. Спустя годы, этот конвой назовут Конвоем в ад. Из 35 судов к пункту назначения дошли только 11. Те кто смог уйти на север и спрятаться во льдах у берегов Новой Земли.

В 1942 году британские и советские газеты о судьбе конвоев предпочли промолчать. Американский журнал Лайф опубликовал снимки, сделанные в День Независимости и сообщил, что конвой благополучно прибыл в пункт назначения.

А вот операторы Третьего Рейха в рамках акции Ход конем снимали разгром кораблей союзников и в комментариях к этим кадрам сообщили о полном крахе арктических конвоев. В тот момент их судьба действительно висела на волоске. Даже Уинстон Черчилль высказался за их отмену.

Шел июль 1942 года. Только что был сдан Севастополь. Упорные бои продолжались на всех фронтах. Враг рвался к Волге, к Сталинграду. И на заявление британцев Сталин отреагировал резко: "Приказ английского адмиралтейства семнадцатому конвою покинуть транспорты и вернуться в Англию, а транспортным судам рассыпаться и добираться в одиночку до советских портов без эскорта наши специалисты считают непонятным и необъяснимым. Я, конечно, не считаю, что регулярный подвоз в северные советские порты возможен без риска и потерь. Но в обстановке войны ни одно большое дело не может быть осуществлено иначе. Вам, конечно, известно, что Советский Союз несет несравненно более серьезные потери".

Следующий конвой вышел осенью. У него в охранении было более 30 кораблей, 14 эсминцев и 17 эскадренных миноносцев. К тому времени уже была отработана тактика борьбе с воздушными атаками.

Мир Нигматулин: "137-мимиллиметровые граната к этому времени изобретена. Очень она сыграла большую роль, знаете. Она распространяла не только взрыв, она распространяла какой-то состав такой горючий, который попадал на обшивку самолета и они загорались".

Во время провождения этого конвоя было сбито 23 немецких самолета. Это были самые крупные потери Люфтваффе в регионе. Начиналась полярная ночь и конвои становились все более безопасными. Именно на 1943-1945 годы пришлось наибольшее число северных конвоев.

В годы войны Мурманск и Архангельск стали интернациональными портами. И не смотря на то, что Мурманск находился в сорок километрах от линии фронта и регулярно подвергался бомбежкам, здесь постоянно находились корабли разных стран.

Джеймс Монтесарчио: " Мурманск это очень, очень холодное место. Много снега и много льда. Немцы были в Норвегии в это время и они бомбили нас. Бомбили порт, зная, что туда приходят корабли и разгружаются сразу на железнодорожные составы. Немцы старались бомбить именно порт".

Некоторые команды жили на советской территории по несколько месяцев в ожидании обратного конвоя. Это было время, когда они могли общаться с советскими моряками. Незнание языков компенсировалось общим делом и одинаково тяжелыми условиями Заполярья.

Мир Нигматулин: "Они стояли рядом с нами. Мы швартуемся, он к нам. Мы даже к ним в баню ходили. У них бытовые условия были лучше. То есть дружба была. Обычная матросская дружба. Потом они лучше были обеспечены, я Вам скажу, табачными условиями. Они курили все-таки как люди сигареты. Вот. А мы курили махорку".

Здесь в Мурманске и Архангельске слово союзник обретало реальные образы американских, британских, русских моряков. А подписанные главами государств договоры представали в виде тяжело груженых кораблей, идущих сквозь льды и штормы к докам советских портов.

К окончанию войны Миру Нигматулину было 18 лет. Он продолжил службу на флоте и лишь в 1947 году ушел в свой первый отпуск.

Тема американской помощи и морских конвоев оказалась в СССР под полным запретом. Советские моряки вместе со всеми восстанавливали разоренную, обескровленную страну. А их героическое военное прошлое еще долго замалчивали.

В США тема конвоев тоже быстро стала непопулярной. Ведь надо было при всяком упоминании неизбежно признавать роль Советского Союза в победе над фашистской Германией. Впрочем, американцы, которые участвовали в морских походах неплохо заработали и приравнивались к военным. Предусматривалась и помощь в оплате учебы. Америке нужны были смелые и образованные парни.

Джеймс Монтесарчио: "МЫ все были рады, что война окончилась. И мы были рады, что люди больше не будут погибать. И мы были рады, что мы победили, а не Германия. Потому что если бы победила Германия мир был бы другим".

За годы Великой Отечественной войны 42 северных конвоя доставили в Мурманск и Архангельск 4 миллиона тонн грузов, а в Дальневосточные порты пришло в два раза больше. Как бы не спорили политики ни один ветеран войны ни разу не сказал, что поставленные на фронт американские или английские грузовики, внедорожники, самолеты, танки, боеприпасы и продовольствие были им не нужны. Говорили, что хотелось бы побольше, но всегда были благодарны и за это.


сценарий
Анжелика Новикова

режиссер
Олег Четвериков

дизайн
Дмитрий Синявский

операторы
Константин Рябков,
Антон Рябцев

графика
Максим Радуха

звукорежиссер
Владимир Ситько

художник-постановщик
Владимир Близнюк

художник по костюмам
Виолетта Шиманская

журналисты
Анжелика Новикова
Лилия Латогурская

дикторский текст
Игорь Сидорчик

администраторы
Ирина Павлюкович
Елена Шпилевская

технический директор
Дмитрий Гатезо

продюсер
Алеся Литвинова

ОАО "ТРК ВС РФ "ЗВЕЗДА" 2013

Содержание

Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Последние события в США и Англии - 42

    (предыдущая страница) Capitol riots: What are far-right Trump supporters saying? 19 January After initial calls from some Trump supporters for…

  • Срочно - 9

    (предыдущая страница) Рогозин поздравил своих китайских коллег с успешной посадкой марсохода 15 мая 2021 14:56 Глава «Роскосмоса»…

  • COVID-19 - 46

    (в начало) (предыдущая страница) КОРОНАВИРУС Версия "бегства" коронавируса из лаборатории снова на повестке дня 14 МАЯ 2021 17:10…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments