fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Category:

Кроманьонец - 1921

(продолжение)

233

Высшему развитию физических признаков этой расы соответствует необычайно большая вместимость черепа. Брока вычислил эту величину на "кроманьонском старике" в 1,590 куб. сант.; у женщины объем мозга достигал 1,55о куб. сант. Верно (фамилия) определяет черепную вместимость пяти крупных мужских черепов кроманьонского типа (из Гримальди) в среднем 1,800 куб сант.; наименьшая вместимость - 1,715 куб.сант и наибольшая 1,880 куб.сант. По замечанию Кейта, эта раса была наиболее прекрасной из всех, каких только видел мир. Такие признаки, как широкое, короткое лицо, сильно выступающие скуловые кости, широкое небо, склонность к выступанию вперед резцов верхней челюсти и узкий заостренный подбородок, напоминает тип племен, обитающих ныне в Азии, к север и к югу от Гималаев. В отношении роста кроманьонская раса напоминает сиксов, живущих к югу от Гимлаев. Несоответствием формы черепа и лица, т.е., сочетанием широкого лица с узким черепом, они сходны с эскимосами. Общая совокупность отличительных признаков кроманьонцев, несомненно, говорит скорее за их азиатское происхождение, чем африканское, в то время как все признаки расы Гримальди, конечно, негроидные, африканские.

Мы проследим эту великую расу на протяжении солютрейской и мадленской эпох верхнего палеолита и рассмотрим вопрос об ее исчезновении, а также о вероятном распределении в конце мадленской эпохи. Интересно будет рассмотреть свидетельств о выживании потомков этой расы в различных местах западной Европы, и, может быть, среди гуанчей, первобытного населения Канарских островов.

237

Однако Брейль приходит к заключению, что ранне-ориньякскую культуру можно только отчасти производить из поздне-мустьерской, что в известной доле она обязана вторжению расы, стоявшей по умственному развитию много выше неандертальской.

238

В дополнение к треугольным и продолговатым кремниевым отщепам, выделанным в форме острия и скребел, появляется совершенно новое орудие – примитивный резец. В начале это орудие встречалось редко, но впоследствии, как мы знаем, стало употребляться кроманьонскими художниками для новых резных работ на камне (рис.68).

239

Четвертым отличительным признаком ранне-ориньякской культуры является употребление различных орудий из кости и рога, состоящих, главным образом, из наконечников метательных копий, сверл и грубых орудий в виде лопаточки.

........

В связи с быстрым художественным развитием кроманьонцев следует отметить в эту эпоху огромное увеличение в количестве и разнообразии гравировальных инструментов, включая сюда и многочисленные изогнутые резцы. В это время появились почти все главные типы резцов, а костяные орудия стали встречаться в большем количестве и разнообразии. К резьбе и линейным рисункам прибавились скульптурное искусство и примитивное употребление краски.

240

Изобретательные способности этого народа проявились в быстро увеличивающемся разнообразии кремниевых орудий, предназначенных для рыбной ловли и охоты.

.....

В эту эпоху начинается увлечение декоративным искусством, и инструменты для резьбы, чрезвычайно разнообразные по форме, - изогнутые, прямые, вогнутые или выпуклые, - становятся весьма многочисленными и различают как по величине, так и по технике выполнения. Можно предполагать, что декоративное искусством занимались в длительные периоды холодной и суровой погоды. Весьма развивается также употребление оленьего рога, и обращает на себя внимание украшение кости чрезвычайно тонкими линиями, нанесенными мелким кремниевым инструментами. В эту же эпоху появляются самые ранние образцы так называемых магических жезлов, являвшихся, по-видимому, обрядовыми предметами; они делались из оленьего рога и имели большое отверстие, просверленное в том месте, где глазничный отросток рога соединяется с главным стволом;

241

некоторые из этих жезлов украшались грубой резьбой, не имели еще скульптурных изображений.

....

В эту же эпоху кроманьонцы выделывали также весьма прочные орудия для вырезания на камне фигур животных и неглубоко переданных барельефных форм на стенах пещер.

244
Искусство ориньякской эпохи.

Сильнейшим доказательством единства кроманьонской расы, господствовавшей в Европе от ранне-ориньяксокй эпохи до конца мадленской, является единство их художественного творчества. Это указывает на единство мысли и духа, что не могло быть заимствовано от другой расы, подобно изобретениям техники, но являлось врожденным качеством. Кроманьонцы представляли собой палеолитических греков; художественная наблюдательность, фантазия, верное понимание пропорций и чувство красоты являлись врожденными их качеством. Каменная и костяная индустрия этой расы может претерпевать различные колебания, влияния со стороны, влияние торговли и новых изобретений, но искусство кроманьонцев с начала до конца проявляет непрерывное развитие, вдохновляемое, как единственной движущей силой, пониманием красоты форм и реалистическими их изображением. Это искусство, открытое первоначально Лярте и изученное в дальнейшем благодаря блестящим работам Пьетта и Брееля, является искусством индустриальным; оно проявлялось в украшении небольших предметов обихода и орудий из камня, из обычной и мамонтовой кости. Благодаря позднейшим исследованиям Саутуола, Ривьера, Каратальяка, Капитана и Брейля, стали известны иные произведения искусства, предметом которого являлись наброски, резьба, рисование красками и производство барельефов на стенах пещер и гротов. Главным образом Брейлю принадлежит доказательство того, что оба эти искусства, развиваясь шаг за шагом в одинаковых направлениях, принадлежать одной и той же расе, обладавшей художественных талантом. Таким образом, искусство явилось не только новым средством для истолкования психологии расы, но послужило и для установления доисторической хронологии.

248

Произведения искусства на стенах пещер представляют обыкновенно глубокую резьбу, передающую отдельными линиями грубые боковые очертания животных, разрисованные красной и черной краской. Изображены такие животные, как альпияукий козел, лошадь, зубр и изредка мамонт. Подобные изображения найдены в пещерах Пер-нон-Пер, Ля Грез, Ля Мут, Бернифаль, Фон-де-Гом, Альтамирской и Марсулас.

251

Три обстоятельства поражают нас в этих ориньякских рисунках: во-первых, удивительно точное изображение животных форм; во-вторых, стремление получить известное впечатление, передавая рисунок всего лишь несколькими линиями; в-третьих, элемент движения, живо переданный в изображениях этих животных. Так, например, две головы шерстистого носорога, вырезанные на сланце в гроте Трилобита, замечательно правильны в своих пропорциях; видна попытка тонкими линиями передать шерсть, свисающую внизу морды; назади этих двух фигур изображен круп слона с поднятым хвостом, в чем сказалось приспособление художника к форме куска сланца; изображения ног у носорога и мамонта дают замечательно правильное представление об этих толстокожих животных.

252

Рис.75. Барельеф женщины с рогом зубра в руке; вырезан на известняке в убежище Лоссель и относится к поздне-ориньякской эпохе. По Лаланну. Около 1/8 нат.вел.

В пещере Марсулас, у истоков Гаронны, мы встречаем совершенно иные условия; живопись на стенах относится здесь к двум культурным эпохам - поздне-ориньякской и поздне-мадленской. Здесь имеет ся небольшой вход в грот с двумя очагами, соответствующими двум этим культурам. Вход в пещеру находится много выше по склону холма, и рисунки, относящиеся к верхне-ориньяксокй культуре, здесь несколько попорчены. Кроме того мы находим в этой пещере изображения, тянущиеся вдоль стены ниже рисунков. Среди них имеются многочисленные изображения зубров, переданные черной краской, при чем вся боковая часть туловища забрызгана красным.

253

Рис.76. Барельеф копьеметателя или охотника; вырезан на известняке в убежище Лассель. По Лаланну. Около 1/8 натур. велич.

256

Другая загадка солютрейской эпохи заключается в приостановке художественного творчества, которому с большим воодушевлением кроманьонцы предавались в течение все ориньякской эпохи.

....

Одно из возможных объяснений перерыва в искусстве может быть таково: солютрейская эпоха была, очевидно, периодом жизни на открытом воздухе, и выделка новых орудий охоты солютрейского типа поглотила все силы людей, так как оружие выделывалось в огромном количестве. С этой теорией, основанной на климатических изменениях, согласуется тот факт, что возвращение сурового климата мадленской эпохи, заставившего людей снова заселить убежища и пещеры, сопровождалось возобновлением художественных работ, которые явились продолжением этой стадии искусств, на которой оно было прервано в конце ориньякской эпохи. Что ориньякоское и мадленское искусство принадлежит творчеству одной и той же расы,- не является более вопросом, и ныне вполне доказано, что эта раса была кроманьонской.

257
Человеческие расы солютрейской эпохи.
Брюнская раса

В 1871 году в Богемии, в каменноугольных копях около Брюкса, была найдена черепная крышка, находящаяся теперь в Государственном Музее в Вене. Около Брюнна в Моравии, в 1891 году, был найден скелет, принадлежащий, вероятно, к этой же расе; скелет оказался глубоко захороненным в лессе вместе с костями мамонта и других крупных плейстоценовых млекопитающий. В 1892 году он был описан Маковским, который несколько лет перед этим выкопал в лессовидном песке,

259

неподалеку от Брюнна, куски черепа, известного теперь под именем Брюнн II. Оба эти черепа представляли черты низшего расового типа и долгое время рассматривались, как переходные формы между неандертальцами и современным человеком

259

(H. sapiens). В 1906 году Швальбе указал на сходство между черепами брюнскими и брюкскими, но в то же время на полное их отличие от неандертальского черепа и приближение к более низким формам современных рас (H. sapiens). Главным отличительным признаком этих черепов является их крайняя длинноголовость. Головной указатель брюскской находки равен 69, а на брюннской этот указатель составляет 68,2; Брюннский череп по расовому типу стоит ниже австралийских негроидов. Главным отличием от неандератльской находки является здесь указатель высоты черепа (51,22) и отсутствие надбровных дуг в виде сплошного валика [1]; другими словами, лоб отличается более современной формой и лобный угол равен 74-75 градусов. Мозговая емкость этой расы по Маковскому определяется в 1350 куб.сант. Как и брюкского черепа, так и у брюннского длинному черепу соответствует и удлиненное лицо; тот и другой не обладают весьма широкими и высокими скуловыми костями, столь характерными для кроманьонской расы; лицо узкое, современного типа, но не очень длинное. Имеются указания на то, что шея и плечи этих людей были мощны и мускулисты; выступание подбородка наблюдается; зубы макродонтового типа, т.е. последний коренной (моляр) нижней челюсти обладает исключительно большой величиной; выступание вперед челюстей (прогматизма) не отмечено. Второй брюннский череп (Брюнн II) может представлять женский тип этой расы; головной указатель его равен 72.

Весьма возможно, что люди брюннской расы были предками некоторых более поздних длинноголовых племен, найденных в области Дуная, в средней и южной Германии. Отличительными признаками брюннского черепа Шлиц считает убегающий назад лоб, массивные надбровные дуги, разделенные посредине, обширные, низкие глазницы и выступающий подбородок. .... Таким образом ясно, что брюннская раса отличается от кроманьонской; она представляет собой длинноголовый тип, установившийся на Дунае в солютрейскую эпоху, и возможно предположить, что с появлением этой расы связано распространение солютрейской культуры.

Один из брюннских скелетов, найденный на глубине 3,6 метров под слоем лесса, был богато украшен раковинами зубчатки, пробуравленными каменными кружками и костяными украшениями, сделанными из ребер мамонта и носорога и из

[1]В противоположность утверждению Швальбе, надбровные дуги на этом черепе представляются в виде сплошного валика. Грдличка полагает, что близкий
к этому пржедмостский череп несомненно выказывает сходство с неандертальским.

260

зубов мамонта; здесь же был найден идол из мамонтовой кости, представлявший собой, очевидно, мужскую фигуру, от которой сохранились только голова, туловище и левая рука. Скелет этот и некоторые предметы, найденные в погребении, частично были окрашены в красный цвет. Фигурка из мамонтовой кости относится к эбюрнейской эпохе Пьетта и указывает скорее на то, что погребение относится к ориньяксокой эпохе, а не к солютрейской.

261

Кремневая индустрия солютрейской эпохи.


"Солютнейская ретушь" представляет собой одно из наиболее замечательных достижений в технике обработки кремня; она совершенно отличается от "ориньякской ретуши", являющейся наследием мустьерской эпохи. Кремень обрабатывался в рассматриваемую эпоху посредством отжима [1] по все поверхности тонкого отщепа, которому человек мог придавать тонкий, острый край и вполне симметричные очертания.

264

Солютрейская техника, достигнув совершенства в выделке лавролистных наконечников копий, столь характерных для наивысшего развития солютрейской индустрии, окрепла и распространилась в Польше, Венгрии и Баварии, затем во Франции, где эта культура шла с юга на восток и к западу от центрального плато.

.....

Типичной стоянкой солютрейской культуры является большой открытый лагерь в Солютре близ Соны, защищенный с севера крутым кряжем, который спускается на юг прекрасным солнечным склоном, где и расположена стоянка. Следы этого лагеря, самого обширного из всех, открытых в западной Европе, занимают площадь в 27 кв. метр. и расположены невдалеке от хорошего источника воды.

265

Во всех солютрейских стоянках, на ряду с костными орудиями, мы находим две различных группы кремниевых орудий. Первая целиком относится к "эпохе северного оленя" и состоит из простых и двойных скребел, сверл, резцов, отщепов, покрытых ретушью и без ретуши, небольших размеров.

Вторая группа состоит из орудий в форме листа, столь характерных для солютрейской культуры, вырождающихся и совершенно исчезающих в конце этой эпохи; они представлены в виде наконечников стрел и копий, при чем многие образцы имеют отделку, достигающую высшей степени совершенства, и обладают красивой солютрейской ретушью, покрывающей обе стороны отщепа, который приобретает совершено симметричные очертания. Обычно различают узкие формы, напоминающие лист ивы, и лавролистные, широкие формы.

266

Отличительным орудием средне-солютрейской эпохи является крупный лавролистный наконечник, оббитый с обеих сторон и достигающий поразительного совершенства в технике обработки и в симметричности очертаний.

Костяная индустрия представлена здесь большим количеством шильев и гладил, а также многочисленными магическими жезлами.

Главным приобретением поздне-солютрейской эпохи является наконечники дротика с выемкой. Эти выемки являются первым указанием на то, что человек понял важность зубца для удержания оружия в теле. Здесь имеется, следовательно, черенок для прикрепления наконечника к дротику.

269

Декоративное искусство в эту эпоху, несомненно, делает некоторые успехи по сравнению с ориньякскими образцами, так как геометрические фигуры изображаются теперь совершенно точно, и выполнение их говорит о заметном улучшении в технике резьбы.

В Пржедмосте, вблизи описанного выше человеческого погребения, была найдена статуэтка мамонта из мамонтовой кости, указывающая на успешное развитие в солюстрейскую эпоху скульптурных изображений животных. Статуэтка была обнаружена на глубине 2-3 метр в отложениях лесса, в слое, несомненно солютрейской эпохи.

(продолжение следует)

Содержание

Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Срочно - 39

    (предыдущая страница) (черновик) 11:21, 16 октября 2021 В России зафиксирован новый рекорд смертей пациентов с COVID-19 В России впервые с…

  • РФ, Китай, Израиль

    (черновик) Последнее, что Путин и Шойгу смогут сделать для России - это открыть границу для китайских войск? Путин заявил, что считает Си…

  • Путин превратил Россию в заповедник этнической орг.преступности? - 2

    Услышал по радио: "Алексей Бодяжкин для Радио России... в год пропадает 120 тысяч... из них 10 попадает в рабство.... рынок рабов оценивается в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments