fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Categories:

Кроманьонец - 1921

(продолжение)

271
ГЛАВА ПЯТАЯ

Мадленская эпоха. - Климат и млекопитающие Европы. Кроманьонцы; их кремневая и костяная индустрия и географическое распространение. - Развитие искусства кроманьонцев - резьбы, живописи и скульптуры. - Произведения искусства в пещерах. - Наивысшее развитие искусства мадленской эпохи и индустрии кроманьонцев. - Упадок расы. - Плеолитическая история северо-западной Африки и южной Испании.

Индустрия и искусство мадленской эпохи являются наиболее известными и увлекательными по сравнению с другими культурами древнего каменного века. Эта эпоха представляет собой период наивысшего развития палеолитической культуры и кроманьонской расы, которая, прежде чем внезапно придти в упадок и исчезнуть из западной Европы, являлась здесь преобладающим типом. Людей этой эпохи обычно называют мадленцами по имени типичной стоянки Ля Мадлен, подобно тому как греки на высшей ступени своего развития были известны под именем афинян от названия города Афины.

Начало мадленской культуры мы должны отнести по меньшей мере за 16.000 лет до нашей эры, а так как древность ориньякской культуры мы определили в 25.000 лет, то для развития в западной Европе оринякской и солютрейсокй индустрий мы должны принять 9.000 лет.

Хотя мадленская культура и хорошо известна, однако ее происхождение затемнено тем, что она не обнаруживает почти никакой связи с предшествующей солютрейской индустрией, которая, как было уже отмечено, привнесена извне на территорию западной Европы и не является существенным звеном в ее культурном развитии.

Если в доистории имеются достоверные факты, замечает Брейль, то к таковым несомненно относится полная невозможность развития мадленской культуры из солютрейской; мадленцы были новыми пришельцами в западной Франции, столь же неопытными в обработке кремниевых орудий, насколько были искусны в этом деле их предшественники.

272

Для людей этой эпохи кремниевые орудия являлись, по-видимому, предметами второстепенной важности; хотя орудия и встречались в большом количестве, однако, ни одно из них ни отделывалось с совершенством солютрейской техники. Наконечники лавролистные и с выемкой совершенно исчезли в эту эпоху, а для выделки орудий из кости и рога стали употреблять весьма разнообразные небольшие резцы.

Брейль, всегда склонный предполагать скорее привнесение культуры извне, чем развитие на месте, разделяет теорию восточного происхождения мадленской индустрии, так как находки этой культуры известны и в Австрии и в Польше.

Однако, этой теории восточного происхождения мадленской культуры весьма значительно противоречит, во-первых, близкое сходство между ориньяксими и мадленскими искусством, которое доказывал сам Брейль; во-вторых, - физическое, умственное и, главным образом, художественное единство кроманьонской расы в ориньякскую и мадленскую эпохи.

273

Недавнее открытие в Оберкасселе на Рейне двух кроманьонских скелетов вместе с костяными орудиями мадленского типа, украшенными резьбой, связывает искусство именно с этой расой, а не с какой-либо иной, так как художественно чутье и способности, как указано выше, не могут переходить от одной рамы к другой, подобно тому как случается это с техническими приемами художников. Сам Брейль с несомненностью установил, что все развитие в Европе искусства верхнего палеолита обязано творчеству одной расы, а раз это так, то этой расой могли быть только кроманьонцы.

Мы должны, поэтому, вернуться к объяснению, предложенному в предыдущей главе, которое сводилось к тому, что солютрейская техника обязана или приходу иной расы, или заимствованию от художников какой-либо восточной расы, может быть брюннсокй (Брюнн, Брюкс, Пржедмост). Весьма трудно объяснить, каким образом было утеряно искусство выделывать превосходные наконечники копий, дротиков и стрел солютрейской эпохи; - казалось, они являлись наиболее совершенными орудиями войны и охоты, когда-либо выделывавшимися палеолитическими племенами.

Наиболее отличительным признаком мадленской индустрии является быстрое развитие костных орудий, возмещающее упадок в обработке кремня.

274

Появление костяного гарпуна, который служил орудием рыбной ловли, указывает на новый источник продовольствия и вслед за этим, очевидно, последовал упадок охотничьих промыслов. Позднее к дротику, копью и гарпуну прибавились копьеметатель, постепенно распространившийся по всей западной Европе. Эволюция этих костяных орудий и украшений, которыми они богато покрывались, позволяет авторитетным археологам устанавливать соответственные подразделения мадленской эпохи.

В продолжение мадленской эпохи различные отрасли искусства достигли наивысшего совершенства, являясь блестящим развитием попыток, начатых в ранне-ориньякскую эпоху.


275

В эту эпоху не прилагалось попыток к тому, чтобы достичь в очертаниях орудий полной симметрии. Таким образом, техника мадленской кремневой индустрии стояла ниже, чем в солютрейскую эпоху, но вместе с тем в некоторых отраслях искусства стали обнаруживаться новые технические приемы: оружие и утварь вырезывались из мамонтовой кости, рога и кости северного оленя; получила огромное развитие скульптура и резьба на обычной и мамонтовой кости. Люди этой эпохи стали пользоваться стенами мрачных, таинственных пещер для своих рисунков и живописи. Эти рисунки указывают на высокую способность оценки совершенных форм животных, которые изображались в чрезвычайно жизненных позах.

Вероятно, у мадленцев имелась племенная организация, и можно предполагать, что некоторые загадочные орудия из рога северного оленя, часто украшенные прекрасной резьбой и известные под именем "магических жезлов", были знаками наследственной власти вождей.

292

Неопределенность взглядов на расовую принадлежность людей мадленской эпохи была совершенно рассеяна открытием в феврали 1914 года двух скелетов в Оберкасселе близ Бонна; это был первый случай находки в Германии полных человеческих скелетов четвертичной эпохи.

.....

Вместе со скелетами были найдены кости животных и несколько образцов прекрасной резьбы на кости, но кремневые орудия здесь отсутствовали.

293

Один из скелетов принадлежит женщине около 20 лет, и, как бывает обычно на молодых женских скелетах, расовые признаки выражены здесь не в такой степени, как на мужском скелете, который принадлежит человеку в возрасте 40-50 лет; головной указатель женского черепа равен 70, надбровные дуги на нем хорошо развиты, а глазницы имею ясно выраженные прямоугольные очертания, кости конечностей дают возможность определить рост, достигавший 155 сант.

В противоположность женскому черепу с более тонкими чертами, крайне широкое и низкое лицо мужчины совершенно не соответствует умеренно широкому лбу и хорошо закругленной черепной крышке; ширина лица равна 15,3 сант. и превосходит наибольшую ширину черепа, которая равняется только 14,4 сант. Ширина лица обязана не только развитой в ширину верхней челюсти, но также и необыкновенной величине и ширине скуловых костей. Череп удлиненный, и половинный указатель равен 74; черепная емкость составляет около 1500 куб. сант.; глазницы прямоугольны и над ними непрерывно тянутся надбровные дуги, слабо выступающие в их средней части; носовое отверстие относительно мало; нижняя челюсть имеет резко выраженный подбородок; коронки зубов настолько стерты, что эмаль почти исчезла. Места прикреплений мышц указывают на большую телесную силу их обладателя, хотя рост человека и не превосходил 160 сант. Необыкновенная ширина лица на обоих черепах из Оберкасселя является характерным признаком кроманьонской расы; на том и другом черепе лоб прямой, корень носа вдавлен, носовое отверстие узкое, глазницы прямоугольны. Однако, как отмечает Боннет, наибольшая ширина

294

этих черепов приходится не на теменных костях, как у типичных кроманьонцев, а несколько ниже, непосредственно над слуховым отверстием; в это отношении черепа из Оберкасселя сходны с черепом из Шанселяд.

Эта чрезвычайно важная находка двух несомненных потомков кроманьонской расы, вместе с костяными орудиями нижне-мадленской эпохи, окончательно подтверждает принадлежность кроманьонцев к расе, высоко ценившей искусство. Скелеты из Оберкасселя подтвердили указание на низкорослость

этих племен, основанное на изучении погребений во Франции; может быть, под влиянием суровых климатических условий мадленской эпохи они утеряли мощную физическую организацию кроманьонцев, живших в ориньякскую эпоху вдоль Ривьеры. Череп удержал все отличительные особенности кроманьонской расы, но также претерпел изменение в отношении его наибольшей ширины.

В уменьшении роста женщины до 155 сант., роста мужчины до 160 сант. и вместимости черепа до 1,500 куб. сант. мы можем видеть результат воздействия чрезвычайно суровых климатических условий на расу, которая удержала свойственные ей физические и умственные качества только на юге, где господствовали более благоприятные климатические условия.

391 ?

Тонкие костяные иголки, заостренные на каменном точиле, указывают на большую тщательность в изготовлении одежды.

306
Рисунки и резьба ранне-мадленской эпохи.

Мы проследили искусство резьбы с момента его первого появления в поздне-ориньякускую эпоху с до-солютрейской эпохи; однако, солютрейская резьба представлена слабо. В ранне-мадленскую эпоху ее дальнейшее развитие проявляется в резных изображениях, выполненных более заостренными и искусными кремневыми инструментами, при помощи которых можно было рисовать чрезвычайно тонкие линии; это были, несомненно, ранне-мадленские микролиты. Изображения животных, имеющие следы волос, часто набрасывались столько тонкими линиями, что она напоминают гравюры; нередко фигуры отличаются весьма небольшими размерами и внимательной передачей таких подробностей, как глаза уши, волосы на голове и на гриве и копыта; пропорции животных также становятся более верными, и таким образом эти резные изображения кажутся близкими к действительности. Резное изображение мамонта из Комабарелль Брейль относит к ранне-мадленской эпохе. Резьба, принадлежащая к этой эпохе, найдена также в гротах Альтамиры в Испании и в Фон-де-Гом, в деп. Дордони; сюда же относится группа ланей из Альтамиры, у которох особыми линиями изображены волосы, покрывающие морду. Предметами изображений являются, главным образом, благородный олень, северный олень, мамонт, лошадь, серна и зубр. К этой же эпохе относятся рисунки полосами из Кастильо и Альтамиры, изображающие волосы и отчасти тени.

Резные изображения в гроте Ля Мут, открытые Ривьером в 1895 году, послужили толчком привлечь внимание к

307

давно забытой стенописи, обнаруженной Саутуола в Альтамирской пещере еще в 1880 году. Рисунки Ля Мут представлены в различных группах; они начинаются на расстоянии около 80 метров от входа и могут быть прослежены на протяжении 30 метров; рисунки, несомненно, относятся к весьма ранней стадии,- вероятно, к ранне-мадленской эпохе; главный интерес представляет в них то, что большая часть изображений передана простыми резными линиями, при чем в различных местах очертания усилены линиями красной и черной краски. Это прием является началом того способа, который проходит через всю стенопись и состоит в том, что художник, прежде чем применить краску, острым кремневым инструментом тщательно вырисовывал контуры. Этот способ, сначала ограниченный простым наброском, ведет в дальнейшем к изображению резными линиями многих подробностей, напр., глаз, ушей, волос; так Брейль отметил, что в конечной стадии своего развития тщательно выполненная резьба лежит под живописью.

Пещера Комбаррелль, открытая в 1901 году в деп. Дордони, близ Лез Эйзи, содержит наиболее замечательные образцы ранне-мадленского искусства; там имеется свыше четырехсот рисунков и резных изображений почти всех животных

308

ранне-мадленской эпохи; среди них известны лошадь, носорог, мамонт, северный олень, зубр, благородный олень, альпийский козел, лев и волк; здесь имеется также около пяти или шести изображений людей того времени в масках и без них; стиль изображения новее, чем на более старых рисунках из Фон-де-Гом, но все же он является значительно более древним, чем стиль периода многоцветной живописи. Галлерея имеет в длину 216 метр. и около 2 метр. в ширину; рисунки начинаются на расстоянии 105 метр. от входа и с неправильными промежутками разбросаны до самого конца пещеры.

313
Рисунки в различных пещерах ранне- и средне-мадленской эпохи

Наиболее обширной из открытых доныне во Франции пещер является пещера Нио (1906 г.). От небольшого отверстия на склоне известковой горы, на 90 метр. Выше уровня реки Ви-де Со, почти в горизонтальном направлении она уходит в глубину горы на 1260 метр. Пройдя через длинную галерею над берегами подземного озера, преграждающего проход, на расстоянии 800 метр. от входа в пещеру мы попадаем в большой зал; нависающие скалы были прекрасно отполированы здесь песками и гравием, принесенным подледниковыми потоками. На этих широких, слегка вогнутых поверхностях стен, имеющих цвет светло-желтой охры; нанесено огромное количество рисунков зубра и лошади; все они столько блестящи и свежи, как будто вчера только сделаны; рисунки, нанесенные на гладком камне смесью черной и окиси марганца и жира, напоминают грубые литографические изображения.

Здесь впервые раскрываются способы охоты ни зубра, практиковавшиеся в ранне-мадленскую эпоху; на боках животных ясно заметны одна или несколько стрел и наконечников копий с сохранившимся древком; наиболее достоверным свидетельством употребления стрел является заметная оперенность на конце деревянных древков, грубо изображенная на трех рисунках.

314

Полной противоположностью пещере Нио является пещера Ле Портель, к западу от Тараскона, с ее узким отверстием и очень круто спускающимся тесным проходом, едва достаточным, чтобы пройти человеку.

316

Прекрасно вырезанные мелкие фигуры животных, открытые в 1903 году в гроте Мерии, принадлежать к совершенно иному типу. Изображения, достигающие длины 46-51 сант., тонко вырезаны на известковых сталагмитах; по стилю все они относятся к средне-мадленской эпохе и изображают благородного оленя, северного оленя, зубра, пещерного медведя, льва, первобытного быка и два совершенно различных типа лошадей.


Рисунки и живопись конца средне-мадленской эпохи


Четвертая и заключительная стадия в развитии живописи получает расцвет в конце средне-мадленской эпохи и развертывается в целый период многоцветных рисунков. Очертания животных прежде всего высекались и вырезались при помощи кремниевых инструментов; поверхность известняка предварительно подготовлялась путем высекания и выскабливания по краям изображения, чтобы усилить его рельеф; затем проводился весьма сильный контур черной краской, а за ним могла следовать дальнейшая контурная линия красной краской (употребление красок черной и красной очень древнее); к этому примешивались охристая коричневая краска, очень близкая к тому цвету, в какой окрашивалась покрытая волосами часть зубра. Таким образом, постепенно развивалось искусство настоящей многоцветной живописи. Заключительная стадия в развитии этого искусства последовала тогда, когда для выполнения различных оттенков потребовались краски черная, коричневая, красная и желтая. Подстилающая и предварительная резьба начинает здесь исчезать, удерживаясь лишь для изображения некоторых подробностей волос, глаз, рогов и копыт.

Ранние стадии этого искусства можно наблюдать в пещере Марсулас, а наибольшей высоты оно достигает в стенописи в Фон-де-Гом и в изображениях на потолке Альтамирской пещеры, где рисунками находятся еще в полной и блестящей сохранности.

Для приготовления красок охра и окись марганца растирались в тонкий порошок в каменной ступке; не обработанные краски хранились в украшенных футлярах, сделанных из костей нижних конечностей северного оленя; такие трубки, содержащие еще охру, были найдены в очагах мадленской эпохи; смешивание тонко растертого порошка с животными маслами

317

и жирами производилось, вероятно, на плоской стороне лопатки северного оленя или на какой-нибудь другой палитре. Краски отличались значительной прочностью, и в темноте Альтамирского грота они так хорошо сохранились, что до сих пор еще кажутся блестящими, как будто вчера только были выложены.

Произведения искусства в гроте Марсулас, в области Пиренеев, относятся к раннему и к позднему периодам;

Большая пещера Фон-де-Гом на р. Бене, недалеко от Лез Эйзи, содержит наиболее полную летопись верхне-палеотлитического искусства, особенно начиная с конца ориньякской эпохи и до конца мадленской.

318

По всей пещере удобные поверхности стен покрыты резьбой, и в "Галерее стенописи", над узким проходом, получившим название "Рубикон", мы видим лучшие образцы верхне-палеолитического искусства.

320

Многоцветные рисунки потолка в Альтамирской пещере, в северной Испании, занимают в грубом искусстве палеолтической эпохи большее место, чем роспись потолка Сикстинской капеллы в современном искусстве; по техническим приемами они более условны, чем рисунки в Фон-де-Гом; однако, несомненно, эти изображения являются работой той же школы и доказывают, что техника живописи распространилась по всей юго-западной Европе, подобно технике резьбы, скульптуры и технике изготовления кремневых и костяных орудий. Не может быть более сильного доказательства единства расы, общности жизненных интересов и постоянства обмена идей среди этого бродячего народа, чем то близкое сходство, которое наблюдается в произведениях искусства в Альтамире, в Испании и в за 464 килом. отсюда, в Фон-де-Гом, в области Дордони.


322
Скульптура


Круглые скульптурные изображения животных, представленные несколькими статуэтками,- из погребения в Брюнне, в Моравии, и статуэткой мамонта из кости этого животного в Пржедмосте, - продолжаются и в ранне-мадленскую эпоху, составляя, несомненно, одну из наиболее отличительных черт искусства этого периода, так как в поздне-мадленскую эпоху они получают совершенно иное направление и приближаются к декоративной скульптуре.

323

Рис.101 Изображения зубров, самца и самки, вылепленные из глины в пещере Тюк д`Одубер. Длина каждой из этих фигур достигает почти 0,6 метр.

324

От начала и до середины мадленской эпохи скульптурные изображения животных из обыкновенной кости, рога и мамонтовой кости являлось предметами декоративного искусства, в выраженного в смелой и высоко-натуралистической форме. Приспособление фигур животных к поверхности, на которую они наносились, и к материалу, шедшему в дело, нигде не появлялось столь замечательно, как в магических жезлах, копьметателях и кинжалах.

337

Упадок мадленской культуры


338

Таким образом, упадок кроманьонцев, как мощной расы, отчасти мог быть обязан причинам, лежащим в окружающей среде, и оставлению ими здорового образа жизни бродячих народов; могла также быть, что они достигли конца длительного периода их духовного развития, которое мы проследили с начала ориньяксокй эпохи. В качестве примера мы знаем, что в истории многих культурных народов за периодом высокого художественного и промышленного развития мог следовать период застоя и упадка без всяких видимых причин в окружающей их среде.


Потомки кроманьонцев в современной Европе


Это крупное изменение в культуре, охватившее всю западную Европу, мы могли бы приписать исчезновению кроманьонской расы, если бы не было указаний на то, что эта раса существовала и в азильско-тарденуазскую эпоху в конце верхнего палеолита. В конце палеолита кроманьонцы разошлись по западной Европе и образовали многочисленные поселения, которые можно проследить вплоть до неолитического века и даже до более близкого к нам времени. Антропологические доказательства этой теории выживания кроманьонцев основываются, главным образом, на изучение чрезвычайно характерной для них формы головы.

Очень широкое лицо и длинный, узкий череп представляют в Европе столько редкое сочетание признаков, что таковое, по утверждению антропологов, дает возможность установить тождество потомков доисторических кроманьонцев там, где они сохранились до настоящего времени. Так как область Дордони была географическим центром распространения этой расы в верхне-палеолитическую эпоху, то естественно возникает вопрос, не является ли и теперь эта область центром обитания сходного типа? Риплей дал нам ценную сводку того, что известно по данному вопросу. Наиболее отличительным признаком длинноголового населения области Дордони является то, что в значительном числе случаев лицо достигает такой же ширины, как у обычного альпийского круглоголового типа; другими словами,

339

население принадлежит к резко дисгармоническому типу [1]; если смотреть сбоку, то на затылке голова их вытянута, а при взгляде спереди, он суживается сверху. Череп обладает очень низки сводом; надбровные дуги выступают; нос хорошо выражен; скуловые кости выдаются, и мощная мускулатура щек придает выражению лица особенно грубый вид. Однако, внешность не является отталкивающей, и очень часто лицо имеет открытый, приветливый вид. Рост населения средний, но весьма подвержен воздействиям окружающей среды: от увеличивается в плодородных местностях и понижается в менее благоприятных районах. Население не выказывает признаков вырождения и обладает острым и живым умом. Современные обитатели области Дордони сходны с тем типом людей, который известен антропологам под именем древней кроманьонской расы. Свидетельства географического распространения, указывающие на то, что в области Дордони мы действительно имеем перед собой потомков кроманьонской расы, как будто подтверждаются сравнением отличительных признаков доисторических черепов, найденных в Кро-Маньон, Нижнем Ложери и в других местах деп. Дордони, с формой головы современных типов населения. Головной указатель доисторических черепов колеблется от 70 до 73, что соответствует на живых указателях от 72 до 75. Однако, среди современного населения этой области не встречается столь длинноголовых типов, и в округах с самым низким головным указателем последний в среднем равен 76, хотя в населении встречаются отдельные лица, имеющие значительно меньшие указатели.

Вероятность прямого происхождения современного населения Дордони от кроманьонцев увеличивается еще более, если обратить внимание на дисгармоничный, чрезвычайно удлиненный, низкий череп этой расы. Доисторические кроманьонцы имели сильно развитые надбровные дуги, низкие глазницы и выступающий подбородок. Тип лица современного населения Дордони Катрфаж описывает следующим образом: "глаза их сдавлены сводом глазниц; нос скорее прямой, чем изогнутый; губы довольно толстые, нижняя челюсть и скуловые кости сильно развиты, цвет кожи смуглый, волосы очень темные и низко растут на лбу; в общем они не отличаются особой привлекательностью, но в тоже время не производят и отталкивающее впечатление".

В южной Франции мы наблюдаем эту связь не только в форме головы, но и в преобладании темных волос и глаз. Почему кроманьонский тип выжил в этой местности и не сохранился в других? Чтобы рассмотреть особые причины этой устойчивости палеолитической расы, мы должны, вместе с

[1] Т.е. широкому лицу соответствует удлиненная голова, что являлось характерным признаком кроманьонцев. Ред.

340

Риплеем, расширить наш кругозор и обратить внимание на весь юго-запад Европы, от Средиземного моря до Англии.

Выживание кроманьонцев отчасти обязано благоприятным условиям географической среды, отчасти - геологическим и расовым барьерам. На севере было исключено вторжение германской расы, и конкуренция происходила только между кроманьонцами и альпийскими типами.

Если население области Дордони действительно является потомками кроманьонцев верхнего палеолита, то оно, несомненно, представляет наиболее древнюю из существующих рас в западной Европе. В связи с этим не приобретает ли особое значение тот факт, что наиболее примитивный язык в Европе, язык басков, обитающих в северных Пиренеях, распространен неподалеку от области Дордони, всего лишь в 320 килом. к юго-западу? Нельзя ли предположить, что существует связь между первоначальным языком кроманьонцев, обитающих некогда в области Кантабрийских гор и Пиренеев, и современным агглютинирующим языком басков, совершенно отличным от всех европейских языков? Это предположение, высказанное Риплеем, вполне заслуживает внимания, так как нет ничего невероятного в том, что предки басков могли покорить кроманьонцев, а затем перенять их язык [1].

Поэтому можно думать, что доисторические кроманьонцы остались на местах своих древних поселений или вблизи их и выжили здесь, несмотря на все изменения во времени и превратности истории. "Может быть, это наиболее поразительный случай, говорит Рилей, устойчивости населения, которой сохранилось неизменным на протяжении тысячелетий".

Географическое распространение этой расы некогда было гораздо обширнее, чем теперь. Известный череп из Энгиса в Бельгии принадлежит к кроманьонскому типу, который можно проследить от Эльзаса на востоке и до Атлантического океана на западе. Ранке полагал, что представители этого типа обитают в настоящее время на холмах Тюрингии, и что в прошлом они составляли здесь преобладающую часть населения. Верно (это имя) указывает на то, что этот тип преобладал среди вымерших гуанчей Канарских островов. Коллиньон нашел черты кроманьонской расы среди населения северной Африки, и он рассматривает таковую как разновидность средиземной расы; мнение это согласуется, по крайней мере, с археологическими данными, указывающими на то, что эта раса пришла в Европу с ориньякской культурой, которая была распространена вокруг Средиземного моря. Следы формы головы, свойственной кроманьонцам, найдены среди современных берберов.

[1] Академик Н.Я.Марр доказал, что язык басков принадлежит к большой семье яфетических языков, которая относится в Европе к до-индоевропейскому слою и сохранилась ныне в значительных остатках на Кавказе. Ред.


341

Однако, в настоящее время эта раса, надо полагать, сохранилась лишь в немногих изолированных местностях, а именно - в области Дордони, на небольшом пространстве в Ландах, близ Гаронны в южной Франции и в Ланнионе в Бретани, где почти треть населения принадлежит к кроманьонскому типу. Говорят, что кроманьонцы выжили на острове Олерон, лежащем близ западного берега Франции; кроме того, имеются указания на то, что свойственные им признаки встречаются среди населения островов, расположенных к северу от Голландии. Население Тризиля на Скандинавском полуострове, которое характеризуется присутствием дисгармонических признаков[1], является, может быть, отпрыском кроманьонского типа.

Судьба кроманьонцев представляет для нас большой интерес, и мы должны остановиться на предположение о родстве их с гуанчами; эта мысль, как известно, разделяется многими антропологами: Бэром, Люшаном, Мелисом и особенно Верно. Гуанчи принадлежали к расе, которая занимала прежде все Канарские острова и сохранила примитивные признаки даже после покорения их испанцами в пятнадцатом столетии. Прежде всего становимся на тех признаках, которыми они отличаются от современных предполагаемых потомков кроманьонцев. Поэт Виана описывает кожу гуанчей светлой, и Верно полагает, что волосы их были светлые и светло-каштановые, а глаза голубые; однако, представления о цветности основаны отчасти лишь на догадках. Зато признаки сходства гуанчей с древними кроманьонцами многочисленны. Наименьший рост их достигал 167,5 сант., а наибольший 197,5 сант. По сравнению с мужчинами, рост женщин был ниже. Наиболее характерными признаками головы были красивый лоб, чрезвычайно удлиненный череп, который имел, если смотреть на него сверху, пятиугольную форму, что обязано выступанию теменных бугров; последняя особенность составляла отличительный признак кроманьонцев. Среди знаков власти начальников гуанчей была кость руки предка; череп также заботливо сохранялся. На войне наступательное оружие гуанчей состояло из трех камней, палицы и нескольких ножей из обсидиана; защитным оружием являлось простое копье. Гуанчи с большой ловкостью употребляли деревянные мечи. Жилищем для всего населения служили обширные, хорошо защищенные пещеры, отверстия которых, как медовые соты, выступали по склонам гор; все стены этих пещер были украшены; потолки были покрыты слоем красной охры, а стены украшались различными геометрическим рисунками, которые наносились красной краской, черной, серой и белой. Лампами служили выдолбленные камни. Вместе с Верно мы

[1] Т.е. широкого лица и удлиненной головы. Ред.

342

можем прийти к заключению, что имеются свидетельства, хотя и не вполне убедительного свойства, но все же указывающие на то, что гуанчи были родственны кроманьонцам.

Содержание

Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments