fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Categories:

Объем мозга человечества уменьшается?

(продолжение)

Дро: - Да где они гибнут?

Дво: - Растворяются.

Дро: - Но они не гибнут. То есть, гибнет быть может самосознание народов в каких-то случаях. И то, честно говоря, вот с царских времен до нынешних у нас в стране, насколько я знаю ни один народ не исчез. Ну, какой вот Вы знаете исчезнувший народ у нас?

Дво: - По конкретным названиям северные какие-то племена в Якутии...

Дро: - Ну, какие-то может быть маленькие племенные группы. Ну вот, там, якутов, эвенков и всех прочих стало больше на самом деле, если в штуках считать, в человеках, да. В процентном отношении может быть их стало меньше. Потому что других стало намного больше. Но в абсолютном исчислении даже могикан, на самом деле, в США сейчас больше, чем было при заселении Америки. Я статистику смотрел. Последний из могикан, да? Могикан там сейчас хватает.

Дво: - Потому что просто они сами себя приписывают? Знаете как на переписи и эльфы, там, и кто угодно.

Дро: - А понятие народ - это самосознание. Оно к генетике отношения не имеет. Это уже другая история. То есть, если я считаю себя могиканином искренне и другие могикане не против, значит я - могиканин. Ну, я не считаю лично, но...

Кон: - Но антрополог придет и скажет - ммм... извини...

Дро: - Но народы, они не то что прямо исчезают... То есть, очень мало у нас примеров в истории, ну, недавней по крайней мере, такого, чтоб прямо физически был какой-то народ уничтожен. Такие есть, это, кстати, все в основном на совести англичан: тасманийцы, андаманцы... Ну, пара групп осталась, но большая часть исчезла. Индейцы, северные и южные, всякие центральные. Но таких вообще немного - это какие-то маленькие группки, и как правило на островах. А если это какой-то мало-мальски крупный материковый народ, ну, так он и живет. Он может, да, раствориться, ассимилироваться и переназываться... Ну, раньше назывались там так, стали по другому, да. Это в принципе с любым народом происходит всегда. То есть и русских когда-то не было. Ну, предки-то были, но назывались они какими-то, там, древлянами, там, не знаю, полянами и так далее, да, а стали вот русскими, белорусами, украинцами. Но, чтобы народ прямо вот физически исчез - это очень мало такого бывает.

Кон: - То есть мы должны всегда очень четко различать расу, расоведение и то, что было в XVII, XVIII, XIX веках, когда эпоха роста политического самосознания нации. Это... То есть нации...

Дро: - Ну, это совсем другая история. Есть расы - это чистая генетика, строго говоря, это биология. Есть национальности - это самосознание. Причем такого достаточно высокого уровня уже...

Кон: - Мировоззренческое...

Дро: - Уже, то есть, если это племя - оно строго говоря и не национальность вообще-то. Есть этнос - это такое более широкое понятие, которое племена всякие включает. Ну, хотя есть сто определений этого этноса... Есть язык, который вообще само по себе, ну, а уж там религия, политическая принадлежность это вообще из другой серии уже.

Дво: - Вот, кстати, есть еще... я всего не читала, но некоторые из этих теорий мне... даже мне, там, на моем уровне показались не жизнеспособными... Но одна я бы не сказала, что на мой взгляд она жизнеспособна... По поводу языка. Есть мнение, что антропологический тип связан с языком напрямую...

Дро: - Нет. Вообще ни разу не связан.

Дво: - Особенно это мнение распространено, да, среди людей, которые выросли в относительно однородной лингвистической среде.

Дро: - Да. Ну... Вот у таких естественно есть впечатление, что раз мы вот все вокруг такого-то облика и говорим на этом языке - значит есть связь. И более того, если мы статистику почитаем эта корреляция правда нарисуется, потому люди обычно живут маленькими группками, которые да, вот они все родня и говорят на этом языке. Ну да и связь будет 100%. Еще бы. Но, как только...

Дво: - Там просто еще связывают с религией опять же, но это вообще мне странным показалось.

Дро: - Ну это что угодно, в отношении, не знаю, красных футболок туда приплести. Или оранжевых еще лучше. Но как только мы начинаем смотреть это в динамике, когда у нас хоть какая-то история включается, да, и мало-мальски побольше территория, тут же связь теряется. То есть, у нас есть допустим россияне, дорогие, неизбежно, да? Вот. На территории россиян есть энное количество, там, 150 народов. Из них многие говорят, строго говоря, и как бы не на своем условно языке... Есть, допустим татары, которые не говорят на татарском, а говорят, там...

Дво: - Вот простой пример. На тюркских языках говорят якуты, чуваши, азербайджанцы...

Дро: - Нет, ну это уже Вы про семьи говорите, я говорю тоже про конкретные языки.

Дво: - А! Про конкретные...

Дро: - То есть, ну, допустим, масса украинцев, белорусов, татар, чуваш, там, и так далее говорят на русском, да? Есть группы русских в Якутии, которые говорят на якутском прекрасно и, там, на русском говорят хуже, чем на якутском. Но при этом они русские. И таких примеров, как бы миллионы. А антропологически это совсем другая история. Есть, например, есть группы на Русском Севере... ну, не на Русском даже, а, там, в Сибири, в Восточной Сибири, там, на Яне, Индигирке, Колыме, затундренные какие-то, там, крестьяне, еще там при царях затундренные туда, они уже давным-давно перемешались с местными эвенами, эвенками, юкагерами, там, и так далее и антропологически они, строго говоря, уже монголоиды. Но при этом они русские. И они говорят на русском, они православные, у них там все такое...

Дво: - Ну это вопрос самосознания.

Дро: - А вообще это как бы россияне. Нация - россияне, народ - русские, антропологически они скорее уже монголоиды, ну, метисные такие промежуточные, язык у них русский, но с такой очень хороший акцент, там, и с кучей заимствований из местных языков самых разных э... религия - православие.

Кон: - И взять например туже самую моноэтническую Польшу, где элита всегда причисляла себя к сарматам. То есть это политическая концепция, хотя они вот европеоиды, белые...

Дро: - Так это, кстати, крайне показательно, что если Вы посмотрите на этнические карты, то в Польше живут только поляки. Вот. В Белоруссии живут только белорусы. Вот если Вы посмотрите, вот это же бред очевидным образом. Ну, не может быть такого, чтобы в Польше не было никого кроме поляков, а на всех картах там обозначена только поляки, я лично смотрел, ну, наверное есть какие-то более качественные карты, но на большинстве это так. Но это же ерунда, потому что понятно, что люди переезжают с места на место и поляки живут не только в Польше. И в самой Польше там масса кто живет.

Кон: - То есть вот эхо вот этого политического самосознания становления нации оно накладывает определенные, так скажем, м... расистские отпечатки на антропологию.

Дро: - Тут есть момент... Ну, это не расистские, это уже...

Ко: - А как? Политические?

Дро: - ... националистические.

Дво: - Националистические?

Кон: - Националистические?

Дро: - Это из другой серии. Научно это все в кучу мешается ясное дело. Тут тонкость в том, что настоящие расоведы, антропологи, биологи, они на все это плевали с высокой колокольни, они на это внимания не обращают. То есть, они изучают конкретную группу. Вот мы приедем в деревню Гадюкино и мы изучаем гадюкинцев. И нам вообще, честно говоря, без разницы на каком языке они говорят, кто они такие, да? Мы изучаем биологию. А дальше... ну, мы можем привлекать данные по истории, языку и так далее что б понять откуда они там появились в этом Гадюкино, да, может быть они, там, пришли откуда-то. И по языку иногда это сделать проще. Но в принципе к биологии это отношения никакого абсолютно не имеет. Но, как только этим начинают заниматься не антропологи, а это начинается в пересказах... Мы же их как-то должны назвать? И мы гадюкинцев, ну называть популяция деревни Гадюкино, это как-то никому не понятно. И не очевидно, да? Мы их называем русские, например, и тут же у всех возникает мнение, что у русских вот такой-то облик уже. Представляете гадюкинцев? Они же русские? Значит у русских такие носы, такие уши, там, так далее и так далее.

Дво: - А вот тогда технический вопрос. Мне просто стало интересно. Мы говорили уже об этих достаточно... достаточно топорном таком разделении, там, на три основные или пять, кто попродвинутее, рас. Я смотрела Ваши лекции некоторые. Вы рассказываете о происхождении и особенностях огромного количества рас. Просто мне как обывателю вот некоторые из них э... до того как я стала вникать казались совершенно одинаковыми. Вот Вы разделяете, например, австролоидов, американоидов, европеоидов.

Дро: - Естественно.

Дво: - Мне казалось что... просто я знаю австралийцев, я знаю, опять же к расе это может не иметь отношения, как мы сейчас понимаем, европейцев, американцев... Мне они все кажутся очень похожими...

Дро: - Потому что Вы сейчас говорите именно про нации. Потому что Вы говорите про австралийцев европейского происхождения, которых сейчас там 99,9%...

Дво: - Которые когда-то... да, да, да, уехали...

Дро: - Понаехали из Англии, перебили всех аборигенов и да, их там сейчас 90 там с чем-то процентов.

Дво: - А мы говорим об аборигенах...

Дро: - А австралоидная раса - это аборигены. Так же как и американоидная раса - это индейцы. Это коренное население Америки, которого сейчас честно говоря там днем с огнем не сыщешь, но где-то, в теории, оно по крайней мере есть.

Дво: - То есть, сегодняшние обыватели, практически, там с ста, не знаю, в 97 процентах случаев путают расу и национальность?

Дро: - Конечно! Когда я говорю об американоидах, я не говорю об американцах. Американцы - это сборная солянка. Там все кому не лень есть. И... это, кстати, сама по себе проблема, потому что до сих пор у расоведов нет единого подхода и даже как-то не понятно что с этим делать, как описывать вот эти смешанные группы недавнего происхождения. Мегаполис, где сейчас большинство населения планеты строго говоря. И вот, американцы, да? Они к какой расе относятся? То есть в принципе это вроде как популяция, они там все смешиваются... Ну, это такая мегапопуляция. Но это не раса, потому что они все разнородные, у них признаки-то не одинаковые. И никакой стабильности нет. И среднюю считать бессмысленно.

Кон: - И все воспринимают друг друга по разному. То есть на уровне обывателя у нас есть вот два момента когда мы пытаемся чужака определить. Это первый момент... Вот сегодня мы с Анной, когда готовились, мы заговорили о том, что... ну, элементарно, бывает такой момент, когда оптически мы путаем человека. Ну, например, альбинос-негроид. И очень часто вот смотришь на альбиноса-негроида...

Дво: - Не можешь соотнести...

Кон: - ... кажется, что он ирландец, там, или рязанец...

Дро: - Ну, это проблема очень... антропологами решается элементарно. И тут есть вот это непонимание, опять же, антропологических средних знаний и их непонимание обычными людьми. Раса - это не признаки конкретного человека. Вот Вы говорите: когда мы смотрим на альбиноса. Альбинос - это вполне конкретный, отдельно взятый человек.

Кон: - Один.

Дро: - Это не группа, это не раса. Это просто его индивидуальные черты. У каждой расы признаки очень изменчивые и они меняются в крайне широких пределах. И большинство рас по большинству признаков между собой хорошо перекрываются. То есть, такие признаки, допустим, ширины лица как у меня, они могут быть и у негров и у австралийцев и у монголоидов и у кого угодно в принципе. Вот. Но раса - это комплекс признаков большой группы людей.

Кон: - Статистический...

Дро: - Да, это статистика. То есть, если мы изучим огромное количество европеоидов, у них будет какой-то комплекс со средним значением от плюса до минуса. Такой-то цвет кожи, вот такой-то степени светлости до такой-то степени светлости, да? У каких-нибудь арабов, допустим, цвет кожи будет в среднем темнее, но всегда можно найти араба с таким же цветом как у меня. Да? В Африке, там, Северной они будут еще чуть потемнее, в Египте, южнее они еще чуть потемнее, в Судане еще потемнее, ну и где-то совсем будут черные. Ну, в том же Судане Южном. Ну вот. И соответственно совсем уже конголезцы, допустим, они с европейцами по цвету кожи пересекаться не будут вообще, но всегда найдутся промежуточные расы. Когда Вы говорите про конкретного человека, Вы втыкаете его вот в какую-то зону пересечений многих, многих рас. И тоже естественно у Вас может быть ошибка, потому что э... Вы э... какие-то имеете стереотипы и поэтому Вы его относите к этой группе. А в принципе он может относится к другой, про которую Вы ничего не знаете.

Дво: - Но ведь внутри этой... я уж сейчас боюсь с терминами напутать... внутри расы...

Дро: - Лучше говорить группа.

Дво: - ... группы... отторгают люди на каком-то подсознательном уровне...

Кон: - Визуально - чужак.

Дво: - опять же тот же пример с чернокожими... как бы чернокожими... альбиносами.

Дро: - Да?

Дво: - Их же не принимают...

Дро: - Едят, более того...

Дво: - Да... там есть поверие...

Дро: - Проблема, строго говоря, как бы не расоведения, а вот именно такие расистские закидоны, с которыми собственно расоведы всю жизнь и борются.

Кон: - У меня лично был шок когда я в Китае был. Я общался там с ребятами из Индонезии. Ко мне пришла такая симпатичная местная... ну, индонезийка... говорит: "Здравствуйте, Вы такой красивый еврей". У меня челюсть падает. Я говорю: "А почему Вы так решили?" "Но Вы же вылитый еврей?". Я говорю: "Ну, хорошо..."

Дро: - А стереотипы - это такая трудно переубеждаемая вещь, потому что если уж в голову втемяшилось, что вот этот нос - еврейский. Да? А этот там китайский, этот там еще какой-то.

Кон: - Мы привыкли смотреть на людей с нашей точки зрения. Но иногда вот, когда на нас смотрят другие расы, там те же китайцы на нас смотрят по другому, или там, вьетнамцы... шок, как мы в их глазах выглядим.

Дво: - Станислав, вот я прочла, что... м... я просто прошу Вас расшифровать, потому что, честно говоря не очень понимаю. А... ну, да, мы поняли, что раса - это генетические варианты человечества. Тогда наверное должны как расовые использоваться признаки, которые имеют наибольшую генетическую составляющую.

Дро: - Да.

Дво: - Вот я пытаюсь понять - что это такое сегодня?

Дро: - Ну, допустим, цвет кожи он имеет генетическую составляющую. Да? То есть, сколько Вы не будете европейца, там, облучать ультрафиолетом, он не загорит до негроидного состояния. Если Вы будете, там, негра в темном подвале держать, только не надо этого делать, он не побелеет до нашего с Вами состояния. Это генетическая составляющая. А есть природная... средовая составляющая - это вот загар. Или там патологические какие-нибудь отклонения. Это то, что вот я сколько-то могу загореть, да. Вот с этой стороны у меня светлее, здесь темнее, потому что тут я загорел, а тут нет. У цвета кожи этот компонент он, ну, не 50 на 50, там, все-таки генетическое больше, но вот эта средовая довольно велика. А есть признаки, которые практически на сто процентов генетикой обусловлены. Но! Есть еще такой момент, что не все генетические признаки расовые. Ну, например, генетически запрограммировано, что у нас одна голова. У всех. Но это не расовый признак, потому что у всех одна голова.

Российский радиоуниверситет. Радио России.

Дво: - Приобретенные признаки могут закрепиться?

Дро: - А есть чисто приобретенные признаки. Вот отверстие для серьги в ухе, допустим, да? Это чисто приобретенный признак. Он для расы вообще бесполезный. А... Приобретаемые теоретически могут стать генетически обусловленными, но для этого должен быть какой-то очень ядреный отбор.

Дво: - Вот мне просто интересно, что Вы скажете? Мы были когда в командировке в Мурманской области, мы были там... видели саамов... Но те, кто называет себя коренными саамами, да, они нам рассказывали что мол народ маленького роста, потому что вот с веками, там, с тысячелетиями, из-за того, что плохая...

Кон: - Это уже изучено.

Дво: - Не мною это было изучено. Из-за того, что плохая еда... ну, мало возможностей, они просто... стали... изменились внешне...

Дро: - Да. Но, те кто Вам говорит, они, видимо, тонкостей не знают. Что саамы - это чудесный пример. Потому что их-то изучали. Их изучали очень хорошо два раза как минимум. Один раз... я год конкретно не помню, скажем, в 1920-ые годы, условно, да? А второй, по моему в 1980-ые. Могу врать, там, на десятилетия, но, в общем рано и поздно. И суть в том, что за эти, там, два-три поколения они поменялись со страшной силой.

Дво: - Так быстро?!

Дро: - То есть саамы, вот, начала XX века, они были чуть ли не самые низкие люди в Европе вообще. У них средний рост для мужчин, там, метр 55 был что ли был, что-то такой, то есть пигмейский рост как у пигмеев в Африке. А сейчас у них вполне средний рост.

Дво: - Средний, да...

Дро: - Ну, может чуть-чуть, там, пониже... Вот. Вполне средний. Потому что, во-первых, они стали действительно лучше есть, они победили кучу болезней, там, чесотку туже самую, там, и так далее... Вот теперь гигиена восторжествовала, теперь этого нет. А... в-третьих, они довольно сильно смешались. Потому что за вот это советское время и они куда-то ездили и к ним постоянно кто-то ездил. Там, русские, коми, карелы, все кому не лень, там, ненцы. И... а... они поменялись. И это чудесный пример того, что этнос сохранился. То есть, у них самосознание свое, саамское как было так и есть. Язык, в принципе, и даже не один, их там несколько по сути, да, есть, сохранился. А раса поменялась. То есть у них теперь по сути другая раса. Они по признакам и лица и, там, чего угодно уже другие люди. Генетика изменилась. Ну, это вот такой чудесный пример...

Дво: - Кстати да. Они когда показывали... ну, там остались с советского времени фотографии какие-то, где они еще в м... ну, они в чумах как бы... абсолютно другие люди. И это грубо говоря может быть, там, прадед или пра-прадед человека, который стоит перед тобой абсолютно славянской внешности. Да.

Дро: - При этом это прямые предки, что характерно. То есть это не то, что прямо понаехали и назвались тем же словом, это именно прямые потомки, прямых предков.

Дво: - Неужели настолько быстро все может измениться?

Дро: - А почему бы и нет?

Дво: - Как тогда расоведу работать? Вы начали свою карьеру, допустим, да, народ саамов был таким...

Дро: - А в этом же весь и интерес! В этом же самый смак и есть. Я говорю, что если бы не ничего не менялось, ну мы описали всех, поставили книжки на полочки и привет, все, науку закрыли. Все расходимся. Но это было бы не интересно. А расы меняются, в этом-то самый смак, что мы можем это бесконечно делать. Это же чудесно и э... обидно, что этим так мало людей занимается - у нас в стране буквально несколько человек. Там, человека 2-3 буквально, которые профессионально этим занимаются, и это кстати говоря не я. Э... Вот, обидно... А в мире - так еще меньше. При том, что сейчас есть огромные территории, где этот процесс расогенеза идет бурнейшими темпами. И у нас, кстати говоря, в стране. Где-нибудь там в Центральной Америке, в Южной Америке, в Северной, в Австралии тоже самое. Да где угодно по большому счету.

Кон: - То есть, если вы астроном, астрофизик, он всматривается в бурлящую Вселенную, то антрополог, он вглядывается в постоянно бурлящий обмен народов.

Дро: - На поле бурлящее. Но Вселенная бурлит с интервалом в миллионы лет...

Дво: - А тут - два поколения...

Дро: - Ну, астрофизик поспорит, конечно... А у нас-то это все прямо на глазах происходит. То есть, это уникальная особенность, что один антрополог на протяжении своей единственной жизни может этот процесс увидеть. И по сути это как бы микроэволюция. Это же вообще праздник какой-то. Но вот тем обиднее, что так мало это изучается. Но вот насколько могут антропологи, это делают.

Кон: - Такой интересный разговор, надо продолжать и говорить, потому что постоянно возникают вопросы. Думаю, сделаем маленький анонс. Вот есть такие теории, которые говорят, что по одной гаплогруппе R1A1 определили частоту русской расы! Другие говорят - да-да-да, да-да-да.

Дро: - Это большой разговор про генетиков, которые...

Кон: - И постоянно... выбегают националисты, кричат: "Ага! Видели! Ига не было!" или было и вот вокруг этого... то есть об этом надо и надо говорить, чтобы это мракобесие обязательно устранять из общественного сознания. Потому что мы видим, что саамы меняются постоянно, русские меняются постоянно. Все меняются постоянно и об этом говорит антропология.

Дво: - А мне интересно еще, вот, процесс этих изменений м... опять же словосочетание может быть не корректным... Половой отбор, да? Это уместно?

Дро: - Есть такое.

Дво: - Он сохраняет или изменяет расовые признаки? Просто...

Кон: - А! Это ты намекаешь на женщин?

Дво: - Я намекаю на то, как люди выбирают себе партнеров. Это очень интересно.

Дро: - Выбирают как правило женщины мужчин на самом деле.

Дво: - Ага!

Кон: - Ага, попался...

Дво: - Что считается привлекательным? То есть, какого партнера предпочитают подсознательно. Похожего на себя? Потому что раз на этом месте выжил вот такой тип, это наверное обусловлено...

Дро: - Тут есть много вариантов на самом деле. Тут нет одного. Что опять же приятно, что у нас нет одной какой-то версии и все, на этом все останавливается. У нас есть куча вариантов. И на эту тему есть чудесная книга Халдеева "Антропоэстетика", которая как раз вот про это самое.

Дво: - Записываю...

Дро: - Ее правда довольно трудно добыть эту книгу, она маленьким тиражом выходила, но я думаю можно в принципе, если очень захотеть, в библиотеках. А... и... общая суть как бы вот этих исследований сводится к тому, что... Ну, не сводится, но как бы гласит о том, что чем более изолированная группа, тем да - больше выбирают похожих на себя. То есть, если это какая-то деревня в глуши, они будут красивыми считать вот кого видят, того и... те красивые. Причем для мужчин это больше характерно, чем для женщин. То есть для мужчин, когда они выбирают женщину и оценивают красивая она или нет, вот какие в его деревне живут женщины, те и красавицы. А те, которые вот какие-то отличаются они уже какие-то не очень правильные.

Дво: - Мне кажется это уже психология уже мужская.

Дро: - Это статистика. А для женщин не совсем так. Когда женщина выбирает, особенно когда женщина оценивает женскую красоту особенно. Тут она уже чем-то как-то вот не такой быть, как вот она... на самом деле как она выглядит. А если группа не изолированная, какая-то уже там переехавшая с места на место и много контачит с другими, то это меняется. Причем это меняется может на протяжении жизни одного человека довольно быстро. Было чудесное исследование по китайцам, студентам, которые учатся у нас в ВУЗах. И вот, китайцы первого курса, которые только что приехали из Китая, они красивыми считают китайские признаки считают китайские признаки. Там черные волосы, черные глаза, там уплощенное лицо, пятое-десятое. А те, которые уже пятого курса, ну, там, четвертого по-моему, они были, в пятом их не поймаешь... ну, четвертого... э... они уже... у них в оценках красоты появлялись светлые волосы, там, больший нос, там, более выступающий и так далее и так далее. Потому что они уже три года, там, четыре потусовались в России, и уже они как бы видят, что да, это тоже красиво.

Кон: - Или если там на полинезийский остров приезжает художник Гоген, он становится о-о-ой... Женщины тоже..

Дро: - Ну, тут опять же есть такая тонкость, что один художник как бы да, а мы говорим про статистику всегда. Мы говорим про массовый выбор. И это изучается на самом деле. Только это довольно сложные исследования на самом деле, потому что тут вербализовать и как-то объективизировать красоту - это задачка такая не из простых. И как это вообще как бы узнать что красиво, что не красиво.

Кон: - И еще один вопрос, который неизбежно для людей которые читали научную фантастику еще, там, Человек-невидимка, Герберт Уэлс... Вот сейчас мы все окружены гаджетами... наша техническая среда она нас тоже как людей постоянно меняет, у горожан даже в большей степени, чтем жителей деревни. Динамика другая вот этих... гаджетизации процессов. Мы будем меняться. В какую сторону? Мы станем тупее от того, что у нас, мы окружены компьютерами, которым мы доверяем все больше информации. Мы какими станем? Вы можете такие прогнозы... Вы делаете антропологи?

Дро: - Ну, к расам это отношения, честно говоря, никакого не имеет.

Кон: - Нет?

Дро: - То есть это как бы биология вида скорее уже целиком... Ну, я слабо представляю расу... э... компьтерщиков, допустим. Расу юзеров...

Дво: - Мне кажется еще десяток лет и можно будет расу менеджеров отдельно... бледные, серый цвет лица...

Дро: - Ну... для этого они должны быть полностью изолированными от других. Да. Но для этого должна быть полная изоляция. И должен быть жесткий отбор на протяжении многих поколений. То есть, поскольку нас эти гаджеты нас стали окружать, ну, там, пять-десять-пятнадцать-двадцать лет назад, да? Это вообще ни о чем, строго говоря. И далеко не всех они уж так уж окружают.

Кон: - Но саамы успели за три поколения измениться...

Дро: - И нам кажется, что да, это прямо со страшной силой. А я вот например вот помню... я, когда учился у меня у первого был компьютер в общежитии, например. Но это было поколение назад. То есть мои детишки уже живут в окружении этих компьютеров, но это никак генетически не могло в них прописаться. То есть этот отбор должен пройти сколько-то ряд поколений, причем он должен вообще как бы действительно работать, этот отбор. А еще не доказано, есть ли он. Ну, я думаю есть, но... опять же должна быть какая-то изоляция, большая численность...

44:04

Дво: - Хорошо. А то, что нам говорят... Вот буквально сегодня я опять же это читала: "О, боже мой! Мы деградируем!" За последние... сейчас боюсь соврать, ну, условно, там, тысячу лет или сколько-то тысяч лет наш мозг уменьшился на...

Дро: - За 25 тысяч лет уменьшился грамм на сто. Но это за 25 тысяч лет.

Дво: - На сто? А до этого, мол, он только и только рос до этого размера?

Дро: - Ну, он не только рос... Но... в основном да, рос. И более того, если посчитать это в граммах на тысячу лет... э... ну, там, в миллиграммах скорее получится, неважно, то получается, что вот это падение за 25 тысяч лет более быстрыми темпами идет, чем наращивание за предыдущие два миллиона лет. То есть, мы довольно быстро наращивали, а теперь еще быстрее теряем эти мозги. Но это...

Кон: - Это миф?

Дро: - Нет, это факт.

Кон: - Это как-то коррелируется...

Дро: - Это статистика. Это статистика, ну, которую, собственно, я же посчитал в своей кандидатской диссертации.

Дво: - А!

Дро: - То есть это информация не откуда-нибудь - это вот из первых рук.

Ко: - Так мы тупеем или умнеем?

Дро: - Но! Это идет речь про размер мозга. А не про тупость. Вот. То есть, размер мозга и его работа - это вообще ни разу не синонимы.

Дво: - Это сейчас пусть у себя в голове запишут все мужчины, которые начинают тыкать в прекрасных дам пальцем, как только на новостных портальчиках появляются новости из серии мозг мужчины на три грамма больше женского...

Дро: - Ну... мозг мужчины, ну, не на три, а на от ста до двухсот грамм больше. Больше, по той простой причине, что размер тела мужчины больше.

Дво: - Черепушка, короче...

Дро: - Это так же можно говорить - указательный палец мужчины на сколько-то там длиннее, чем у женщины. Да? Ширина плеч у мужчины больше, чем у женщины. Там, размер уха у мужчины больше, чем у женщины. Да, как бы больше, потому что крупнее мужчина.

Кон: - То есть, как только появляются неполные знания, услышали обрывок информации...

Дро: - Да!

Ко: - Наш мозг меньше, чем у Неандертальцев - все, Неандертальцы были гениальными, потому что они придумывали каменный топор. Мы стали тупее, потому что у нас компьютеры. Это не так.

Дро: - Да. Это примерно из той же серии...

Кон: - Отсюда все мракобесия.

Дво: - Мне кажется мы как раз пришли... завершать к сожалению нужно. К большому сожалению наш разговор... Но, мы пришли, мне кажется, как раз к тому, с чего начали. А... расоведение, наверное, самая перспективная наука или уж одна из самых точно...

Кон: - Она непрерывная, как мы поняли.

Дво: - Потому что непрерывный научный поиск.

Дро: - Ну, я бы не стал прямо вот так задвигать все другие науки. Наук много и областей антропологии много. Я, например, занимаюсь антропогенезом вообще-то. Я занимаюсь происхождением человека и мне-то как раз интересен стык этих двух дисциплин. То есть, как из древних людей, которые может, там, людьми особо не были, да? Появились нынешние расы. Вот, на мой личный взгляд это самая интересная тема, которую мы сейчас вообще не поднимали...

Дво: - Да, но мы Вас Станислав, а я напомню, что у нас в студии был студии был кандидат биологических наук, доцент кафедры антропологии биологического факультета МГУ им. Ломоносова и научный редактор портала Антропогенез.ru Станислав Дробышевский. Мы Вас Станислав сейчас попросим поймать на слове, да, наших слушателей и обязательно просим Вас до нас еще раз добраться и рассказать... Просто это потрясающе интересная тема, как наука бесконечная, так и тема бесконечная.

Кон: - Это нужно говорить постоянно, постоянно... И у нас будет много гостей и у нас приходят другие гости из других дисциплин, где вот эти междисциплинарные общения, я думаю, это как раз самое вкусное.

Дво: - Спасибо Вам большое Станислав.

Содержание

Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Срочно - 4

    Примечания (продолжение следует) Содержание

  • Срочно - 4

    (предыдущая страница) В Госдуму внесли проект о запрете уравнивания ролей СССР и Германии в войне 5 мая 2021, 16:47 В Госдуму внесли законопроект,…

  • Срочно - 3

    (предыдущая страница) Дело Навального , 04 мая, 20:39 Поделиться Причастным к «экстремистским организациям» запретят избираться в…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments