fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Category:

Взлет над пропастью и Ричард Пайпс

(продолжение)

- Да, экономическая география. Но считается сейчас и всегда считалось, что самые дешевые - это речные перевозки.

П: - Конечно.

- А как обстояло дело в Российской Империи.

П: - Так вот это впервые. В чем это отличается от бума того - Александра II и еще XIX века. Потому что теперь весь вот этот огромный железнодорожный план, который начали реализовывать, да? Вот он есть. Состыкуется с водным транспортом, с речным. Потому что Россия - это речная держава огромная. Здесь в европейской части свыше 200 тысяч верст, как тогда говорили до революции, только речных путей. Да? Поэтому не использовать их - это нельзя. Речные артерии - они всегда были задействованы, когда железнодорожного транспорта не было как мы знаем. То теперь, конечно, ситуация качественно менялась и вопрос стал в увязке железнодорожного и речного плана перевозок. И вот здесь, конечно, после 1908 года сделан был огромный шаг, никогда его сделано не было, фактически...

- До этого.

П: - Да, до этого так никогда не было. Теперь это системно с привлечением очень сильных инженерных специалистов, а не просто кто-то там, знаете какой-то там аристократ, которому сказали надо железную дорогу проводить к Костроме, а он - а где эта Кострома? Вот примерно. Теперь уже такого не было. Здесь другие специалисты. И вот, во главе всего этого речного плана, да, встал один из чиновников министерства путей сообщения, а речной, заметьте, входил в министерство путей сообщения не случайно там это было. Вот по тем причинам, что мы сказали. И был такой князь Всеволод Николаевич Шаховской, очень интересный и талантливейший человек. Причем слово князь - здесь наиболее уязвимое, как я читал, потому что он давно уже утерял все вот эти вот аристократические, даже отец его, замашки, а сестра Шаховского вообще работала в сельской школе. Сама поехала туда, отказавшись вот от этой всей...

- Настоящая русская интеллигенция! Настоящая!

П: - Это интеллигенция.

- Но не те, которые у самовара, а те, которые при деле.

П: - Да. И вот он был директором водного транспорта, а потом стал в 1915 году последним министром торговли и промышленности Российской Империи. Самым молодым в истории Российской Империи.

- Для наших радиослушателей. Мальчики и девочки, старшеклассники, когда вам говорят о развитии железных дорог или речных путей сообщения в России, это делалось не просто так, а лучшие инженеры России изучали опыт Германии, Бельгии...

П: - Америки. Конечно.

- Но прежде всего Соединенных Штатов Америки. Изучали как выстроены пути сообщения на Миссури, на Миссисипи, на великих американских реках.

П: - Конечно. Там тоже территория-то громадная. Да.

- И здесь Империя, Российская Империя очень внимательно изучала самый передовой мировой опыт. Американцев привлекали для этого.

П: - Ездила целая делегация по поручению Шаховского ездила, но смысл-то здесь был такой для нашей страны - связать три моря.

Какие?

П: - Балтийское, Черное и Каспийское. Вот это был первый этап.

- Воедино

П: - Да. Системой каналов. Вот откуда все эти, Беломорский там, Волго-Донские и все каналы, которые мы знаем из советской истории прекрасно. Вот все эти каналы они были уже полностью запланированы как-бы тогда инженерами.

- Запланированы?

П: - Да.

- Российский радиоуниверситет говорит о том фактически, как сталинские каналы были запланированы, их строительство начиналось уже в эпоху Николая II. Это наша единая страна! Это наша единая история.

Голос за кадром. Российский Радиоуниверситет. Радио России.

35:00

- Это Российский Радиоуниверситет Дмитрий Конаныхин и мы продолжаем повтор передачи по книге замечательного российского историка Александра Владимировича Пыжикова "Взлет над пропастью".

- Мы говорим о том, как во все времена, а прежде всего мы сейчас говорим об эпохе Николая II. Накануне русской революции как русские инженеры, русские промышленники и финансово-промышленные группы создавали те планы и реализовывали их бешеными темпами те планы, которые потом были реализованы в сталинское время, как преемственность, неизбежная преемственность промышленного развития страны была обеспечена уже после окончания Гражданской войны, эпохи НЭПа. Мы об этом обязательно будем говорить. Потому что это объясняет почему наша страна должна соединять воедино все исторические эпохи и извлекать выводы из всех уроков которые задает нам история. Мы сами делаем ошибки, мы сам должны их исправлять и сами эти уроки и наши дела оставлять нашим детям и внукам. Итак, канал Москвы, Волго-Дон, Волго-Балт.

П: - Да, да.

- Это что? Все царские проекты?

36:23

П: - Абсолютно. Потому что инженерная мысль-то, она все-таки вне идеологии находится. И здесь было очевидно, что наиболее оптимальное развитие такой огромной территории России возможно, если только проводить такого рода каналы. И понятно было где их проводить, как эти маршруты в общем-то инженеры прекрасно это понимали и все это выверяли. Плюс использовать конечно вот эту вот речную силу. Я вот видел в архиве, значит, дело, которое можно назвать условно Днепрогэса, хотя такого слова там еще не было...

- Дело Днепрогэса?!

П: - Да. То есть, вот этот Днепрогэс, который затем в советские годы был прекрасно осуществлен этот проект, он уже этот проект был готов до революции. Более того, степень уже такая была проработанности технической части, что уже фактически согласовали вопросы с собственниками, которые землями владели на берегах Днепра. Вот этих собственников, значит, надо было расселить. И там промышленная зона, как-бы начиналась. И им там предлагали компенсацию вот это дело, которое я как раз видел, там были трения из-за компенсации с этими собственниками. Но там все решалось. И довольно таки за короткий отрезок их к удовлетворению их отселили оттуда.

- На какие годы была запланирована это начало отселения?

П: - Вот все это началось после 1908 года уже, да, все.

- То есть финансовые проработки землеотводов...

П: - Абсолютно было... И техническое... Да... Уже землеотводы уже как бы в такой завершающей стадии чтобы уже понятно как нам строить, поэтому понятно кого нужно где, земли какие освободить.

- Когда Иосиф Виссарионович Сталин утверждал... Кошмар... Мы говорим... Или фантастика? Как угодно...

П: - Почему? Нет! Ничего здесь нет удивительного, Дмитрий!

- Когда мы говорим о Днепрогэсе Никлая II. Когда Иосиф Виссарионович Сталин утверждал проект Днепрогэса было два варианта. Один трехэтапный, на три плотины, второй был на одну такую великую плотину, которая была гордостью Советского Союза. Здесь возникает один вопрос. Работаю адвокатом дьявола. Считается, что в электротехнической отрасли передовые инженеры, которые реализовывали план Гоэлро, который считается, что он Ленинский план, они все-таки находились в оппозиции правительства Николая II. Почему они, эти инженеры так лояльно, там всей душой себя... опыт, всю энергию передали именно советскому правительству? Почему они так критиковали именно вот этот период царский? Вроде бы все здорово, все строится, все замечательно. Что? Почему люди сказали нет? Вот мы все отдаем большевикам.

П: - Ну, я два примера приведу чтобы мы не были голословны. Когда мы говорим: вот, значит, царские чиновники перешли, значит! Сразу возникает: ну кто? Скажите нам хотя бы, там, чтобы это... Вот - два примера. Например...

- Перешли на службу к советскому правительству.

П: - Да, да. Ну, конечно. Я это и имею в виду. Известнейшие железнодорожные инженеры, вот, Иван Николаевич Борисов, заместитель министра был при царе. И, затем, правая рука наркома транспорта Дзержинского.

- Вот так!

П: - Да. А что он сделал? Он прекрасно... Он много лет работал в министерства на разных должностях. Не сразу он стал товарищем министра, как тогда говорили. То он прекрасно знал все кадры, кто чего стоит, железнодорожных инженеров. Он эту группу всю фактически собрал и привел сюда в наркомат. И Дзержинский прекрасно понял: перезапуск транспортной системы, это было жизненно важно для страны.

- Страна стояла.

П: - Эти люди запустят, поскольку они же ее и создавали, фактически, в XX веке в начале. И они ее запустили.

- Для наших замечательных школьников маленькое замечание. Товарищ министра - это нынче заместитель министра. То есть, товарищ - это заместитель.

П: - Раньше. Вот эта роль, и этот Иван Николаевич Борисов пользовался огромным уважением и умер своей смертью в 1929 году уже после Дзержинского. Дзержинский в 1926 скончался тоже от приступа сердца.

- Тоже самое произошло во всей электротехнике.

П: - И второй пример приведем. Второй пример - это значит чтобы с фамилиями, как говорится, это Дмитрий Константинович Коновалов. Такая фамилия. Не путать с Александром Ивановичем Коноваловым, который, значит, в министры Временного правительства. Да?

- Итак, Дмитрий Константинович...

П: - Это ученик Дмитрия Ивановича Менделеева. Ни кто-нибудь. Человек в химии известный с европейским уровнем. Ректор Горной Академии имени Екатерины Великой, который в Питере располагается. Сейчас Горный институт.

- Знаменитейший. Привет Питеру.

П: - Горная Академия тогда. После ректора, значит, он был директором Горного департамента... министерства торговли и промышленности и товарищем министра торговли и промышленности. Это гроза нефтяного комплекса, если так можно сказать. То есть, это профессор химии. Специалист вот во всех этих делах по нефти. Менделеев-то тоже страстный был пропагандист нефтяного производства.

- Автор идеи о транспортировке нефти по трубопроводу.

П: - Конечно, да. Он об этом говорил до конца всем. Коновалов в этом смысле его преемник, его ученик. Так вот, кстати, очень интересно что вот будучи
человек, начальник департамента, потом заместителем... Все, включая, там, Нобеля, боялись его как огня. Все эти нефтепромышленники.

- Коновалова.

П: - Конечно. Все эти нефтепромышленники. Все были прекрасно уверены, что этот человек обладает большими знаниями, чем они сами и разговаривать или спорить с ним на профессиональном языке - это заведомо опозорится.

- Почему электротехники так все-таки вложились во время большевистского правления?

П: - И он тоже... Закончить... В 1930 году он умер. И также он работал в ВСНХ. Во Всесоюзном этом....

- Совете народного хозяйства.

П: - Да.

- Итак, что же они...

П: - По нефтяным тоже делам.

- Почему... что получилось с развитием именно электро-энергетического комплекса? Ведь все-таки нельзя говорить, что ГоЭЛРО в прямую и полностью принадлежит эпохе Николая II? В чем там было...?

П: - Ну, там, очень проблема... она довольно мутная. Не побоюсь этого слова. Потому что ГоЭЛРО все-таки, понимаете, и мы говорили в прошлую передачу и сейчас скажу, нефть очень прогрессировала, нефтепроизводство. Везде, но Америка была флагманом тогда. А ГоЭлро построен на угле! На базе топливной. На угле. Не на нефти.

- Генерация электрической энергии была на угле.

П: - Более того, там был конфликт. Вот тот же Коновалов говорил, что, Вы чего? Будущее за нефтью! Надо, это самое, сюда приоритет смещать. А был такой профессор Рамзин. Это вот дело Промакадемии. Которого расстреляли, там, и все вопят об этом.

- В сталинское время, да.

П: - Да, да. Так этот Рамзин прыгал на Коновалова, значит да, возмущался и говорил - не слушайте, это, значит, недоносок, недобиток, значит, царский. Не надо. Нефть - это скоро вообще сойдет, говорил Рамзин. Чуть-чуть. Только враги, враги могут за нефть агитировать! Уголь, торф, идите копайте в Подмосковье торф идите копайте. Там была целая торфяная эпопея. Мы знаем, Егорьевск, там. А нефть не надо, я вас уверяю, 20 лет и никакой нефти не будет. Все забудут. И что в итоге-то мы видим? Этот Рамзин кто, у меня возникает вопрос? Кто этот Рамзин? И что с ним поступили соответствующим образом. А он, благодаря ему и еще таким специалистам, да... Кстати, нефте-производство до войны было сорвано, фактически! Они с этим углем и торфом всем мозги забили у нас.

- А у нас грянула потом война моторов...

П: - Ну, конечно!

- Война моторов!

П: - А это что?

- И нам пришлось догонять.

П: - Вот и все, да.

- Вопрос: когда мы говорим о строительстве таких промышленных кластеров. Насколько... мы в предыдущей передаче говорили о том, что когда Франция по сути дела прекратила финансирование России железных дорог и всего прочего, они увязали, АНТАНТА поставила ультиматум России - мы не дадим вам свободные капиталы для развития, потому что вы хотите развивать независимую экономику, независимый экспорт, независимую промышленность. Британия заняла туже позицию.

П: - Абсолютно.

- Ведь по сути дела, когда Россия обратилась на свободные финансовые рынки за привлечением капиталов, Великобритания сказала - ни пенни, ни фунта не дадим на развитие вашего торгового флота!

44:25

П: - Ну... Это эпопея, да.

- Это отдельная эпопея мы ее будем обязательно рассказывать. Фактически в этот момент Российская Империя готовит привлечение американского капитала. Правильно ли я понимаю, что вот этот период 1914, 1915, 1916, 1917 годы накануне февраля Россия готовит привлечение американского промышленного опыта и финансовых ресурсов Соединенных Штатов Америки для того чтобы финансировать вот это ускоренное развитие.

П: - Да, совершенно верно.

- Как это вообще? Это через Леонида Красина, вот как мы это можем проследить в советской историографии.

П: - Нет, ну, там многие каналы были, не только Леонид Красин, там, да. Леонид Красин-то уже в советский период там уже...

- Конечно.

П: - ... проклюнулся-то все. Самое главное, что вот правильную мысль вот эту продолжить... Когда Англия захватывала немецкие корабли, а немцы сделали большой морской рывок.

- Торговый флот имеется в виду.

П: - Ну да. Там уже был все... Они раньше начали, у них все было. И вот когда Англия захватывала их корабли торговые, то Россия говорила: вы их передайте на наши... это...

- Мы же союзники!

45:37

П: - На наши, вот это, рейсы... которые, значит, здесь обслуживают наши же цели, АНТАНТы. Ни одного корабля не передали.

- Британцы все оставили себе.

П: - Да, ничего не передали. Все, так сказать, без удовлетворения и все дела. И фактически Россия... ведь там схема какая? Сначала военно-морской флот, за ним торговый. Это классика, значит, да?

- Да.

П: - Вот теперь торговый флот. А торговый флот весь на 90% с лишним, который перевозки осуществляет, в руках иностранцев.

- Я посмотрел в вашей книге цифры Внешние перевозки России. То есть, все что связывает нас с перевозками по морям. 87% импорта обслуживалось иностранными кораблями.

П: - Да.

- 95% российского экспорта шло на иностранных кораблях.

П: - Конечно.

- У России не было торгового флота...

П: - Вообще.

- ... вообще.

П: - Фактически, да.

- И это только готовилось. Эта программа строительства 25-30 больших кораблей ежегодно.

П: - Опять же через петербургские банки. Они создали акционерное общество Русский торговый флот, это общебанковское такое создание. И вот именно оно должно было стать головным вокруг которого будет накручиваться уже... Это новое, потому что было Российское пароходство, РОПИД торговли, Российское общество пароходства и торговли. РОПИД - это старое, оно еще, там, с XIX века, второй половины. А это уже, Русский торговый флот - это был новый качественный этап. Там все было готово учреждено, деньги уже были выделены все.

- И даже на это смотрело... московский олигархат смотрел с ревностью.

П: - Да. А все, все, любые составляющие плана вызывали критику у московского купечества и у их союзников в Думе. Это вот автоматически шло. Да.

- То есть, фактически можно сделать сейчас вывод из нашей передачи, что у нас если и были какие-то планы от царского правительства Николая II, они по сути дела во многом торпедировались будущими руководителями...

П: - Временного правительства.

- Временного правительства.

П: - Конечно.

- В целях московского олигархата. Фантастика! Это Российский радиоуниверситет. В студии Александр Владимирович Пыжиков, Дмитрий Конаныхин. Всего самого наилучшего.

Российский Радиоуниверситет.

- Вы слышали повтор программы по книге Александра Владимировича Пыжикова "Взлет над пропастью".

Радио России.

48:00

Ссылки в тему:

Аннотация.
В рецензии рассматривается вышедшая в издательстве «Концептуал» в 2018 г. книга А. В. Пыжикова «Взлет над пропастью. 1890 – 1917 годы».
Pyzhikov A.V. Take off over the abyss. 1890–1917 years
http://vestnik43.ru/assets/mgr/docs/%D0%92%D0%93%D0%9E%202018/%D0%92%D0%93%D0%9E%203_2018/minakovas.pdf

Блоги
Русская идея и евреи
АВТОР: Борис Гулько I
5 июня 2020 19:11
В конце ХIХ - начале ХХ века Россия, казалось, двигалась параллельно с Соединёнными Штатами к мировому доминированию: бесконечные территория и природные богатства, огромный резервуар населения, стремительно развивавшиеся экономика, наука и культура.
https://www.9tv.co.il/item/14669

Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments