fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Categories:

Уроки НЭПа и причины распада СССР

Уроки НЭПа – 100 лет спустя

Эксперты эфира – Юрий Николаевич Жуков, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН; Никита Иванович Масленников, экономист, ведущий эксперт Института современного развития.
https://www.radiorus.ru/brand/62331/episode/1868448

"Пятидневка"
6 августа 2018 Уроки НЭПа – 100 лет спустя
Эксперты эфира – Юрий Николаевич Жуков, доктор исторических наук, главный научный сотрудник Института российской истории РАН; Никита Иванович Масленников, экономист, ведущий эксперт Института современного развития.

Пятидневка!

- Уже нет этого государства под названием СССР, уже давно многие забыли, что такое новая экономическая политика или политика военного коммунизма. И все
равно это часть нашей истории, которую мы должны знать, о которой мы должны думать и самое главное, как это ни парадоксально, до сих пор эта
история может нам помочь. В деле продвижения в будущее. В нашей студии эксперт, доктор исторических наук, главный научный сотрудник института
Российской истории Российской Академии Наук, автор восьми монографий про НЭП, Юрий Николаевич Жуков. Здравствуйте, ЮРий Николаевич!

Ж: - Добрый день! Добрый день! Он действительно добрый. Теплый и солнечный.

- Это хорошо! Юрий Николаевич!

Ж: - Да.

- Скажите мне пожалуйста, когда Ленин объявил о Новой Экономической политике? А как к этому отнеслись рядовые коммунисты, котрые воевали за большевизм,
за классовую ненависть, за военный коммунизм.

Ж: - Дело в том, что Ленин объявил о переходе к новой экономической политике в 1921 году в марте на X съезде. Но! То что было до этого трудно назвать
какой-то четкой запланированной экономической программой. Военный коммунизм был у нас немного гипертрофирован. Но то, что было при военном
коммунизме было и в Германии и в Австро-Венгрии и Великобритании и во Франции и во всех воевавших странах.

- После Первой мировой войны.

Ж: - Во время мировой войны. Почему? Потому что мужчины уходят на фронт, сразу сокращается производство и поэтому все воюющие страны переходят к
распределению товаров по талонам, по карточкам. Как угодно. Ну, скажем, в Великобритании главной проблемой было получить бензин. У них фермеры
работали на тракторах. Люди ездили на автомобилях. Очень хотелось получить бензин. На бензин - талоны, ограничения потребления. У нас было другое.
У нас уже в конце 1916 года начался продовольственный кризис. Трудно сказать, сегодня это проверить невозможно - почему. Толи были забиты
железные дороги, толи еще по какой-то причине, но - в Сибири хлеб был, в столицах его не было. И начались голодные очереди из женщин к булочным,
хлебным магазинам за запланированными несколькими фунтами хлеба, далеко не лучшего качества.

- Юрий Николаевич, извините, что вас перебиваю... А не возможно, что это был просто саботаж?

02:51

Ж: - Вы знаете, тут было все. Вернее всего по немножку. И саботаж, и желание крестьян нагреть руки на росте цен на хлеб. Так вот, я считаю, что
все-таки важнее для на НЭП, а НЭП был элементарной попыткой свертывания вот этой военной экономики. Не столько военного коммунизма, сколько
военной экономики.

- Юрий Николаевич!

Ж: - Да.

- Смотрите... Извините, что я вас все время перебиваю...

Ж: - Давайте, давайте...

- Дело в том, что вот вы сейчас говорите о вещах... Ведь история - это хорошо. Но ведь история всегда повторяется. Скажите мне пожалуйста, ведь
очень часто говорят о том, что почему не стало Советского Союза. Потому что к сожалению советская экономика в этот момент перестала быть
гибкой. Я смотрю...

Ж: - Не только экономика! Политика!

- Политика! Юрий Николаевич, а как возможно было быстро перестроить население, которое сначало верили в одно, потом начали предлагать другую модель, а
потом стали опять предлагать третью модель.

Ж: - А вы знаете, тогда голову населению не морочили ничем. Население было во-первых неграмотное. Только с 1930-го года у нас обязательное бесплатное
школьное четырехклассное образование. 80% людей не умеют ни читать, ни писать.

- М... Как хорошо...

Ж: - Это первое. Значит они не читают газет. Второе. Нет радио и телевидения. Поэтому они пребывали в своем маленьком мирке.

- Я просто думал, как можно было так быстро...

Ж: - Они просто в своем маленьком мирке жили, как жили раньше. Как жили 10 лет назад, 20 лет назад. Ну что вы хотите от какого-то аула Северного Кавказа?
Или Закавказья? Или Средней Азии? Они даже по-русски не говорили. И толком не знали что происходит. А иногда приезжали к ним агитаторы, но говорили, что
вот сегодня, а те пропускали мимо ушей. Поэтому уже через 10 лет после Октября... Всего лишь через 10 лет началось претворение в жизнь пятилетнего
плана.

- Я, например, смотрю на действия Ленина и понимаю насколько он был гибок и как он понимал чтобы не привести к гибели.

Ж: - Он был прагматик! Мы все время забываем. Вы понимаете, было столетие со дня его рождения. Германские социал-демократы выпустили посвященный этому
номер своего теоретического журнала. Очень хитро построили - слева Ленин о чем-то, справа, позже - совершенно противоположное мнение. Время прошло,
все изменилось - он полностью меняет политику. И не смущался этим нисколько. И он понимал, что в условиях войны, продолжавшейся в виде Гржданской,
она же даже...

- Это была разруха!

Ж: - к марту 1921 года не завершилась. Ведь не забывайте - Дальний Восток под японцами. Закавказье, что самостоятельное, что нет - и так далее. То есть,
война по сути дела еще продолжалась, но уже кончалась. И вот в этих условиях можно было отказаться от военной экономики. При этом, самое жуткое, что
лево-радикалы...

- О! Это отдельная история!

06:18

Ж: - ... очень многие, например, такой Ларин, в Кремлевской стене лежит. Отец последней жены Бухарина, которой было 16 лет, когда он ее взял в жены.
Он был инициатором проведния... перехода вот от этой военной экономики к коммунизму. Для начала нулификация денег. То есть, сознательное обращение
их в бумагу, когда она ничего не будет стоить.

- Так так и было на самом деле!

Ж: - Так и было! Во-вторых, распределение все в виде пайков. За работу не деньги, а...

- Натуральный обмен.

Ж: - Натуральный обмен, все и они думали, вот эти лево-радикалы, что таким образом перескочат прямо...

- В коммунизм. Прямо в рай!

Ж: - ... в классический рай. Совершенно верно.

- Смотрите. Получается, что Ленин все это понял.

Ж: - Но, не только Ленин. Понимаете, хватало людей, которые отлично все понимали и видели, что необходимо нечто иное. Что иное? Самое главное -
восстановить то хозяйство, которое у нас было, сельское. Дело в том, что начиная с 1914 года государство мобилизовывало у крестьян лошадей в армию.
Если вы возьмете хронику Первой мировой, вы увидите - англичане, французы, немцы, австрийцы все подвозят к фронту на грузовиках, на поездах. Только
наша армия, как в старину...

07:47

- Конная тяга.

Ж: - Конная тяга. И фураж, и патроны, и снаряды, все доставлялось на лошадях. Лошади гибли. Нужно было вновь и вновь мобилизовывать.

- А сельское хозяйство?

Ж: - А сельское хозяйство и рушилось поэтому. Но на ком пахать? На самом себе крестьнину?

- Слушайте! То есть получается, что советская власть к сожалению, к счастью, не знаю получила огромное количество болезней, болячек еще от царского
режима, как вы говорите?

Ж: - Конечно. Да весь октябрь вся советская власть и выходит из тех проблем, которые встали перед царской Россией...

- И они не могли их решить?

08:28

Ж: - Но они даже не хотели решать. Ну вы возьмите, когда все уговаривают Николая не вступать в войну, нету у нас той экономики, которая позволила бы
воевать. Он уперся, ну, раз французы дали такой выгодный займ золотой, что можно безбедно, его семье во всяком случае жить, ничего, положим людей на
фронте.

- Подождите! То есть получается, что перед войной мы получили займ, то есть царское правительство...

Ж: - Да, и обязаны были его отработать, вступив в войну на стороне АНТАНТы. Это всем известные истины.

- Какие-то мало известные для...

Ж: - Ну как?! Ну как же? Почему мы положили две армии в Восточной Пруссии? Спасали Париж! Нужно было скорее, скорее затыкать русскими солдатами, их
жизнями существование Франции.

- Вот Как?!

Ж: - Отрабатывали французские денежки. Тот самый долг с которым мы распутывались десятилетия...

- Потом дали.

Ж: - И только Ельцин, не понятно почему, вдруг сказал - отдаем. Когда Ельцин и когда 1914 год? И понимаете...

- Да! Ой-ей-ей-ей-ой! Вот вы как копнули!

Ж: - Веселенькие штучки! И вот, наконец, весна 1921 года. Все, жить экономически по-старому нельзя. Почему? Нету хлеба. Пахать не на чем. Нужно сделать
все чтобы восстановить сельское хозяйство. При этом почему-то все делают акцент на восстание в Кронщтадте...

- Да, да, да, да! О том что это...

Ж: - А это было же ерундой по сути дела. Вы понимаете.

- Ну, если учесть что творилось в Сибири и что творилось везде.

Ж: - Да! Сидят три года на кораблях, которые никуда не ходят, не плавают... Матросики что делаеют? Гуляют, пьянствуют...

- Конечно!

Ж: - А потом легко между ними идет.

- Слушайте, такую массу можно очень быстро двинуть куда угодно!

Ж: - А потом легко между ними идет что угодно, любая провокация. И заметьте, ведь во французских газетах сообщения о Кронштадском восстании появилось
чуть ли не на неделю раньше, чем это произошло. Плюс, восстание уже серьезное, Антоновское, в Тамбовской области, Западная Сибирь.

- Ну, да, в Сибири.

Ж: - Да, это неподалеку, но уже вроде бы советская территория. 1924 год - это восстание в Грузии, восстание в Якутии. Это все эхо Гражданской войны.
Еще все не утряслось. Но! Именно в марте 1921 года Ленин и поддерживающие его большевики, принимают решение - нужно менять экономику чтобы спасать
сельское хозяйство. Поэтому НЭП - это прежде всего обращение к крестьянам. Снижают налоги.

- Ну да.

Ж: - Наоборот дают помощь.

- Продразверстки нет.

Ж: - Да.

- Продналог.

Ж: - Поэтому они могут вздохнуть и могут сами избытки хлеба продавать.

- Юрий Николаевич, Вы знаете, а меня удивляет один факт. По разному можно относиться к фигуре Ленина.

Ж: - Да.

- Но иногда называют его гением.

Ж: - Но он бесспорно гений!

- Слушайте! Я вдруг думаю - взять власть и удержать власть - это действительно должен быть гений.

Ж: - Конечно! Да еще в каких условиях удержать. И сколько лет. Сколько лет! Ельцин, Горбачев этого не сумели.

- Мы еще вернемся к этому, потому что сама идея НЭПа она безусловно потом опять вспыхнула в умах наших руководителей.

Ж: - Но в искаженном виде!

- В том-то и дело!

Ж: - В искаженном! Еще раз повторяю, НЭП - это спасение крестьянских хозяйств. Только лишь. Но при этом, раз они могут продавать - разрешили торговлю.
Что не являлось главным. Но сразу же, вот этот второй аспект - свобода торговли, превращается в черти что. Все - и Рыков, и Ленин и кто угодно потом
еще несколько лет говорят - НЭП - это жирные непманши, гуляющие с жирными собачонками по Кузнецкому мосту, где полно магазинов, торгующих галантерей.
Ведь не забывайте, в этот момент и меняется денежная система, выпускают червонец.

- Золотой червонец?

Ж: - А это повторение царского золотого.

- Ну, да. Золотого червонца. Но вы не ответили мне на вопрос все-таки, Юрий Николаевич! А что происходит с партией? Как партия отреагировала и обычные
коммунисты?

13:03

Ж: - Партия тут же начала почковаться, делиться. Почему? Потому что многие члены партии, которые уже занимали значительные посты, но не знали работ
ни Маркса, ни Энгельса, ни даже Ленина!

- Да, да, да!

Ж: - Откуда им было взять? Они радовались, что вот они будут жить при коммунизме! И вдруг у них этот коммунизм отнимают!

- Мечту отняли!

Ж: - Да! При этом же возникают рабочая оппозиция, потому что они думали - раз все крестьянам, нама плохо. И действительно - рабочим было очень плохо.

- Им, кстати, было хуже, я так понимаю, чем...

Ж: - Гораздо хуже! Это только Млечин может лить радостные слезы - как было замечательно и говорить: ах, промышленность восстановилась. Он не сказал
главного - треть заводов и фабрик и шахт вообще закрыли. Одна треть простаивала - не было сырья. Работала только одна треть, да и то в основном
текстильная и оборонная. Но оборонная работала так, что в 1925 году, когда Фрунзе стал наркомом по военным и морским делам, Он выступал на пленуме и
сказал: если на нас нападут сейчас, мы продержимся максимум две недели. Нам нечем воевать!

- В том-то и дело. Юрий Николаевич, мы сейчас на секунду прервемся. Дело в том, что у нас на связи еще один эксперт, это экономист, ведущий эксперт
института современного развития Никита Иванович Масленников. Здравствуйте, Никита Иванович! Оденьте наушники...

М: - Добрый день, здравствуйте.

Ж: - Добрый день.

- Никита Иванович, вот мы говорим о НЭПе, об уроках НЭПа, о результатов НЭПа... Скажите пожалуйста, вот вы же экономист. Результаты НЭПа какими были
для государства под названием СССР?

М: - Вы знаете, они были неоднозначными, результаты. С одной стороны конечно было очевидно, что страну удалось накормить, потому что скажем, все-таки
при продразверстке изымалось 70%...

- Но мы говорили даже об этом.

М: - Да, да.

- Но Никита Иванович, вы согласитесь, что прирост государства каждый год 18%. Рост экономики.

М: - Так я согласен с этим. Я вот и хочу продолжить. Ну, первый... первый итог и... первый совершенно очевидный итог то, что удалось нам - угроза
голода - она отступила. Дальше. Удалось сразу же уже, там, к 1923 примерно, стабилизировать денежное обращение. Конвертируемым стал российский
червонец. Конвертируемой валютой. Начала складываться нормальная такая... по тем временам, по мировым меркам, абсолютно даекватная и не уступающая
никому по прочности финансовая система.

- Иностранные инвестиции, опять-таки. Концессия.

М: - Иностранные инвестиции потянулись. То есть, экономика начала восстанавливаться вот в том формате, как она была еще в царской России. Такая
рыночно-административно-государственная, но тем не менее она восстановилась.

- Никита Иванович!

М: - И она уже получила свою логику развития. И вот здесь вот второй этот итог он конечно был очень такой неоднозначный для... а... собственно
политической системы. Потому что вот первый вывод как-бы, да? Что потом получилось? Потому что формально она завершился 11 октября 1931 года, да?

- Ну да...

М: - Постановлением о полном запрете частной торговли. Вот... Значит, все-таки м... первый вывод и первый итог - любое разрушение рыночной экономики,
рыночной системы - это путь в никуда. В конце концов и СССР нам это показал, сейчас показывает Венесуэлла, даже Северная Корея, которую там постоянно
чучхеизме упрекают тем не менее ползучий, необъявленный, но НЭП там полным ходом потому что.

- Мы знаем, знаем, Никита Иванович. У нас совсем недавно был Александр...

М: - Да? Ну тем более, да. Второй... второй итог важный, что рынок, конечно, требует правил, устанавливаемых государством и их постоянным обновлением.
Вот с этим тогда Советская Россия абсолютно не справилась.

- Никита Иванович! Вот у меня вопрос. Вот смотрите, я честно говоря понимаю, что были...

М: - Да, и третий, извините... Третий важный итог: НЭП все-таки свернули из-за угрозы политической монополии Коммунистической партии. Поэтому любая
рыночная экономика не наращивает потенциала в условиях политической монополии. Без политической конкуренции рыночная экономика не существует.

- Ну, это понятно, да...

М: - Вот это три важнейших итога.

(продолжение следует)

Содержание

Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments