fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Category:

Советский пропагандистский фильм 1965 года режиссера М.Ромма

МОСФИЛЬМ
ТРЕТЬЕ
ТВОРЧЕСКОЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ
ОБЫКНОВЕНЫЙ
ФАШИЗМ
В ФИЛЬМЕ ИСПОЛЬЗОВАНЫ
ТРОФЕЙНЫЕ ХРОНИКАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ИЗ КИНОАРХИВА
МИНИСТРЕСТВА ПРОПАГАНДЫ
ФАШИСТСКОЙ ГЕРМАНИИ
И ЛИЧНОГО ФОТОАРХИВА ГИТЛЕРА
А ТАКЖЕ МНОГОЧИСЛЕННЫЕ
ЛЮБИТЕЛЬСКИЕ ФОТОСНИМКИ.
ОБНАРУЖЕННЫЕ У ЭСЭСОВЦЕВ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ
ДЛЯ ФИЛЬМА ПРЕДОСТАВИЛИ:
ГОСФИЛЬМОФОНД СССР
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ
КИНОФОТОДОКУМЕНТОВ СССР
КОМИТЕТ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
ГЛАВНОЕ АРХИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ
ПРИ СОВЕТЕ МИНИСТРОВ СССР
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АРХИВ
ОКТЯБРЬСКОЙ РЕОВЛЮЦИИ СССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ АРХИВЫ БЕЛОРУССКОЙ ССР
И ЛАТВИЙСКОЙ ССР
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КИНОАРХИВ
ГЕРМАНСКОЙ ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ПАРТИЙНЫЙ АРХИВ
ЦК СЕПГ
МУЗЕЙ НЕМЕЦКОЙ ИСТОРИИ В ГДР
ИНСТИТУТ СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ В ГДР
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ МУЗЕИ
В БУХЕНВАЛЬДЕ, ЗАКСЕНХАУЗЕНЕ,
ОСВЕНЦИМЕ И МАЙДАНЕКЕ
ГЛАВНАЯ КОМИССИЯ
ПО РАССЛЕДОВАНИЮ
ГИТЛЕРОВСКИХ ЗЛОДЕНЯНИЙ
В ПОЛЬСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКЕ
ИСТИТУТ ИСТОРИИ ПАРТИИ
ПРИ ЦК ПОРП
АРХИВ КИНОСТУДИИ
ДОКУМЕНТАЛЬНЫХ ФИЛЬМОВ В ВАРШАВЕ
(Диктор начинает читать текст.)
ОБЫКНОВЕННЫЙ ФАШИЗМ
Показывая Вам нашу картину мы разумеется не расчитываем осветить все стороны такого явления как фашизм. Это невозможно в пределах одной картины. Это невозможно хотя бы потому, что многое, очень важное не оставило никаких следов на пленке.
Не было снято.
Из огромного количества материала мы отобрали то, что показалось нам самым поразительным. То, что дает нам возможность вместе с Вами поразмышлять.
Глава первая
(Показывают детские рисунки)
Веселый кот. (детский смех)
Голодный кот.
Хитрый кот!
(Показывают детей)
Медведь.
Грустный лев в зоопарке.
Едва научившись лепетать и ходить, человек испытывает потребность в творчестве. И какие разные эти ребятишки. Они наблюдают мир, стараются запечатлеть его как могут.
Стройка.
Первый снег.
Стадион.
XX век.
XXI век.
(Показывают студентов. Играет спокойная музыка)
Эти люди не знают, что мы их снимаем и нам хочется, ну, просто извинится перед ними, что ли. Мы пришли в один из московских ВУЗов. В дни приемных испытаний. Установили камеру во дворе. И постарались незаметно подглядеть, как люди ждут результатов. Как по-разному проявляются характеры. Как по-разному они ждут. Ну, известно, что на экзамен нужно одевать самые старые туфли. И ни в коем случае не стричься! Это просто опасно!
А вот и результат!
Поразительно разнообразен человек! А этих уже ждут! Я думаю - их ждут. Но и ждут ведь тоже по-разному.
(Нарастает тревожность музыки).
Разве что любовь делает людей в чем-то похожими друг на друга.
Это Москва.
А это уже Варшава. Там внизу много людей. Но каждый из них видит мир по-своему. И каждый из них человек. Для каждой матери - ее ребенок лучший в мире. И для каждого ребенка - его мать самая лучшая в мире. Самая красивая. Неповторимая.
(Опять спокойная музыка. Показывают рисунки детей)
Моя мама - самая красивая. Называется эта серия детских рисунков. Моя мама - балерина. А моя мама - певица. Для этого берлинского малыша - его мама самая красивая. Так же как для этого московского малыша.
(Неожиданно показывают фотографию на которой немецкие солдат целится в женщину с ребенком. Звук выстрела. Тишина. Показывают живых детей. Потом сразу показывают мертвых детей. Показывают трупы истощенных людей. Показывают груду трупов истощенных людей.)
Дойчланд юбер алес. Написано на этом столбе. (Надпись грубо вырезана перочиным ножом.)
Германия превыше всего. Германия надо всем. (Продолжают показывать трупы истощенных людей.)
(Бьет колокол.)
Сейчас в Европе возникли новые музеи. Музеи на месте бывших концлагерей. Деревянные бараки давно сгорели. Точат только трубы среди травы. А каменные остались целы. Тоже все заросли бурьяном. Полевыми цветами.
Вот в этот барак можно войти. Давно выветрился здесь запах человеческого тела. Здесь умирали тысячи. А сейчас посетители музея оставляют надписи на стенах. Как оставляют их повсюду. Давно остыли эти печи со свежо выкрашенными дверцами  (показывают 3 печи в каждую из которых можно загрузить только один труп) и не работает ванна начальника крематория.
Он устроил ее тут же, рядом с печами. За стеклом со специальными приборами лежать эти тоны женских волос. Они перестали быть похожими на волосы. Свалялись как войлок. За стеклом эти тысячи протезов. В огромном бункере лежат детские ночные горшочки. Матери, приезжавшие сюда с детьми думали, что будут жить. Этот аккуратный холм, сложенный из пепла и костей миллиона человек (Холм на самом деле сложен не из пепла, а из земли с окрестных полей).
(тримфальный проезд Гитлера по улицам Берлина. Толпа ликует.)
Ну разумеется - это тоже люди. Вернее они думают, что они люди. Это уже толпа. Масса, как любил говорить Гитлер. Толпа. Здесь отдельный человек не стоит ничего. Стоят только десятки, сотни тысяч. Миллионы!
Для фюрера поставлено одно кресло. Одно! Для него! Сейчас он сядет. Сел!
Глава II.
"Майн кампф" или как обрабатывают телячьи шкуры.
Примерно в это время в старинном немецком городе были изготовлен особенный, уникальный экземпляр книги Адольфа Гитлера "Майн Кмпф", этой библии германского фашизма. Для этой книги отобрали телят лучшей немецкой породы, ободрали с них шкуры и обработали эти шкуры на старинных станках. Вот перед вами станок XVIII столетия. Мастера, проверенные до десятого колена изготовили из этих шкур особо прочный пергамент. Бригада художников. Специальной тушью. Особыми перьями. Шрифтом, который обсуждался в десятках канцелярий. От руки переписала эту книгу. Эти кадры взяты нами из культур-фильма, который называется "Книга немцев".
Вот слышите диктора? Это очень длинный культур-фильм. Разумеется мы включили только ничтожную часть кадров. Что до содержания книги, то пожалуй жаль что не все прочитали ее достаточно внимательно. Если бы все немцы вдумались как следует в содержание книги, пожалуй судьба Германии могла бы стать иной.
Бригада горняков спустилась в старинную немецкую шахту и руками добыла здесь руду. Руда была переплавлена в особых печах. Из нее были изготовлены переплетные доски. Это были листы нержавеющей и притом тугоплавкой стали. Вот их куют. Сейчас их закрепят. И книга будет готова. Она должна была храниться тысячу лет. Не испортиться, не потускнеть. Не заржаветь. Ибо ровно тысячу лет должен был длиться Райх Адольфа Гитлера - Третий Райх. Сейчас книгу заключать в специальный саркофаг. Вот. А затем похоронят ее в особом мавзолее.
Глава III.
Несколько слов об авторе.
Адольф Гитлер был известен полиции с 12-го года еще. Вот его полицейская карточка. Сын мелкого чиновника, неудавшийся художник, он был ефрейтором в Первую Мировую войну. А после войны стал платным осведомителем Рейхсвера. Этот завсегдатай пивных был направлен в качестве осведомителя в возникшую вскоре после войны Национал-социалистическую немецкую рабочую партию. Ну, насколько эта партия была социалистической и рабочей Вы можете судить по этим кадрам старой хроники. По этим дефилирующим господам и по тем кто принимает этот парад.
Но Гитлеру партия понравилась. Он записался в нее под номером седьмым и решил уо чтобы-то ни стало стать номером Первым. Мелкий буржуа, обыватель, он превосходно понимал душу обывателя. Был ловким демагогом. Стал вскорости главным оратором партии, а потом и фюрером этой нацисткой партии.
Примерно к этому времени на улицах немецких городов стали появляться вот эти ребятки в форме. Вот эти знаки свастики. Это идут штурмовики - главная опора партии. Кадры штурмовиков вербовались из числа мелких лавочников. (Штурмовик выкатывает велосипед с мотором из мясной лавки.) Вот это мясник. А вот тут булочник выходит.  Из числа чиновников. Деклассированных элементов. Не брезговали и просто уголовниками. Гитлер как-то сказал: "Мне нужны люди с крепкими кулаками, которых не остановят принципы, если нужно укокошить кого-нибудь." Вот эти люди с крепкими кулаками. "А если они сопрут при случае часы" ,- добавил Гитлер. - " Ну, что ж - не беда".
Обыватель с интересом присматривался к этой новой партии. К новой форме. Ему импонировали эти оркестры, мундиры и знаки. Гитлер поначалу еще не умел держаться как Фюрер. Сейчас Вы это увидите. Но он тренировался! Тренировался упорно! Вот он практикуется в произнесении речей перед зеркалом. Это кадры из альбома его личного фотографа. А сейчас Вы увидите как он применяет эти навыки на практике. Он выступал часто и обещал очень много. Обещал благосостояние для всех. Обещал вернуть утраченные по Версальскому договору земли. Квартиронанимателям обещал снизить квартирную плату. Домохозяевам повысить квартирную плату. Владельцам универсальных магазинов обещал уничтожить конкурентов, а мелким лавочникам уничтожить универсальные магазины. Вообще - он не скупился на обещания.
"Sieg Heil".
Слеты и парады штурмовиков делались все более мощными. Они стоили не мало денег. Но партию финансировали очень щедро. Финансировали какие-то тайные источники. На одном из слетов, например, уже в эти годы был съеден миллион двести тысяч сосисок. А к 1934 году это количество дошло уже до двух с половиной миллионов сосисок за один слет.
Связь с рейхсвером видна в каждом кадре. Обрядности, форме придавалось огромное значение. Это обряд освящения знамен. Посмотрите на лицо Гитлера. Как быстро он вырос, так сказать!
А парады в городах стали принимать просто угрожающие размеры. Походили уже на какие-то государственные мероприятия, хотя партия нацистов еще не была у власти. Для прихода к власти нацистам нужен был Гинденбург. Вот он!
Старый императорский генерал, ближайший сподвижник Вильгельма Второго Гинденбург волею судеб оказался Президентом Германской республики. Уважение к кайзеровскому мундиру и жажда реванша сделали свое дело. Вряд ли он даже понимал что такое республика. Но... Простите... Он кажется... Да. Он заблудился. Ничего! Сейчас выйдет... Выйдет. Все в порядке! Вышел!
Так вот, говорю, вряд ли он понимал что такое республика и тем не менее оказался ее Президентом. Старый аристократ - он презирал Гитлера. Называл его ефрейтором. Но в 1933 году он получил письмо от крупнейших капиталистов. От хозяев монополий. Письмо, грубо говоря, было подписано двумя миллиардами марок. И эти два миллиарда марок требовали от Гинденбурга чтобы он назначил Гитлера Рейхканцлером. Крупному капиталу нужен был диктатор.
Гинденбургу не хотелось назначать Гитлера. Но два миллиарда марок! Сейчас Вы увидите как он расстается с двадцатью пфенингами! И поймете что для него два миллиарда марок. Сейчас! Расстался! Аккуратно застегивает кошелек.
Как бы-то ни было - он назначил Гитлера рейхсканцлером. Его приветствовали фашистским приветствием. В последствии Гитлер говорил - мы обработали старого господина за три недели. Он более чем почтительно поблагодарил Гинденбурга за эту услугу.
И вот - Гитлер в своем кабинете. По началу он держится коллегиально, не хочет даже сесть первым. Предлагает другим. Членами кабинета были Геринг, фон Папен, Бломберг, Фрик, Гугенберг. Соратники Гитлера по партии и крупные капиталисты.
Гитлер сидит.
С этой минуты судьба Германии круто изменилась. (Маршируют СС-цы).
Глава IV
А В ЭТО ВРЕМЯ
Посмотрим что интересовало кинематографистов Запада в эти годы - годы прихода Гитлера к власти. Это кадры из обозрения мира. Вот перед Вами английский король. Кстати, он был двоюродным братом Николая Второго. Был еще жив тогда.
А это - бывший король Испании. Его тоже сняли. Исключительно ителлектуальное лицо! Король Норвегии, очевидно на спуске корабля. Королева Нидерландов. Спускается с собственной яхты. Шведский король играет в теннис. Очень не друно играет, не смотря на преклонный возраст.
Бывший Император Германии Вильгельм Второй. Кормит уток.
Франция. Бриан. Герой Первой Мировой войны Клемансо по прозвищу Тигр. Президент Франции ЛеБрен в кругу семьи. Крупные политические деятели Запада полагали тогда, что придя к власти Гитлер будет придерживаться умеренной политики. Посмотри на этого дяденьку!
И никто из властителей Европы не подозревал какую роль в их судьбе сыграет этот "дяденька".
Гитлер и прочие посещают оперный театр. Эти кадры тоже включены в обозрение мира как важнейшие.
Маленькая речь в честь Гинденбурга.
(в новостях показывают тюленя.) Чуть-чуть похож на Гинденбурга. В прочем эти тюлени включены в обозрение разумеется совсем не по этой причине. Просто зрителей и кино всегда занимало, когда животные похожи на человека. Вот и попали тюлени в обозрение вместе с королями и Гитлером.
XX век оставался XX веком. Кончилась только первая его треть. Население планеты еле перевалило за 2 миллиарда человек. На этих гонках оно немножко уменьшилось.
(показывают танцы.) Это не 1964 год! Это 1934! Похоже однако. То же явление XX века. Кэт Келуэй - знаменитый джазовый певец. Корифей 30-х годов.
А вот самая модная песенка 30-х годов. (Очи черные) Ее исполняли во всех столицах мира. Это Нью-Йорк. А это не то Лондон, не то Париж.
Все шло как обычно. Вот только Марлен Дитрих не вернулась в Германию. Не вернулась по политическим соображениям. Сейчас она дает интрвью. Пока, в ожидании лучшей работы она демонстрирует моды в Голливуде.
А рядом конкурс на пропорции Венеры. Не подходишь ты в Венеры! Вот это уже лучше. Эти венеры зарабатывают другим путем. (женский бокс) Питаться так сказать надо...
Нью-Йорк конечно. Даже в этом чувствуется XX век. И в этом. Упражнения полицейских с чучелами. Веселое представление. То же самое в натуре.
А это уже Лондон. Здесь были особые причины для уличных беспорядков. Дело в том, что главарь английских фашистов Мосли. Вот он идет посредине, вот перед знаком! Это Мосли. Он идет на митинг. Собирается произносить там речь. Лондонцы стараются его побить. Полиция берет его под защиту.
Марсель. Во Францию прибыл король Югославии Александр. По приглашению министра иностранных дел Барту. Дело в том, что Барту очень опасался Германии. Был сторонником сближения с Советским Союзом и пытался договориться о том же с Балканским государствами. И Барту, и король Александр были застрелены в машине. А убийца был убит. Убит на месте. Убит полицией. Это поразительно напоминает всю историю с убийством Кеннеди. В последствии выяснилось, что убийство было организовано из Берлина. Но тогда этого никто не знал. Преемником Барту был назначен Лаваль. Он придерживался германской ориентации. В последствии его судили за предательство. Политика Франции круто изменилась.
Вернемся, однако, в Германию. Посмотрим что там происходит.
Глава V
КУЛЬТУРА ТРЕТЬЕГО РЕЙХА
"Любой фельдфебель может быть учителем, но не каждый учитель может быть фельдфебелем".
Адольф Гитлер
В течении трех суток после прихода Гитлера к власти приходил эти факельные шествия - факелцуги. Я гляжу на этот поток огня и думаю - в чем был подлинный, глубинный смысл этих спектаклей? Ну да - они демонстрировали мощь нового порядка. Устрашали. Возбуждали простые души. Но все-таки самым главным в этих факелцугах было то, что они помогали превратить человека - в дикаря. Причем превратить его в дикаря в торжественной обстановке. Так что превращаясь в дикаря он чувствовал себя чуть ли не героем. А готовый на все дикарь был очень нужен Третьему Райху. Он нужен был прежде всего для того, чтобы истребить все, что противилось нацизму. Все, что стояло у него на пути.
Первый удар был нанесен по коммунистам. В концлагеря, в тюрьмы.
За коммунистами - социал-демократы. Руководители профсоюзов. Рабочие-активисты. Редакторы журналов, газет, радио. И вообще - все кто осмеливался думать иначе, чем думал Гитлер.
И вот я гляжу на эту огненную свастику и не могу примириться с мыслью о том, в Германии, в стране великой культуры к власти пришли полуграмотные, самодовольно тупые люди, которые сделали все чтобы превратить человека в восторженного дикаря.
Вот - жгут книги. Тогда их жгли во дворах всех университетов. Перед Берлинским университетом выступал Геббельс. Он произносил очень возвышенную речь. Он говорил о торжестве германского духа. О новой культуре, а под эту речь студенты, вместе с подручными Геббельса, вместе с СС-цами бросали в огонь книги. Кого же жгли? Жгли Толстого и Маяковского, Вольтера и Анатоля Франца, Ромен Ролана и Джека Лондона. А Геббельс говорил, а тем временем жгли лучших немецких писателей. Жгли Гайне, жгли Томаса и Генриха Мана, жгли Фейхтвангера, Ремарка, Бертольда Брехта. Ну, разумеется жгли Маркса, Энгельса, Ленина. Жгли труды величайших ученых не арийского происхождения.
Человеческая мысль летела в огонь. А что же осталось?
Осталось! Вот - академия наук. В том виде, который она постепенно приобрела. Выступает Геббельс. Он представляет Академии нового президента - Зейс Ингварда. Вот ему вручаются президентские полномочия. Зейс Ингвард - гауляйтер Австрии. В общем - нормальный палач. Произносит президентскую речь. Интересен состав слушающих.
А вот это - уже Академия права. Выступает Франк. Состав присутствующих поразительно похож на тот, который мы только что видели. Кстати, эта Академия права приняла постановление, согласно которому любовь к фюреру является правовым понятием. Поэтому за не любовь к фюреру можно судить уголовным порядком.
А вот это уже совещание Сельских хозяев. Не перепутайте с Академией права. Выступает министр Даре. Сидят сельские хозяева. Нового типа... Так сказать пахари Третьего Райха.
А вот вся верхушка Империи. Встречают Гитлера. Мы тщетно пытались здесь найти хоть одного человека в штатском, хоть одно пальто, хоть одну шляпу.
(продолжение следует)
Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments