fuchik2 (fuchik2) wrote,
fuchik2
fuchik2

Category:

Советский пропагандистский фильм 1965 года режиссера М.Ромма

(продолжение)
Глава VI
ВЕЛИКАЯ НАЦИОНАЛЬНАЯ ИДЕЯ В ДЕЙСТВИИ
Однажды Гитлер сказал: "Найдут где-нибудь череп - и заявляют что это наш предок. Я утверждаю, что нашим предком Неандерталец не был! Мы происходим прямо от древних греков."
Вообще, пропорции черепа были важной составной частью расистской теории. Вот перед Вами лектор. Он показывает, где расселены правильные черепа. Нордические черепа. Так сказать, истинно арийские, германские черепа. В одной руке у него правильный череп, а в другой не правильный череп. В одной нордический, а в другой не нордический. Вот люди с правильными черепами. Вот правильный череп. Вот правильный череп. Тоже правильный череп. Вот целый ряд людей с правильными черепами.
А вот - неправильный череп. Александр Сергеевич Пушкин. Славянин, да еще с примесью негритянской крови. Или например Лев Толстой. Ну, не правильный череп. Я уж не говорю о Карле Марксе. У Антона Павловича Чехова - то же не правильный череп. И у Маяковского. И уж совсем неверная голова у Эйнштейна. Бросается в глаза.
За то, вот человек с правильным черепом - Мартин Борман. Говорят, до сих пор скрывает свой правильный череп где-то в лесах Аргентины. Или, например, Рем. Какой прелестный череп! Штрайхер - главный проповедник по делам расизма, мракобесия и юдофобства, тоже очевидно полагает, что у него идеальной формы череп.
Перед Вами номер Die Deutsche Wochenschau гитлеровских времен. Мы откопали его в архиве Геббельса. Диктор говорит: "Посмотрите, как эти евреи делят между собой богатства Советского Союза". А в кадре Александр Петрович Довженко вручает диплом лауреата Сталинской премии Ивану Александровичу Пырьеву. Вы слышите диктора? Вот сейчас. А это - Пирогов. Серафимович. Этот номер характерен. Это нежданова. Характерен для методов Геббельсовской пропаганды. Это Тарханов.
Штрайхер между тем продолжает свою речь. Он требует, чтобы Германия была очищена от неправильных черепов.
Германия стала очищаться. Те люди, с неправильными черепами, которые догадались вовремя уехать, те еще спаслись. Видите, на них специальные бирки. Они спускаются с парохода где-то за рубежом. А те кто не захотел покинуть свою Родину, не решился уехать, тем пришлось хуже.
Перед Вами кадры из пропагандистского фильма, сделанного по заказу национал-социалистической партии. Фильм о том, как должны свершаться истинно арийские браки. Доктор спрашивает: "Документы представлены?". "Представлены". "Невеста здесь?" "Здесь". "Пусть войдет". Вот жених и невеста. "Невеста входит". Жених ждет. Чуть-чуть взволнован. "Фройлен", - говорит доктор. "Когда два молодых человека вступают ныне в брак, они принимают на себя большую ответственность". Ну, мы не будем дальше переводить речь доктора. Мы позволим себе сослаться на более крупные авторитеты в данном вопросе.
В одной из речей Кальтенбруннер заявил: "Надлежит обязать всех замужних и не замужних немецких женщин, родивших менее 4-ырех детей, зачинать детей от мужчин, безукоризненных с расовой точки зрения. Женаты ли эти мужчины - не играет никакой роли. Каждая семья, у которой уже есть четверо детей должна предоставить мужчину для этого мероприятия".
Вы слушайте, как слушает невеста, посмотрите! Мы не знаем, готов ли жених к восприятию этого заявления Кальтенбруннера или вот этот новый посетитель, мы продолжим цитаты.
Однажды Гитлер сказал: "Мне захотелось сделать что-нибудь для окрестного населения в Бертсгардене. Тут население не чистое с расовой точки зрения. Немножко слабое. Но после года пребывания здесь полка  лейб-штандарт в окрестностях появилось множество бодрых, здоровых, крепких ребятишек. Надо оказать такую же помощь населению Баварии и Восточной Пруссии. И послать туда отборные войска для улучшения местной породы населения".
В другой раз Гитлер сказал: "Вообще лет через 100 вся отборная часть немецкой нации будет продуктом деятельности СС". Имеется в виду деятельность особого рода. Так сказать, высокопродуктивная деятельность по разведению породистых детей.
Ну, процедура опроса и осмотра заканчивается. Все, кажется, в порядке. Вот невеста выходит. "Поздравляю Вас", - говорит доктор. Жених в восторге: "Благодарю, благодарю Вас доктор!" "Но зачем же благодарить меня",- гворит доктор. "Благодарите предков фройлен. Можно жениться".
Через несколько лет, уже во время войны. Было найдено новое практическое выражение для национальной идеи. Солдат, отправлявшихся в отпуск, снабжали специально изготовленными разборными люльками. Вот - эта люлька. Солдаты должны были вручать эти люльки девицам. Солдаты получали так же удостоверение о том, что если девица забеременеет, то это является патриотическим актом. Вот идет такой, полностью экипированный солдат.
А Гиммлер издал даже приказ, очень подробно разработанный, специальный приказ. Смысл его сводился к тому, что девицы не должны отказывать солдатом. Эта девица, как видите, не отказала. Вот к ней являются официальные представители. Ей вручается букетик цветов. А сейчас ей будет вручено удостоверение. Вот, он лезет в карман за ним. Удостоверение о том, что девица правильная, и ребенок правильный. Такие дети назывались - подарки фюреру.
Ну, вернемся на несколько лет назад. В 30-х годах в городах Германии происходили своего рода государственные маскарады, парадные шествия. Целью этих маскарадов было очевидно доказать, что вся двухтысячелетняя история Германии была только прелюдией к Третьему Райху. Очевидно фашизм начинается там, где начинается национальное чванство. Когда человек поверил, что он лучше другого уже потому, что он немец.
Глядя на эти мирные шествия, трудно представить себе, что это только подготовка к истреблению других народов. Но это так.
Заглянем еще раз в будущее. Перед нами доклад полицей-президента Варшавы Штрофа, доклад-отчет об истреблении всего еврейского населения Варшавы. Этот отчет для документальности и точности снабжен вот этими фотографиями. Фотографиями люди, которые подлежали уничтожению и были уничтожены поголовно.
Вот это было приложено к отчету. (Показывают знаменитую фотографию с маленьким мальчиком у которого подняты руки вверх.) Они уже приготовились к смерти (Следующая фотография. На земле лежат живые люди.) Ждут только выстрела. Ждут. Доклад подписан - бригаден-фюрер, генерал-майор полиции Штрап.
Глава VII
ЕЙН ФОЛЬК
ЕЙН РЕЙХ
ЕЙН ФЮРЕР
Один народ, одна империя, один фюрер.
И так, единство нации. Ради демонстрации этого единства вся Германия в определенные дни ела общий суп. Это входило в программу зимней помощи. Ела под звуки военных оркестров. Айн топ - в переводе - один горшок. Огромные котлы, общая похлебка. И опускались мелкие монетки в кружку. Вот так!
Ну, разумеется дело не в этих мелких монетках. Не в этой похлебке. Дело в том, что это было свидетельством благонадежности. Ты съел общий суп и тем самым выразил солидарность с мероприятиями нацистской партии и правительства. Это так просто - съесть тарелку супа и опустить несколько монеток.
Общий суп ели даже в Райх-кнцелярии. Тут правда публика собиралась почище. Тут сам Гитлер посещал это едалище. Правда я сомневаюсь чтобы он ел этот суп. Ведь он был вегетарианец. Как это ни поразительно. Во всяком случае он опускал монетки. Вот пошла первая марка. Сейчас быть может... Да, пойдет и вторая! Подождем ради такого торжественного случая... Ждем... Ну, не дождались! Не важно!
Качание! Тоже своего рода единство. Народный обычай правда. Во всяком случае в этом качании действительно есть какое-то ощущение общего действия. А кроме того обывателю оно помогало отогнать тревожные мысли, которые, веротятно, иной раз все-таки посещали его. Покачался - и стало легче на душе!
В те годы качались действительно в массовом масштабе. Ради демонстрации единства партийные фюреры (это Геринг) посещали народные праздники.
Стрельба из лука. Народный обычай. Геринг стреляет. Попал. Не знаю как в жизни, а в кино - попал. Ему подносят традиционную кружку пива. Хочешь, не хочешь - надо выпить. Единство требует. Хайль! Райхсмаршал пьет! Выпил, вытер губы народным способом. Продемонстрировал единство с народом.
А вот и подлинное единство. Тот же Геринг и Крупп фон Болен унд Гальбах. Тот самый Крупп - король пушек, король танков, король всего, что убивает. В дни юбилеев крупповских заводов вся верхушка нацистской партии посетила Круппа. Когда-то нацисты обещали поприжать крупный капитал. Теперь они стоят в очереди за рукопожатиями. Стоит в очереди и Гиммлер - шеф ГЕСТАПО. Дождался. Прижал. Еще раз прижал.
Вот, пожалуй в эти дни ярче всего... Это Гесс идет. Заместитель Гитлера по партии. Ярче всего была продемонстрирована подлинная сущность экономической программы нацизма. А вот и семья Круппа. Справа, сейчас войдет в кадр, нынешний Крупп - хозяин крупповских монополий в ФРГ. А речь произносит тогдашний Крупп, старый Крупп. Нам интересно чем он кончит... Хайль Гитлер! Так он кончил.
А вот тоже демонстрация единства, но уже на базе автобанов. Автомобильных дорог. Казалось бы невинное дело - строительство автодорог. Но ведь дело в том, что это были стратегические автодороги. Это был первый шаг к войне. Сейчас Гитлер будет произносить речь. Он произнесет ее в обычном своем стиле самовозбуждения. Начинает он как будто даже не уверенно. А потом взвинчивает себя до крика. Готово! Орет! Кстати, орет он простейшие вещи. Что нужно работать, что нужно трудиться, что нужно строить автобаны. Словом - рабочие, за работу. Все это можно было сказать гораздо спокойней. Но это нравилось. Ахтунг. Уже высыпана специальная вагонетка рыхлой земли. Копает своей фюрерской рукой. Мы повторим этот кадр еще раз, чтобы Вы полюбовались на человека позади Гитлера. Повторяем. Так. Так. И так.
Строительство второго автобана. Открывает Геринг. Третьего Гесс. А строительство какого-то маленького автобана открывает и фюрер поменьше и копает он как-то лениво. Не усердно. Что? Все? Ну что ж можно и идти.
Вот промышленная выставка. По ней можно судить о том, куда шла Германия. Подводные лодки, танки. Самолеты. И даже авиабомбы. И надо всем - Гитлер.
Глава VIII
О СЕБЕ
"МОЯ МАТЬ БЫЛА ОБЫКНОВЕННОЙ ЖЕНЩИНОЙ, НО ОНА ПОДАРИЛА ГЕРМАНИИ ВЕЛИКОГО СЫНА"
АДОЛЬФ ГИТЛЕР
Моя фуражка - фас. Профиль. Я - на фоне гор. На фоне моря. Я и белочка. Я и девочка. Я и львы. А это я среди моих поклонников из народа. Торт, который преподнесли мне ко дню рождения. Поваров на всякий случай обыскали.
Тоже подарок. Носки, которые связали мне немецкие женщины. Я и Зигфрид. Работа неизвестного художника. Жаль только что я выглядываю из подмышки у Зигфрида. Лучше бы наоборот.
Я в хорошем настроении. В плохом. Не помню уж что там случилось. Снова в хорошем. Там на заднем плане Муссолини, Вы не обращайте пока на него внимания. А! Автограф! Ну подходящая спина всегда найдется.
Я серестил руки на груди. В последствии я нашел для них другое место.
Редкостный кадр. Я обхожу почетный караул во фраке. Портной был награжден. В общем фрак действительно сшит хорошо. Сейчас я уйду.
Я произношу речь. Кстати, в этой речи Гитлер заявил, что он достиг всего, представьте себе, прилежанием и трудолюбием. Он жаловался, что преживал очень тяжелые времена. Голодал мол даже. Но упорно стремился к своей великой цели. И в конце концов преодолел все эти великие трудности и достиг цели. "Нет, не интеллигенция дала мне силы",- продолжал Гитлер. И заявил, что он всегда опирался на рабочих и крестьян. Ну, естественно! XX век - на кого же и ссылаться, как не на рабочих и крестьян. Даже Эрхард ссылается на рабочих и крестьян.
Гитлер произнес великое множество речей. Все они довольно банальны по содержанию, но выполнены, так сказать, с огромным темпераментом. Но кроме того записаны все его застольные беседы, а это неисчерпаемый кладезь премудрости.
Гитлер говорил, что прирожденная раса господ - это только немцы. И что они призваны владычествовать над всем миром.
А что славяне - это прирожденная раса рабов. Что большинство русских нужно уничтожить. А тех кто останется в живых нечего учить грамоте.
Что украинцев следует снабжать бусами, как все колониальные народы. Что арабы - это лакированные обезьяны. Что итальянцы ленивы. Что среди румын есть один порядочный человек, да и тот Антонеску. Что Швейцария - это прыщ на теле Европы. И что если Германский народ не проявит твердости духа, то его тоже следует уничтожить.
Вообще, заявил Гитлер, один я имею право решать - какой народ будет существовать, а какой должен быть истреблен.
Вот в этой речи Гитлер сказал: "Некоторые утверждают - фюрер - это да. Но партия это что-то другое. Нет мои друзья", - продолжал он. "Я и есть партия".
Это заявление Гитлера имело оглушительный успех. Ему пришлось переждать овации.
"И так же как я чувствую себя частицей партии", - продолжал Гитлер. "Так партия является частью меня самого".
Вы подумайте только - партия нацистов является частью Адольфа Гитлера. Жалко он не уточнил какой именно частью. А закончил свою речь он так: "И если я когда-нибудь умру, то дух мой останется жив. Зиг хайль! Зиг хайль! Зиг хайль!".
Многие великие держали руки скрещенными на груди. Но Гитлер в конце концов действительно нашел для них другое место. Как бы это выразится по деликатнее... Пониже пояса. Он упорно держал руки именно здесь. Если была занята правая рука - держал здесь левую.
Ему стали подражать. Подражателей делалось все больше. Первым научился держать здесь руки шеф гестапо Гиммлер. Мой кроткий Генрих, как называл его Гитлер. Герингу это было труднее. Из-за брюха. А вот держать так руки Рэм и Гесс. Справа от Вас Гесс слева Рэм.
Рэм командовал штурмовыми отрядами. Был одним из ближайших сподвижников Гитлера. Но однажды, на параде штурмовиков он совершил грубейшую ошибку. Гитлер, из вежливости конечно, пригласил его в машину, а он в серьез принял это приглашение, и вошел. Очевидно он не внимательно читал "Майн Кампф" - там ясно написано, что у партии должен быть один фюрер, а не два фюрера.
Ну, кроме того, Рэма недолюбливали военные - они побаивались его штурмовиков... В общем пришлось его пристрелить, а личный фотограф Гитлера вынужден был испортить несколько памятных фотографий.
Ну, хватит о Гитлере. Все, Гитлер, Гитлер. Надо же сказать несколько слов о Муссолини. Вот он идет. Все таки это был предшественник. Да и слово "фашизм" - это итальянское слово.
Муссолини первым изобрел этот жест, а Гитлер только повторил его. Муссолини первым стал долбать киркой, а Гитлер уже потом копал лопатой. Но кроме того Муссолини работал на молотилке, а это для Гитлера было просто не доступно. Что до саморекламы - это написано слово "дуче", дуче в переводе означает - фюрер, вождь. Так вот, что до саморекламы, то Муссолини превзошел самого Гитлера. Такую стенку и в Третьем Райхе не увидишь. Зато, факельные шествия у Муссолини были не достаточно организованы. Производит такое впечатление, что они сейчас подожгут Рим.
Однажды Гитлер сказал, что Муссолини несомненно является потомком древних цезарей. Похоже. Вот посмотрите - там в глубине сейчас поднимется из толпы его портрет. Очень забавно.
А это Дуче произносит речь. Очень интересно по поведению его, по его мимике. О! Смотрите! Но кроме того интересно, что правая половина кадра - запечатана. Обратите внимание - она запечатана черным. Там стоит кто-то, кто очень раздражает Муссолини. И фашистские кинематографисты решили запечатать эту половину кадра. Чтобы не было видно - кто там стоит. А стоял по-видимому король Виктор Иммануил. Муссолини презирал его за маленький рост, вообще ревновал его, недолюбливал... Вот!
Содержание речи в общем нам не интересно. Ее нужно смотреть, а не слушать. Посмотрите на этого дуче. Очень забавное явление. Ну, хорошо! А? Просто хорош! Во! Но вот это Муссолини явно позаимствовал у Гитлера.
Ну... Расстанемся с Муссолини. Мы покажем Вам несколько его скульптурных портретов, тем более что мы переходим к вопросу об искусстве фашизма.
Глава IX
ИСКУССТВО
"АКТЕРАМ И ХУДОЖНИКАМ НУЖНО ВРЕМЯ ОТ ВРЕМЕНИ ГРОЗИТЬ ПАЛЬЦЕМ"
АДОЛЬФ ГИТЛЕР
Вы думаете - это очередной парад? Нет! Это Гитлер посещает выставку скульптуры и живописи. Кстати, произведения для этой выставки отбирал лично Гитлер. Посмотрите внимательно на лицо этого солдата. Вот опять Гитлер. И опять Гитлер. И опять Гитлер. Кое-что перепало и Герингу. Ну что тут поделаешь! Как бы говорит эта статуя.
А вот то, что не поместилось на выставке. Да и не могло поместится. Это мастерская Торока - ведущего скульптора Третьего Райха. Гитлер говорил: "Когда мы будем проводить представителей покоренных народов через Берлин - они должны быть потрясены и подавлены величием наших монументов. Действительно - мяса много. Груды мышц и никакой мысли. А из животного мира сохранились только лошади.
А вот особый случай - воин завоеватель. Такие вот памятники, только 30-метрового размера должны были стоять по границам Третьего Райха. На Урале, на Белом море, на Черном море и на вершинах Кавказа. И уже заготовлена статуя раба. То, что ожидало нас с Вами. И голова победителя от которого нечего ждать пощады.
Перейдем однако к вопросам литературы. Гете и Шиллер между двумя свастиками. В этом домике в Веймаре проходила выставка немецкой книги. Ее посетил Геббельс. Ну, на почетном месте лежали, естественно, лежали сочинения самого Геббельса. Трудов как видите не пожалели. Автор доволен. А что до остальных разделов выставки, то о них можно судить по этим вот витринам. Гитлер здесь, Гитлер там. Гитлер в Италии. Гитлер на Родине. Вот так!
А вот и сами писатели. Их ведут завтракать под скромной охраной. Кормят в общем прилично. Что до качества самих писателей, то не взыщите - что осталось, то осталось. Потом они выслушивают наставления Геббельса - о чем писать и как писать. Мотают на ус. Вынашивают творческие планы.
А это уже эстрада, театр, кино. Надо же обывателю когда-нибудь и отдохнуть. Полюбоваться красивой жизнью. Очень, очень мило! Разница между этими герлз и, скажем, американскими или там французскими, английскими герлз, заключается в объеме бедер. У герлз Третьего Райха должны были быть мощные бедра. А вот и Мари Карок - главная звезда гитлеровского кино. Немножко секса. Обыватель Третьего Райха жил не очень-то легко, работал много и трудно, с продовольствием было не важно. Геринг говорил, что от масла только жиреют. Надо было чем-нибудь заменить масло. Вот вполне подходящая замена.
Кстати, это нравилось! Это нравится до сих пор. Боюсь что это еще долго будет нравится.
Комический дуэт. Стандарт бедер тот же.
Ну, а тут действуют совсем другие нормативы. Это вамп, а вамп положено быть тощей. Это закон. Посмотреть на такую, а потом вернуться к законной жене. К скучной работе.
И все-таки - самым важным, самым главным в искусстве Третьего Райха было вот это - парады. Это было подлинное искусство. Именно здесь безудержный полет фантазии и творческое вдохновение давали блестящие результаты. Кстати, это искусство имело массовый успех. Первоклассный солист. Нет, вы полюбуйтесь только на самозабвенный восторг этого виртуоза. Кстати, это Рихтгофен - командир легиона "Кондор". Это он бомбил Гернику, Мадрид, а потом Сталинград. Браво. Бис.
КОНЕЦ ПЕРВОЙ ЧАСТИ
(продолжение следует)
Tags: масоны, тамплиеры
Subscribe

  • Error

    default userpic
    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment